Комментарий недели. Угрожает ли экономике наличие отрицательного капитала Нацбанка?
04.02.2013 12:26
—
Новости Экономики
Комментарий недели. Угрожает ли экономике наличие отрицательного капитала Нацбанка?
Фото: REUTERS/Vasily Fedosenko
Вопрос от пользователя Евгения Довгеля: В отчете Нацбанка за 2011 г. указано, что капитал Нацбанка на начало 2012 года равен МИНУС (–) 25 трлн рублей. Этот минус превышает 20% от всей суммы баланса Нацбанка и в 2,6 раза больше, чем в том же балансе весь объем обязательств Нацбанка по национальным деньгам, находящимся в экономике страны. Кто бы мог бы здесь пояснить, что означает ОТРИЦАТЕЛЬНЫЙ КАПИТАЛ Нацбанка? Может быть, он сформирован из антиматерии?
Ответ: Отрицательный капитал означает, что активы Нацбанка меньше его обязательств. Такая ситуация действительно может казаться странной. В случае предприятий или коммерческих банков отрицательный капитал сигнализировал бы, что такой организации угрожает банкротство и потому ей срочно необходима капитальная поддержка со стороны собственников. Исключением может быть ситуация, когда значение отрицательного капитала небольшое, у организации достаточно средств, чтобы исполнить краткосрочные обязательства, а текущий и ожидаемый финансовый результат является положительным – другими словами, капитал может вернуться к положительным значениям в ближайшее время.
В случае, когда речь идет о центральных банках, стандартная интерпретация такой ситуации неприменима. Центральный банк, обладая правом эмиссии денег, может погасить практически любые обязательства, создав новые. Таким образом, даже имея отрицательный капитал, центральный банк в большинстве случаев может функционировать без каких-либо проблем. В то же время нужно понимать: если центральный банк для исполнения обязательств в иностранной валюте эмитирует национальную валюту и конвертирует ее в иностранную, он увеличивает денежную базу, а это способствует инфляции. Если суммы обязательств, погашаемых таким образом, велики, то это может существенно ускорить инфляцию и снизить репутацию центрального банка. Более того, отрицательный капитал и необходимость рекапитализации со стороны государства может ставить под угрозу независимость центрального банка. Например, государство может осуществить вливания в капитал лишь при условии, что центробанк будет искусственно стимулировать экономический рост.
Тем не менее, существуют примеры центральных банков, которые успешно выполняют свои функции, имея отрицательный капитал. Это Национальный банк Чехии и Центральный банк Чили. Национальный банк Чехии заканчивал 2002-2011 годы с отрицательным капиталом, а у Центрального банка Чили в этом же периоде капитал был положительным только по итогам 2002 и 2008 годов. При этом инфляция в обеих странах в 2002-2011 годах была невысокой: в Чехии в среднем в год она составляла 2,3%, а в Чили – 3,3%.
Национальный банк Беларуси 1997-2010 годы заканчивал с положительным капиталом (более ранней статистики в открытом доступе нет). Несмотря на отрицательный капитал по итогам 2011 года, Нацбанк закончил год с прибылью (в бухгалтерском смысле). Если проанализировать составляющие капитала, то можно заметить, что отрицательный капитал возник только в результате потерь от переоценки активов и обязательств в иностранной валюте из-за девальвации белорусского рубля. В целом отрицательный капитал по итогам 2011 года составил 25 трлн 20 млрд рублей, а потери от переоценки достигли 26 трлн 555 млрд рублей. То есть, если бы курс белорусского рубля оставался неизменным, капитал был бы положительным. Обязательства Нацбанка в иностранной валюте превышают активы в иностранной валюте, поэтому обесценение рубля приводит к потерям от переоценки. Эта ситуация противоположна тому, что происходило в Чехии: там отрицательный капитал у Нацбанка возник из-за укрепления кроны и снижения суммы чистых активов в иностранной валюте, выраженных в кронах.
Чистые обязательства в иностранной валюте сформировались у Нацбанка Беларуси в середине 2009 года и существенно выросли в 2010 году. Это произошло из-за того, что Нацбанк в условиях растущего дефицита внешней торговли распродавал валютные резервы, чтобы удержать курс белорусского рубля по отношению к корзине валют в границах валютного коридора. В результате Национальный банк понес потери вдвойне: у него сформировались значительные чистые обязательства в иностранной валюте, а белорусский рубль в итоге все равно существенно обесценился. Если бы в начале 2009 года режим обменного курса был изменен на плавающий, то вместо потерь Нацбанк получил бы чистый доход от переоценки. Положительным моментом во всей этой истории является то, что чистые обязательства Нацбанка в иностранной валюте за 2011-2012 годы уменьшились с примерно 4,8 млрд долларов до 1,3 млрд долларов.
Для того, чтобы в долгосрочном периоде вернуться к положительным значениям капитала, Нацбанку необходимо вновь обладать чистыми активами в иностранной валюте. При условии, что белорусский рубль будет постепенно обесцениваться, это будет приводить к чистому доходу Нацбанка от переоценки активов и обязательств в иностранной валюте и способствовать уменьшению отрицательного капитала. Чтобы вернуться к положительному капиталу быстрее, потребуются вливания со стороны государства (причем без вмешательства в политику Нацбанка). Но такой шаг не будет являться необходимым, если отрицательный капитал не помешает Нацбанку достигать целей монетарной политики. По крайней мере, в 2012 году Нацбанк основную цель выполнил: инфляция снизилась до прогнозировавшихся Национальным банком в начале года значений.