Школа бизнеса. Спасут ли советы директоров от "удельных князьков" и давления госорганов?

Источник материала:  
23.01.2013 09:57 — Новости Экономики

Школа бизнеса. Спасут ли советы директоров от "удельных князьков" и давления госорганов?

TUT.BY
Школа бизнеса. Спасут ли советы директоров от "удельных князьков" и давления госорганов? Наличие совета директоров является совершенно обычным явлением для любой более-менее крупной западной компании. Для Беларуси это явление не столь распространенное, однако такие органы управления появляются и в отечественных фирмах. По мнению экспертов, при правильном подходе к организации дела деятельность совета директоров будет способствовать более эффективной работе предприятия.

Обычно советы директоров выполняют функцию своего рода посредника между собственниками бизнеса и теми, кто непосредственно руководит деятельностью компании. Именно они должны добиваться от менеджмента компании выполнения целей, поставленных собственником или акционерами. Важно отметить, что совет директоров – коллегиальный орган, предполагающий командную работу. Члены совета обладают разным опытом и знаниями и потому могут друг друга дополнять, вместе искать лучшие пути решения проблем. Если собственник управляет компанией единолично, добиться взвешенных решений удается не всегда: со временем его взгляд может "замылиться", а ежедневная необходимость стоять у руля бизнеса может помешать рассмотреть новые тенденции на рынке или угрозы.

"Довольно часто советы директоров создаются в компаниях, где собственник решает отойти от оперативного управления. Это позволяет бизнесмену освободить себе время, чтобы заняться чем-то другим или просто отдохнуть. Но самое главное – это дает ему возможность посмотреть на бизнес не изнутри, а снаружи", - сказал TUT.BY руководитель проекта Бизнес-академия собственника Бизнес-школы ИПМ Максим Поклонский.

Наличие советов директоров необходимо для компаний, недавно приобретенных новыми инвесторами, которые пока не вошли во все тонкости бизнеса. Создаются они и на предприятиях с большим количеством акционеров. Кстати, одна из функций советов директоров в таких компаниях - защита интересов мелких совладельцев. Ведь при обычном голосовании на общем собрании крупные акционеры, в том числе и государство, имеют возможность провести нужные для себя решения, не особо считаясь с интересами тех, кто имеет небольшое количество акций. А в совете директоров действует принцип "один человек - один голос", что позволяет принимать решения более взвешенно и справедливо. На сегодняшний день проблема защиты миноритарных акционеров для Беларуси не особенно актуальна. Ведь пока в нашей стране мало задействованы механизмы, позволяющие гражданам войти в состав собственников предприятия.

"Если бы любой желающий мог купить "голубые фишки" - акции "Беларуськалия", "МАЗа" и других компаний, тогда функция защиты миноритарных акционеров - студентов и бабушек, которые вложили в это свои деньги - стала бы очень важной", - говорит член совета директоров компании "ЮНИТЕР" Владимир Василевский.

Для эффективной и непредвзятой работы совета директоров в его состав вводят независимых управленцев и экспертов, которые не имеют прямого отношения не только к менеджменту компании, но и к ее поставщикам и подрядчикам. При этом "участие директора и его замов в совете директоров либо ограничено, либо вообще не предполагается – присутствуя на заседаниях совета, они могут не иметь права голоса в нем", отмечает Владимир Василевский.

По словам Максима Поклонского, "белорусский крупный бизнес начал внедрять советы директоров с конца 1990-х годов. В среднем бизнесе начало этого тренда относится к середине нулевых, когда наиболее продвинутые бизнесмены разглядели преимущества данного института. Сегодня интерес уже достаточно велик. Собственникам понравилась идея уполномоченного органа, который занимается системным развитием компании и контролем за выполнением требований владельцев".

В то же время, как отмечают эксперты, пока что не во всех белорусских компаниях советы директоров работают эффективно. Как считает Владимир Василевский, на многих предприятиях они принимают решения формально. Причин этому несколько. К примеру, если акции предприятия сильно распылены, то компания может находиться под властью действующего директора и узкого круга его приближенных. Директор в таком случае становится своего рода "удельным князьком". Как ни странно, подобная ситуация возникает и когда акционеров слишком мало, и они фактически замещают собой деятельность совета директоров. Своя специфика есть и на крупных предприятиях с государственной долей собственности, поскольку их контролируют органы госуправления - доводят планы, вникают в кадровые вопросы. В этом случае полномочия совета директоров могут быть заметно урезанными. Тем не менее эксперты считают, что при правильной организации работы советы директоров могут быть эффективными и на госпредприятиях.

"Если какое-то министерство освоит технологию совета директоров, наберет правильный состав этой группы, правильно смоделирует его деятельность, то почему бы и нет? Помешать этому может, в первую очередь, то, что ответственность чиновников в существующей системе сильно размыта", - рассуждает Максим Поклонский. По мнению Владимира Василевского, идея создания советов директоров на госпредприятиях может быть успешной только тогда, когда у них будут реальные, а не фиктивные, полномочия. "Чтобы делегировать эти полномочия, собственник в лице государства должен правильно подобрать членов совета и мотивировать их, чтобы они не искали возможности оседлать какие-то финансовые потоки и не решали свои вопросы, пользуясь членством в совете директоров", - говорит Василевский.

В целом же, уверен Максим Поклонский, связка "собственник-совет директоров-менеджмент" при правильной организации работает очень эффективно. Но это дело не одного дня: "Это не такая простая модель, которую можно внедрить за несколько дней. Управленческая культура и система руководства так быстро не меняются, и совет директоров полноценно заработает только через полугодие-год. И все же бизнесмены, которые внедрили такой институт у себя в компаниях, продолжают его развивать. Значит, он может работать в Беларуси так же хорошо, как и в других, развитых, странах".

←«А-100» получила 10 миллионов евро от ЕБРР

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика