Контролирующих и надзорных органов в Беларуси станет меньше
16.01.2013 13:37
—
Новости Экономики
Контролирующих и надзорных органов в Беларуси станет меньше
Комитет Госконтроля Беларуси ожидает дальнейшего сокращения контролирующих и надзорных органов в республике. Об этом сегодня в ходе онлайн-конференции на сайте БЕЛТА сообщила начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Комитета государственного контроля Данута Рыжикова.
"Основная работа в этой части у нас еще ведется, Совету Министров указом №332 от 26 июля 2012 года поручено вместе с облисполкомами пересмотреть функции контролирующих надзорных органов с целью их сокращения, - отметила она. - На данном этапе работа еще не завершена".
Данута Рыжикова уточнила, что количество контролирующих органов уже сократилось в Беларуси с принятием указа №332. Так, потеряли право контроля за деятельностью субъектов хозяйствования ряд коммерческих организаций, занимавшихся этим ранее. Утратили это право структурные подразделения без статуса юрлица, которые самостоятельно не могут назначить проверки. Также пересмотрен перечень других контролирующих организаций, входящих в состав республиканских органов управления, которые раньше производили контроль.
Специалист напомнила, что согласно утвержденному указом № 332 перечню сегодня в республике работает 58 контролирующих и надзорных организаций республиканского уровня. В их состав входят органы финансового контроля, органы, ведущие ведомственный контроль, а также надзорные. В их числе структуры, которым дано право проверять вопросы достоверности статистики, лицензирования и тех видов деятельности, что прописаны в утвержденном законодательством перечне.
Данута Рыжикова рассказала, что органами, осуществляющими функции финансового контроля, на сегодняшний день являются Комитет государственного контроля, соответствующие организации Минфина, налоговые и органы ведомственного контроля. Сюда же относятся структуры, контролирующие соблюдение госсобственности, к примеру Комитет по госимуществу. К надзорным причислены органы пожарного, санитарного, ветеринарного, энергетического, строительного надзора.
Более 2 тысяч проверок было исключено в Беларуси в 2012 году из координационных планов
Более 2 тыс. проверок было исключено в Беларуси в 2012 году из координационных планов проверок. Об этом также сообщила начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Комитета государственного контроля Беларуси Данута Рыжикова в ходе online конференции на сайте БЕЛТА.
"Всего в 2012 году из координационных планов в областях и Минске было исключено более 2 тыс. проверок, - отметила Данута Рыжикова. - В большинстве случаев исключались проверки территориальных подразделений надзорных органов - МЧС, Минздрава и других. Причины самые разные. Это и переход субъекта в более низкую группу риска, прекращение осуществления поднадзорного вида деятельности, изменение места нахождения субъекта, его реорганизация".
В том числе более 1 тыс. проверок исключено в связи с изменениями, внесенными указом №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Из планов исключались проверки, которые до принятия этого указа были запланированы структурными подразделениями без прав юрлица. Также исключались проверки, не соответствующие вновь утвержденным критериям отнесения проверяемого субъекта к группе риска, мероприятия технологического (поверочного) характера и другие.
Законодательством предусмотрено исключение проверок из текущих координационных планов в ходе их исполнения, отметила Данута Рыжикова. До принятия указа №332 исключить проверку можно было только на основании уведомления, представленного запланировавшим ее контролирующим или надзорным органом.
Представитель КГК также рассказала о сокращении количества проводимых контролирующими и надзорными органами проверок. "Это результат реализации требований указов №510 и №332, направленных на упорядочение контрольной и надзорной деятельности", - подчеркнула она. Указом №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" был установлен единый порядок планирования и назначения проверок как для органов, контролирующих финансово-хозяйственную деятельность (ФХД), так и для надзорных органов, удельный вес проверок которых в общем количестве контрольных мероприятий в стране всегда составлял около 70%. При этом и для проверок ФХД, и для надзорных проверок было введено планирование только при условии отнесения субъекта к соответствующей группе риска на основании прописанных в указе критериев. Для внеплановых проверок указом также были установлены конкретные основания.
В контрольной работе резко возросла аналитическая составляющая: прежде чем запланировать проверку, контролирующий и надзорный органы обязаны всестороннее изучить предполагаемый к проверке субъект. "Так что все это, а не боязнь испортить показатели, привело к резкому сокращению количества проводимых проверок", - сказала Данута Рыжикова.
В 2010 году, в сравнении с предшествующими принятию указа №510 годами, проверок стало меньше более чем в два раза. В 2011 году количество проведенных контролирующими (надзорными) органами проверок сократилось еще на 35%. "Итоговые цифры за 2012 год в настоящее время контролирующими и надзорными органами обобщаются, но если судить по количеству проведенных ими плановых проверок, то уже можно сказать, что тенденция к уменьшению контрольных мероприятий сохранилась и в 2012 году", - сказала Данута Рыжикова.
Что касается проверок, запланированных на первое полугодие 2013 года, то в сравнении с аналогичными периодами 2012, 2011 и 2010 годов плановых проверок будет меньше на 20,1%, 24,6% и 38,7% соответственно. Это уже результат реализации требований указа №332 в части недопущения их проведения чаще одного раза в пять лет для субъектов хозяйствования, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих иных нарушений законодательства.
"Основная работа в этой части у нас еще ведется, Совету Министров указом №332 от 26 июля 2012 года поручено вместе с облисполкомами пересмотреть функции контролирующих надзорных органов с целью их сокращения, - отметила она. - На данном этапе работа еще не завершена".
Данута Рыжикова уточнила, что количество контролирующих органов уже сократилось в Беларуси с принятием указа №332. Так, потеряли право контроля за деятельностью субъектов хозяйствования ряд коммерческих организаций, занимавшихся этим ранее. Утратили это право структурные подразделения без статуса юрлица, которые самостоятельно не могут назначить проверки. Также пересмотрен перечень других контролирующих организаций, входящих в состав республиканских органов управления, которые раньше производили контроль.
Специалист напомнила, что согласно утвержденному указом № 332 перечню сегодня в республике работает 58 контролирующих и надзорных организаций республиканского уровня. В их состав входят органы финансового контроля, органы, ведущие ведомственный контроль, а также надзорные. В их числе структуры, которым дано право проверять вопросы достоверности статистики, лицензирования и тех видов деятельности, что прописаны в утвержденном законодательством перечне.
Данута Рыжикова рассказала, что органами, осуществляющими функции финансового контроля, на сегодняшний день являются Комитет государственного контроля, соответствующие организации Минфина, налоговые и органы ведомственного контроля. Сюда же относятся структуры, контролирующие соблюдение госсобственности, к примеру Комитет по госимуществу. К надзорным причислены органы пожарного, санитарного, ветеринарного, энергетического, строительного надзора.
Более 2 тысяч проверок было исключено в Беларуси в 2012 году из координационных планов
Более 2 тыс. проверок было исключено в Беларуси в 2012 году из координационных планов проверок. Об этом также сообщила начальник отдела координации деятельности контролирующих (надзорных) органов Комитета государственного контроля Беларуси Данута Рыжикова в ходе online конференции на сайте БЕЛТА.
"Всего в 2012 году из координационных планов в областях и Минске было исключено более 2 тыс. проверок, - отметила Данута Рыжикова. - В большинстве случаев исключались проверки территориальных подразделений надзорных органов - МЧС, Минздрава и других. Причины самые разные. Это и переход субъекта в более низкую группу риска, прекращение осуществления поднадзорного вида деятельности, изменение места нахождения субъекта, его реорганизация".
В том числе более 1 тыс. проверок исключено в связи с изменениями, внесенными указом №332 "О некоторых мерах по совершенствованию контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь". Из планов исключались проверки, которые до принятия этого указа были запланированы структурными подразделениями без прав юрлица. Также исключались проверки, не соответствующие вновь утвержденным критериям отнесения проверяемого субъекта к группе риска, мероприятия технологического (поверочного) характера и другие.
Законодательством предусмотрено исключение проверок из текущих координационных планов в ходе их исполнения, отметила Данута Рыжикова. До принятия указа №332 исключить проверку можно было только на основании уведомления, представленного запланировавшим ее контролирующим или надзорным органом.
Представитель КГК также рассказала о сокращении количества проводимых контролирующими и надзорными органами проверок. "Это результат реализации требований указов №510 и №332, направленных на упорядочение контрольной и надзорной деятельности", - подчеркнула она. Указом №510 "О совершенствовании контрольной (надзорной) деятельности в Республике Беларусь" был установлен единый порядок планирования и назначения проверок как для органов, контролирующих финансово-хозяйственную деятельность (ФХД), так и для надзорных органов, удельный вес проверок которых в общем количестве контрольных мероприятий в стране всегда составлял около 70%. При этом и для проверок ФХД, и для надзорных проверок было введено планирование только при условии отнесения субъекта к соответствующей группе риска на основании прописанных в указе критериев. Для внеплановых проверок указом также были установлены конкретные основания.
В контрольной работе резко возросла аналитическая составляющая: прежде чем запланировать проверку, контролирующий и надзорный органы обязаны всестороннее изучить предполагаемый к проверке субъект. "Так что все это, а не боязнь испортить показатели, привело к резкому сокращению количества проводимых проверок", - сказала Данута Рыжикова.
В 2010 году, в сравнении с предшествующими принятию указа №510 годами, проверок стало меньше более чем в два раза. В 2011 году количество проведенных контролирующими (надзорными) органами проверок сократилось еще на 35%. "Итоговые цифры за 2012 год в настоящее время контролирующими и надзорными органами обобщаются, но если судить по количеству проведенных ими плановых проверок, то уже можно сказать, что тенденция к уменьшению контрольных мероприятий сохранилась и в 2012 году", - сказала Данута Рыжикова.
Что касается проверок, запланированных на первое полугодие 2013 года, то в сравнении с аналогичными периодами 2012, 2011 и 2010 годов плановых проверок будет меньше на 20,1%, 24,6% и 38,7% соответственно. Это уже результат реализации требований указа №332 в части недопущения их проведения чаще одного раза в пять лет для субъектов хозяйствования, добросовестно исполняющих обязательства перед бюджетом и не имеющих иных нарушений законодательства.