«Некачественный импорт мы в страну не пропустим...»
— Петр Артемович, о вашей организации как-то мало говорят в СМИ: не исключаю, что даже не все наши читатели знают о ней. Расскажите, пожалуйста, что это за ведомство и чем оно занимается.
— Не скажу за ваших читателей, но замечу: нас не просто знают, а хорошо знают те, кому положено о нас знать. Это производители и переработчики зерна и продуктов из него, а также экспортеры и импортеры зерновой продукции. Если вы, к примеру, покупаете в магазине крупу молдавского, украинского или польского производства, то знайте: прежде чем оказаться на прилавке, она прошла проверку на качество в Государственной хлебной инспекции. Мы некачественный импорт в страну не пропустим. Впрочем, как и не позволим вывозить за пределы своей республики товар сомнительного качества: репутация Беларуси в этом случае не должна пострадать.
Еще и такой пример. Многие наслышаны о госзаказе на зерно, который ежегодно выполняют наши хозяйства. Но не все знают, что контроль за качеством поступающего на комбинаты хлебопродуктов зерна, обследование качества зерна нового урожая осуществляет именно Госхлебинспекция. Мы также следим за тем, как хранится это зерно, не нарушаются ли соответствующие регламенты.
Государственная хлебная инспекция создана в 1923 году. С тех пор она четко исполняет возложенные на нее функции. Еще не было случая, чтобы наше решение кто-то оспорил в суде или какой-то другой инстанции.
— Но ГХИ была создана в рамках СССР. Союза больше нет, а Госхлебинспекция по-прежнему существует. Не анахронизм ли это? Может, где-то от нее уже отказались? К примеру, в той же России?
— В Беларуси ГХИ все эти годы совершенствовала свою деятельность. Но суть ее работы осталась прежней — контроль за сохранностью зерна и продуктов его переработки и недопущение некачественной зерновой продукции до потребителей.
Что же касается России, о которой вы упомянули, то Государственную хлебную инспекцию там действительно упразднили в 2005 году. Однако недавно председатель Правительства Российской Федерации Дмитрий Медведев дал поручение изучить вопрос о ее восстановлении. Этим все сказано.
— Что, есть проблемы у наших соседей?
— Да, проблемы есть. Это признал даже директор Центра оценки качества зерна, который выполняет сейчас в России функции Госхлебинспекции, Александр Хатунцов. В одном из российских журналов он заявил: «В России рушится система контроля качества зерна».
— Но, простите, может, этот центр просто плохо справляется со своими обязанностями?
— Дело в другом: нельзя сравнивать Госхлебинспецию и Центр оценки качества зерна — это несоизмеримые организации. Госхлебинспеция в России до 2005 года представляла собой мощную и действенную организацию со своей инспекторской сетью по всей стране. Авторитет этого ведомства был огромен. А Центр оценки качества зерна — это что-то вроде лаборатории, которая, кстати, существует и при нашей ГХИ, не более того.
— Конечно, трудно судить, чем руководствовались в России, упраздняя свою ГХИ. На ваш взгляд как специалиста, чем это было вызвано?
— Я могу судить о произошедшем лишь исходя из мнений некоторых российских коллег: на то время, семь лет назад, против ГХИ в России восстало мощное лобби экспортеров и импортеров зерна. Убрав с дороги Госхлебинспекцию, они повезли в страну то, что ГХИ никогда бы не пропустила. И внутри страны контроль за качеством зерна и продуктов его переработки там теперь ослаблен. Вы думаете, почему тот же Хатунцов отважился на такие откровения?..
— А у наших ближайших соседей и в Казахстане Госхлебинспекция существует?
— Не берусь говорить за все постсоветское пространство, но точно знаю, что ГХИ — возможно, не в прямом ее названии, но с ее функциями и полномочиями — есть в Украине и Казахстане. Узбекистан, Таджикистан и Кыргызстан тоже серьезно относятся к вопросу контроля за качеством зерна, используя наработки Госхлебинспекции Беларуси. Это и понятно: любое уважающее себя государство не оставит неприкрытым рынок зерна и продуктов его переработки. Ведь хлеб — всему голова.
С хлебными инспекциями других стран у нас заключены соглашения и договора согласованных действий в вопросах обеспечения качества зерна и продуктов его переработки.
— Можете ли вы сказать о результатах своей работы?
— В ушедшем 2012 году после вмешательства РУ «Госхлебинспекция» комбинаты хлебопродуктов в результате недостоверного определения качества доплатили хозяйствам за сданное ими зерно около полумиллиарда рублей. Наши специалисты предотвратили ввоз в Беларусь свыше 7 тысяч тонн некачественного зерна и продуктов его переработки.
Около 80 процентов поступающих по импорту хлебопродуктов ввозится из стран ближнего зарубежья — России, Украины, Казахстана. Естественно, львиная доля забракованной продукции поступила из этих стран. Из поступившего зерна, не соответствующего по качеству необходимым требованиям — это в основном маслосемена подсолнечника, забракованные по влажности, зараженности хлебными вредителями, наличию кадмия сверх допустимых норм, мак пищевой по содержанию сорной примеси, пшеница фуражная, ячмень по зараженности вредителями хлебных запасов: долгоносиком, рыжим мукоедом, мучным хрущаком, клещом. Не допущено для реализации в торговой сети около 1500 тонн круп, некачественных макаронных и хлебобулочных изделий.
— Нахождение Беларуси в Таможенном союзе и наличие ЕЭП предусматривает свободное движение товаров. Означает ли это, что вы не можете теперь контролировать оборот зерна и продуктов его переработки?
— Нет, это совершенно не так. Мы, безусловно, с уважением относимся к ТС и ЕЭП, но в своей деятельности контролируем качество поступаемых зерна, муки, крупы, макаронных и частично хлебобулочных изделий. Контроль ведется за каждой партией поступающего товара. Так что некачественная продукция от наших партнеров по Таможенному союзу или через них из третьих стран в Беларусь не попадет — РУ «Госхлебинспекция» этого не допустит. Мы должны заботиться о продовольственной безопасности своей страны и здоровье ее граждан.
— Какие отношения сложились у РУ «Госхлебинспекция» с государственными органами?
— На местах нас везде поддерживают, ведь мы выполняем важную роль по защите продовольственного рынка. Власти осознают всю актуальность этой задачи и оказывают нам самую действенную помощь, по-деловому, ответственно реагируют на все наши замечания и предложения.
Олег ШВЕДОВ, «БН»
Фото Сергея ЛОЗЮКА, «БН»