Таксы на древесину основных лесных пород в Беларуси в 2013 году будут увеличены более чем в 1,4 раза
Минск, 26 декабря. Таксы на древесину основных лесных пород в Беларуси в 2013 году будут увеличены более чем в 1,4 раза. Это предусмотрено постановлением Совета министров № 1178 от 20 декабря 2012 года, сообщила пресс-служба правительства.
Установлены таксы пяти разрядов для крупной, средней и мелкой деловой древесины (без коры), а также таксы пяти разрядов для дров.
Так, такса первого разряда за 1 плотный куб.м крупной деловой древесины без коры для сосны и лиственницы установлена на 2013 год в 177,770 тыс. рублей (была 122,060 тыс.). Таксовая стоимость 1 плотного куб. м ели и пихты составит 155,290 тыс. (106,620 тыс.), дуба, ясеня и клена –— 614,570 тыс. (421,980 тыс.). Самая большая такса первого разряда установлена для карельской березы — 3.687,480 млн. вместо 2.531,950 млн. Для этих же пород деревьев такса первого разряда за дрова и ликвид из кроны (в коре) в 2013 году также повышена в среднем на 45%.
Таксы, или плата за выращивание древесины, предназначены для возмещения затрат лесного хозяйства на воспроизводство, охрану и защиту лесов. Существует специальная формула, по которой определяется размер такс. Таксы на древесину, отпускаемую на корню, формируются исходя из цен на круглые лесоматериалы, сформированных на биржевых торгах, и нормативных затрат лесозаготовителей, что позволяет определить реальную стоимость древесины с учетом спроса и предложения. Ее продажа осуществляется как на долгосрочной (более одного года) по составленным для лесопользователей планам рубок, так и на краткосрочной основе (сроком до одного года).
Стоимость древесины, отпускаемой на корню, определяется согласно размеру такс (с первого по пятый разряд) в зависимости от категории качества (крупная, средняя, мелкая, дровяная), пород (сосна, ель, береза, дуб, ольха серая), а также видов ее транспортировки. Лесотаксовый разряд зависит от расстояния от центра квартала (урочища) до ближайшей железнодорожной станции, откуда возможна погрузка древесины на железнодорожный транспорт. Для лесопользователей, у которых древесина вывозится преимущественно на склады автомобильным транспортом к пунктам потребления, лесотаксовый разряд определяется исходя из расстояния от центра квартала (урочища) до пункта потребления.
Марина Носова, БелаПАН.