О двуликой Европе и кредитной истории еврофермеров

Источник материала:  

(Окончание. Начало в номере за 6 ноября.)

Дотационная дедовщина

Европейские эксперты бьют тревогу, обращая внимание на то, что Брюсселю самое время заняться устранением перекосов, потому что число недовольных среди сельхозпроизводителей увеличивается. А еврофермер — парень горячий, чуть что — сразу протестовать. Тысячи крестьян, «вооруженных» транспарантами, на тракторах могут запросто оккупировать люксембургскую штаб-квартиру. В Брюсселе «фермеры-мятежники» однажды уже блокировали здание Совета ЕС. Проблем немало, но основная — молоко. Фермеры хотят, чтобы ЕС снизил молочные квоты. Животноводы утверждают, что в противном случае это приведет к их неминуемой ликвидации как класса. Кроме того, за литр молока фермер получает примерно 20 евроцентов, что на 20—30 процентов ниже себестоимости. Только чешские молокопроизводители ежемесячно в 2009—2010 годах получали выручки на 400 миллионов чешских крон меньше, чем в 2008-м. Отрасль, считают они, просто не выдержит такого удара.

Тем более когда выясняется, что сосед получает деньжат из Брюсселя гораздо больше. Получается, что по аграрной линии во внешне благополучном союзе царит форменная дедовщина. Финансы из общего кошелька делятся несправедливо — к такому выводу недавно на неформальном совете пришли министры земледелия 27 членов Евросоюза. Страны, вступившие в ЕС до 2004 года, получают финансовых средств гораздо больше, чем новички. В то время как, например, фермерам-грекам на каждый гектар пашни переводят 994 евро, в Латвию и Литву отправляется менее 180 евро. Болгары получают примерно 150 евро, а немцы — почти 570. Разница в сумме выплат между новыми и старыми членами ЕС огромна. Один конкретный пример. Самым крупным получателем субсидий по линии ЕС является Франция — 9,5 миллиарда евро. А Польша, например, получила на аграрные субсидии в 2010 году из ЕС 2 миллиарда.

Господдержка сельского хозяйства в странах ЕС, 2010 г.

 * — Институт системных исследований НАН Беларуси — по последним данным Евростата

Вообще, по словам заведующей сектором финансов Института системных исследований НАН Беларуси  кандидата экономических наук Ирины Казакевич, размер выплат фермерам той или иной страны зависит и от ее «кредитной истории». Берется средний размер субсидий за определенный временной промежуток и на этой основе определяется размер выплат по линии ЕС. Естественно, в Восточной Европе этот показатель ниже, соответственно — меньше выплат, что и вызывает определенное недовольство.

Это неравенство евродотаций приводит к тому, что «старички» получают очевидные конкурентные преимущества перед и так слабыми «новичками». Европарламентарии во весь голос заговорили о том, что как воздух необходимо выравнивание ситуации по сельхозсубсидированию.

Кто такие «диванные» фермеры?

Этот вопрос серьезно и долго обсуждали в Люксембурге министры сельского хозяйства Евросоюза. По рекомендации Европейской счетной палаты они-таки «выявили» этих так называемых диванных фермеров, которым должна будет прекращена выплата дотаций. К слову, «дотация» переводится как «дар». Глава комитета по аграрной политике Европарламента озвучил, кто попал в черный список. Наверняка для белорусского агрария это прозвучит как шутка. Тем не менее это — гольф-клубы, аэропорты и другие подобные объекты, имеющие зеленые насаждения, но не собирающие урожаев. Среди собственников земли, кому полагаются выплаты, оказались и владельцы конноспортивных клубов, лыжных баз, страховые компании и банки  и даже Вольфганг Порше, занимающийся спортивными автомобилями.

Потомственный бельгийский крестьянин Марк Дегоссли на полном серьезе объясняет в европейских СМИ, кого считать фермером-земледельцем, и призывает субсидировать только производителей: «Землевладелец — это тот, у кого есть капитал, земля и доход от ее аренды. Земледелец же живет на то, что дает земля. Он зависит от нестабильных мировых цен на сельхозпродукты. Ему-то и нужно помогать».

В условиях продолжающегося кризиса, когда каждый евро на счету, информация о счастливчиках приобретает совершенно особое звучание ввиду огромных сумм, выделяемых Евросоюзом на аграрные нужды. Еще в 2009 году, когда обсуждали планы очередной реформы Единой сельскохозяйственной политики, было решено обнародовать данные о получателях.

Естественно, это понравилось не всем. Сначала сопротивлялась Германия, оправдываясь решениями судов. Дескать, обнародование данных будет нарушением принципа неприкосновенности информации о частной жизни. Однако теперь за отказ придется отвечать в Европейском суде. А это грозит штрафами.

Английская общественная ассоциация «Фармсабсиди», которая долго боролась за обнародование данных, утверждает, что отдельные политики и судьи Германии фактически действуют как «марионетки крупного агробизнеса и крупных землевладельцев, чей единственный интерес — оставить крестьян в неведении относительно реального состояния аграрных субсидий».

Англия, постоянно выступающая за сокращение субсидий фермерам, не торопится обнародовать получателей. Тем временем известные представители этой страны пользуются всеми плюсами Единой сельскохозяйственной политики.

Английская королева Елизавета II, владеющая земельными участками, в 2009 году получила субсидий 769 тысяч фунтов. Это 851 тысяча евро, или 1,12 миллиона долларов. Принц Чарльз — 300 тысяч фунтов. Что выходит? Формально дотации получают только владельцы сельхозугодий, причем одним из критериев является площадь пахотных земель. А королевская семья, как известно, принадлежит к самым крупным землевладельцам Англии. Поэтому она имеет право на субсидии. Английская королева в 2010 году на ведение хозяйства только в имении Виндзор получила 224 тысячи фунтов стерлингов. Об этом стало известно газете «Мейл», о чем она и сообщила в одном из выпусков. Полагают, что примерно такие же суммы были выплачены монаршей особе на содержание имений Сэндригем и Белморал, но, по словам газеты, эту информацию правительство отказалось предавать гласности. А профильное ведомство — Министерство по проблемам экологии, продовольствия и сельского хозяйства — наложило запрет на публикацию сведений о выплатах всех других аграрных субсидий богатым землевладельцам.

В клубке проблем оказался и другой скандал. Государственные органы многих европейских стран выделяли субсидии фермерам, не соблюдая правил и требований ЕС. Европейская комиссия потребовала вернуть 426 миллионов евро, которые были потрачены незаконно. Так, например, в ходе неправильной посадки винограда фермеры не смогли вырастить урожай, после чего получили субсидии на восстановление. Только Испании, Италии, Греции и Франции направили для этих целей 314,4 миллиона евро, которые придется вернуть.

Сегодня аграрную Европу волнует, что будет с субсидиями после 2013 года. Авторы реформы не скрывают, что ставят целью не только оптимизировать распределение средств, но и вывести с рынка неконкурентоспособных агропроизводителей — тех, кто сегодня существует исключительно за счет европейских фондов и не мог бы работать без бюджетной поддержки.

Стоит признать, что сельское хозяйство ЕС работает по не совсем рыночным механизмам, и реформа хоть и будет болезненной, в целом должна оздоровить экономику села.

Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»


Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика
 Субсидирование на 1 га сельскохозяйственных угодий, долл. СШАСоотношение размера субсидирования и стоимости произведенной валовой продукции, проц.Соотношение размера субсидирования и добавленной стоимости, проц.
Бельгия814,211,033,6
Болгария152,615,441,4
Чехия416,728,0115,3
Дания519,411,348,6
Германия569,014,844,5
Эстония534,326,873,1
Ирландия552,631,1115,5
Греция994,128,553,4
Испания398,617,932,1
Франция378,415,539,5
Италия537,312,323,9
Кипр414,05,612,2
Латвия179,327,5107,7
Литва171,318,769,6
Люксембург661,722,068,9
Венгрия279,819,062,0
Нидерланды724,34,111,4
Австрия700,426,266,0
Польша354,323,268,8
Португалия381,915,756,9
Румыния70,24,911,8
Словакия338,526,6155,1
Швеция444,720,774,9
Великобритания313,317,656,2
EU-27405,616,040,7