ЦЕНный спор
В отличие от стоимости “Беларуськалия” разговоры о ее “завышенности” оказались сильно преувеличенными
То, что приватизация — не самоцель, а естественный экономический процесс, в Беларуси подчеркивалось неоднократно и на самых различных уровнях. Однако дело всегда упиралось в цену. “Все хотят чуть-чуть ниже, а подавляющее большинство — за половину или за бесценок”, — заметил глава государства в октябре в ходе разговора с журналистами российских региональных СМИ. Между тем реальный рынок все расставляет на свои места. И выявляет реальную стоимость того или иного предприятия.
Совсем недавно в центре внимания экономических аналитиков оказался крупный израильский производитель Israel Chemicals Ltd (ICL) — переговоры о его покупке начал крупнейший мировой производитель хлористого калия канадский Potash Corp. По информации информагентств, сумма сделки может составить 13,5 млрд долларов.
Чем интересна эта цифра? Дело в том, что производственные мощности ICL почти вдвое меньше, нежели у “Беларуськалия”, — 6 млн тонн против 10,3 млн тонн. Фактический же объем производства у израильской компании, по данным участников рынка, составляет всего 4,4 млн тонн — из-за забастовок и высокого уровня складских запасов. Однако даже если исходить лишь из производственных мощностей, получается, что оценка актива весьма близка к той, которую Президент Беларуси в свое время озвучил для “Беларуськалия” — от 30 до 32 млрд долларов. Между тем огромное количество экономистов уверяло в свое время в нереальности подобного ценника для солигорского гиганта.
“Все дело в том, что стоимость определенных активов, особенно завязанных на природно-сырьевые ресурсы, подсчитывать методом простой арифметики нельзя, — пояснил “НГ” профессор Института непрерывного образования БГУ Георгий Гриц. — Существует немало рынков, оценка активов которых определяется в немалой степени их конъюнктурой. И калийная сфера не единственная: вспомните “Белтрансгаз”, рыночная стоимость которого оценивалась примерно в 1,7 млрд долларов, но продан он был за 5 млрд плюс льготные условия поставки газа в Беларусь. Поэтому те, кто заявляет о завышении предложенной стоимости, как правило, попросту хитрят и играют на неосведомленности основной части населения в макроэкономических тонкостях”.
Рыночная стоимость “Беларуськалия” зависит от рыночной конъюнктуры: пока мировой калийный рынок замер под гнетом сезонных и макроэкономических факторов, спрос на удобрения относительно невысок. Однако заключение нашей страной долговременных калийных контрактов с Индией и Китаем вполне может ситуацию изменить. И в этом, как говорится, вся соль вопроса.