Россия хочет наложить лапу на белорусскую «оборонку»
04.11.2012 11:39
—
Новости Экономики
Руководство России намеревается поставить под контроль научно-технический и производственный потенциал оборонно-промышленного комплекса (ОПК) Беларуси.
На днях в ходе предвыборных дебатов Митт Ромни — соперник Барака Обамы на президентских выборах — вновь назвал Россию «геополитическим противником» США, повторив свой комментарий, сделанный в марте этого года по итогам президентской компании в РФ.
Как и в прошлый раз, многие аналитики, включая российских (в том числе и Федор Лукьянов, главный редактор журнала «Россия в глобальной политике»), посчитали эти высказывания Ромни несерьезными, навеянными тоской по временам холодной войны.
Однако есть и те, кто не согласился с такой трактовкой. Они видят признаки того, что Владимир Путин всерьез воспринимает риторику республиканского кандидата в президенты США.
Так, в сентябре Путин, выступая перед журналистами, в ироничном тоне выразил Ромни благодарность за ясное и недвусмысленное изложение своей позиции. За то, «что он лишний раз подтвердил правильность нашего подхода к проблемам противоракетной обороны».
Суть этого подхода еще 23 ноября 2011 года выразил тогдашний президент России Дмитрий Медведев в своем телеобращении к руководству США и НАТО. Он заявил о намерении предпринять комплекс асимметричных мер военного, военно-технического и дипломатического характера в ответ на развертывание элементов американской противоракетной обороны в Европе (ЕвроПРО).
Фактически белорусские предприятия уже участвуют в реализации военно-технических мер ответа на ЕвроПРО, поставляя российским смежникам ряд важных комплектующих изделий для производства стратегических ракетных комплексов «Тополь-М» и «Ярс», а также оперативно-тактических комплексов «Искандер».
В частности, речь идет о колесных шасси производства Минского завода колесных тягачей для пусковых установок, машин сопровождения и транспортно-заряжающих машин этих комплексов. В этом же ряду стоят специальное радио- и оптоэлектронное оборудование для космических систем разведки и целеуказания; электронные компоненты, вычислительная техника и программное обеспечение.
Близость позиций России и Беларуси по отношению к ЕвроПРО в очередной раз подчеркнул 23 октября в Москве на заседании совместной коллегии министерств обороны двух стран глава российского военного ведомства Анатолий Сердюков.
Из его слов следует, что на характер общей оборонной политики союзников определяющее влияние оказывает нынешняя международная обстановка, и в значительной степени — развертывание в Европе, вопреки российским озабоченностям, передового эшелона национальной противоракетной обороны США.
Но взаимодействие Беларуси и России, по словам Анатолия Сердюкова, не ограничивается только военной сферой, а носит стратегический характер во всех областях межгосударственных связей. В том числе, надо понимать, и в сфере сотрудничества оборонно-промышленных комплексов.
Отметим, что одновременно с московским заседанием совместной коллегии министерств обороны в Минске состоялось заседание рабочей группы высокого уровня по сотрудничеству предприятий ОПК Беларуси и России. Группа эта была создана в марте нынешнего года, практически сразу после победы Владимира Путина на президентских выборах.
О значении, которое придают в Кремле взаимодействию с Беларусью в военно-технической области, говорит хотя бы то обстоятельство, что специально для участия в заседании рабочей группы из российской столицы в белорусскую прибыл заместитель председателя правительства России Дмитрий Рогозин. В его ведении находится не только оборонный заказ, но также военная, атомная и космическая промышленность, а также сотрудничество ОПК с зарубежными странами.
Белорусское правительство на заседании представлял первый вице-премьер Владимир Семашко, имеющий практически аналогичные полномочия. Открывая заседание, он отметил, что за прошедшие со времен развала Советского Союза 20 лет белорусские производители военной продукции и изделий двойного назначения совершили «мощный рывок вперед, освоив разработку и производство высокотехнологичных и интеллектуальных образцов вооружения и военной техники, соответствующих самым современным стандартам».
При этом большинство белорусских заводов данного сектора по-прежнему ориентировано на российскую «оборонку», вследствие чего кооперация между предприятиями ОПК обеих стран идет наиболее быстрыми темпами по сравнению с другими отраслями индустрии. Осуществляются взаимные поставки продукции двойного назначения по упрощенной схеме и по внутренним ценам.
Здесь уместно привести информацию, которую 16 мая текущего года озвучил в Минске заместитель председателя Государственного военно-промышленного комитета Беларуси Игорь Быков на белорусско-российской научно-практической конференции по военно-техническому сотрудничеству.
Из его доклада следует, что ныне белорусская оборонная промышленность удерживает лидирующие позиции по ряду направлений. В первую очередь, это ряд высокотехнологичных инновационных разработок, созданных на основе новейших информационных и телекоммуникационных технологий. В том числе комплекс средств автоматизации, системы защиты от высокоточного оружия, системы управления огнем бронетанковой техники.
В целом, подчеркнул Игорь Быков, наукоемкая продукция в общем объеме экспорта научных организаций Госкомвоенпрома составляет сегодня более 25%, а лидирующие позиции в этом сегменте прочно удерживает предприятие «Пеленг», производящее спутниковую аппаратуру.
Вместе с тем, в сфере сотрудничества ОПК двух стран сохраняется ряд проблем. Как отметил Владимир Семашко, в числе основных — наличие ограничений на предоставление российским и белорусским предприятиям ОПК равных условий доступа к государственным закупкам товаров (работ, услуг) для нужд обороны и безопасности, в том числе в рамках гособоронзаказа.
Некоторые аналитики рассматривают такие ограничения, создающие сложности для белорусских предприятий, как своеобразный инструмент принуждения руководства Беларуси к передаче ее оборонных заводов в состав крупных российских военно-промышленных компаний.
Отсутствие согласованной политики в сфере технического нормирования, стандартизации оборонной продукции также тормозит сотрудничество. В связи с этим, по словам Владимира Семашко, перед рабочей группой высокого уровня поставлена задача подготовить комплекс мероприятий для разрешения проблемных вопросов, выработать предложения по активизации кооперационных и интеграционных связей предприятий ОПК Беларуси и России.
Продолжая тему, Дмитрий Рогозин напомнил, что интеграция и промышленная кооперация между Беларусью и Россией являются предметом постоянного внимания высшего политического руководства двух стран.
Как сообщил после завершения минской встречи Владимир Семашко, стороны договорились разработать новое межправительственное соглашение о военно-техническом сотрудничестве. Белорусский вице-премьер также отметил важность разработки механизмов стимулирования новых, передовых разработок. Важна и координация этих направлений: нельзя, чтобы научно-исследовательские и опытно-конструкторские разработки дублировались.
В свою очередь, его российский коллега обратил особое внимание на то, что достигнута принципиальная договоренность о необходимости горизонтальной и вертикальной кооперации предприятий оборонных секторов экономики Беларуси и России.
При этом Дмитрий Рогозин счел нужным подчеркнуть, что «промышленная кооперация между предприятиями двух стран связана не только с приобретением активов, выкупом акций». Она может существовать и между предприятиями, которые сохраняют свою независимость, имеют разные формы собственности.
Вместе с тем Рогозин отметил, что российская сторона ориентирована на теснейшее взаимодействие с предприятиями белорусского ОПК, в частности с машиностроительными предприятиями и заводами, производящими электронные компоненты.
Справедливости ради следует сказать, что подобное развитие событий вполне отвечает чаяниям большинства руководителей и персонала этих порождений советской эпохи. Для них российская «оборонка» — главный, а в ряде случаев и единственный рынок сбыта.
По мнению Дмитрия Рогозина, сейчас руководству Беларуси и России важно создать благоприятный климат для того, чтобы «сами предприятия нашли наиболее комфортную форму соединения», целью которой является достижение выдающегося научно-технического, индустриального результата.
Гость не стал скрывать, что «российских производителей в настоящее время интересуют белорусские «Интеграл», МЗКТ, «Пеленг», МАЗ...». Из чего логично сделать вывод, что Россия тем или иным способом попытается если не взять под полный контроль эти гиганты, то хотя бы принять максимальное участие в их управлении.
Еще более определенно намерения руководства России относительно использования возможностей ОПК Беларуси просматриваются в высказываниях Дмитрия Рогозина на его встрече с Александром Лукашенко, состоявшейся в рамках визита зампреда российского правительства в Минск.
«Мы сейчас по поручению президента России приступили к реализации огромного объема работ согласно государственной программе вооружения, рассматривая это дело не только как укрепление обороноспособности России и ее союзников, но как серьезную попытку новой индустриализации страны. И в этом направлении просматриваются большие резервы сотрудничества между Российской Федерацией и Республикой Беларусь», — заявил Рогозин.
Очень похоже, что при модернизации своего промышленного потенциала российское руководство не собирается с нуля восстанавливать утраченные после распада СССР оборонные и гражданские предприятия, а для минимизации собственных затрат хочет воспользоваться индустриальным потенциалом Беларуси (в том числе и путем приобретения в собственность ее наиболее продвинутых заводов).
Этим, в частности, объясняется и беспрецедентный всплеск интеграционной активности российских властей после возвращения Владимира Путина на президентский пост.
Александр АЛЕСИН