Лукашенко поручил "провести зачистку" предприятий с госдолей
25.10.2012 20:24
—
Новости Экономики
Лукашенко поручил "провести зачистку" предприятий с госдолей
Александр Лукашенко требует создать эффективную систему управления акционерными обществами с долей государства. Этот вопрос обсуждался 25 октября на совещании у президента Беларуси.
Лукашенко ликвидирует набсоветы "Коммунарки" и "Спартака", "несмотря на инвестклимат">>
Для обсуждения на совещании был вынесен подготовленный правительством проект указа, регулирующий вопросы управления принадлежащими государству акциями. Это стало своего рода продолжением уже принятых мер по совершенствованию управления и распоряжения государственной собственностью. "До настоящего указа мы приняли ряд решений. Здесь мы не допустили каких-то неприемлемых для нашего государства новаций", - отметил президент.
Как доложил премьер-министр Михаил Мясникович, главная суть внесенного на рассмотрение документа заключается в резком усилении роли наблюдательных советов акционерных обществ с долей государства, устранении в их работе формализма. Александр Лукашенко сразу настоял на том, чтобы сделать обсуждение максимально конкретным и уйти от общих формулировок.
Министр промышленности Дмитрий Катеринич пояснил суть вопроса на примере предприятия "БелАЗ": "Там есть наблюдательный совет, но, откровенно говоря, работа председателя наблюдательного совета носила формальный характер. Он, как правило, избирался из числа работников и был подчинен непосредственно генеральному директору. И это, безусловно, накладывало свой отпечаток на его работу". В связи с этим Дмитрий Катеринич предложил на крупных предприятиях, где численность работников достигает 15-30 тыс. человек, усилить работу председателей наблюдательных советов: "Должен быть исполнительный директор, который возьмет на себя производственные функции, хозяйственную деятельность. И должен быть создан полноценный наблюдательный совет, председатель которого не подчинялся бы генеральному директору, а назначался президентом и работал на постоянной основе. Его работа должна заключаться в стратегическом развитии предприятия, выработке стратегии продаж, чтобы он определял, куда направлять инвестиции". "То есть Вы хотели бы создать еще одну дирекцию над генеральным директором, - резюмировал глава государства. - Для того чтобы решать те задачи, которые Вы перечислили перед председателем наблюдательного совета, надо иметь массивный аппарат. Он один ничего не сделает. И это опять ляжет на себестоимость, затраты предприятия".
Кроме того, заметил президент, в такой ситуации может возникнуть проблема разделения полномочий между генеральным директором и председателем наблюдательного совета, что в перспективе скажется на эффективности управления предприятием и отразится на результатах его работы. "Максимум через полгода там начнется "драка" за стратегическое развитие предприятия, - сказал
Лукашенко. - Мы сегодня бюрократию пытаемся сократить, а другой рукой будем увеличивать, и создадим руководителю, который должен принимать решения, надстройку".
Как показывает практика, на предприятиях, где государству принадлежат более 50% акций, наблюдательные советы практически не участвуют в управлении, и государство активно влияет на все процессы, связанные с производством, реализацией продукции и развитием предприятия в целом. В связи с этим президент высказал мысль о том, что подобные декоративные функции наблюдательных советов представляют собой излишний бюрократический элемент, и предложил проработать возможность внесения соответствующих изменений в законодательство, сообщает пресс-служба президента.
До июля 2010 года для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, действовал порядок, при котором наблюдательный совет обязательно должен был создаваться только в акционерных обществах с числом акционеров более пятидесяти. Однако на практике там, где президентом был согласован генеральный директор, который и должен являться представителем государства, еще дополнительно создавался и наблюдательный совет, как на "БелАЗе", "Беларуськалии" и многих других предприятиях. Глава государства поручил вернуться к этой норме.
Наряду с этим Михаил Мясникович обратил внимание на необходимость защиты прав миноритарных акционеров, в роли которых часто выступают обычные граждане, бывшие и действующие работники предприятия, получившие незначительное количество акций в процессе приватизации: "Интересы мелких акционеров сегодня никто не защищает. Они, как правило, не принимают участие в общих собраниях, не ходят на заседания наблюдательных советов. И тогда может найтись такой частник, который аккумулирует у себя 25-30% акций, как было по кондитерской отрасли, и фактически управлять этим предприятием". Кроме того, есть предприятия, где доля государства составляет менее половины. "И там должен быть наш человек, который будет проводить нашу линию", - отметил премьер-министр. Александр Лукашенко согласился с данной постановкой вопроса, подчеркнув важность защиты прав граждан, работников и акционеров предприятий. К этому процессу более активно должны подключаться в том числе и профсоюзы.
Как вариант было предложено, чтобы интересы миноритарных акционеров с их согласия либо по умолчанию представляло государство. Возможность соответствующих законодательных изменений также будет прорабатываться. "Вы сказали о правах человека. Это абсолютно правильно. Нашим государственным органам надо не быть "пастухами", а заниматься конкретными вопросами на своем уровне, - сказал глава государства. - Бегать по цехам или ездить по полям убирать картошку - это не наши функции, и не губернатора. Они должны видеть все это, наблюдать".
По словам президента, главные задачи, которые стоят на повестке дня в производственной сфере - это модернизация и повышение производительности труда, и за эти направления должен быть строгий спрос с ответственных лиц. Глава государства напомнил, что сама по себе идея направлять на проблемные предприятия полномочных представителей не нова, и он сам ее в свое время инициировал. "Вы определитесь, куда направлять, и какие у него должны быть функции и полномочия. Но я категорически против, чтобы вы их наделяли стратегическими функциями. Для того чтобы определять стратегию, нужны люди, аппарат должен быть. И мы опять эту бюрократию устроим. Если вы видите, что где-то неправильно, направляйте", - сказал Александр Лукашенко. "Не надо их выводить на уровень президента. Президент определил нормотворческие, идеологические и прочие задачи, их надо решать. Какие механизмы - ваше дело", - подчеркнул глава государства.
Еще один спорный вопрос касался согласования кандидатур при назначении представителя государства в наблюдательном совете. Например, нужно ли согласовывать данный вопрос с руководителем региона, на территории которого находится предприятие. На этот счет были разные мнения.
Председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро отметил, что у губернаторов "есть тот инструментарий, которого нет у министра". Это возможность всесторонне изучить кандидатуру каждого человека, чтобы не допустить ошибку. "Он правильно говорит. Он же не просит назначить его человека, но согласуйте кандидатуру", - согласился Александр Лукашенко. Вместе с тем глава государства также предупредил о недопустимости излишней волокиты: "А то ведь как начнут согласовывать, то и предприятие остановится".
Не менее важен и вопрос подготовки соответствующих кадров. В этом вопросе, уверен президент, необходимо в первую очередь ориентироваться на практический подход, например обучение на базе облисполкомов. Свою позицию по обсуждаемым вопросам в ходе совещания высказали и другие руководители регионов. "Если мы назначаем на предприятие руководителя, то мы ему должны доверять. И руководитель полностью отвечает за это предприятие. Мы должны понимать, что представитель государства не должен управлять производственным процессом на предприятии. Там есть специалисты", - отметил губернатор Брестской области Константин Сумар. Что касается владельческого надзора, то, по мнению губернатора, в случае нарушения законодательства или принятия решений, ухудшающих работу предприятия, государственный представитель должен об этом сигнализировать.
В целом все сошлись во мнении, что существующая структура владельческого надзора и система работы с акционерными обществами выстроена нормально, хотя и нуждается в усовершенствовании. "Не усложняйте и не наворачивайте эту систему. Создадите еще одну бюрократию и начнете под нее готовить людей, - предостерег Лукашенко. - Нагородим забор, потом будем через некоторое время все это расхлебывать. Сейчас, раз взялись за эту проблему, надо провести зачистку, в том числе в плане законодательства. Там, где надо, его надо подчистить". "И смотрите, куда вам надо направлять. У вас сегодня есть все полномочия. Если надо где-то добавить, вносите предложения. Приводите в порядок, чтобы это совещание не было пустым разговором", - поручил глава государства. "И не надо бояться, что о нас скажут. Говорят, мы инвесторов отпугнем. Никого мы не отпугнем, - уверен президент. - То, что мы сами сделаем, то сделаем, а любой инвестор придет для того, чтобы вложить минимум, а взять максимум. И как минимум вывезти прибыль".
Лукашенко ликвидирует набсоветы "Коммунарки" и "Спартака", "несмотря на инвестклимат">>
Для обсуждения на совещании был вынесен подготовленный правительством проект указа, регулирующий вопросы управления принадлежащими государству акциями. Это стало своего рода продолжением уже принятых мер по совершенствованию управления и распоряжения государственной собственностью. "До настоящего указа мы приняли ряд решений. Здесь мы не допустили каких-то неприемлемых для нашего государства новаций", - отметил президент.
Как доложил премьер-министр Михаил Мясникович, главная суть внесенного на рассмотрение документа заключается в резком усилении роли наблюдательных советов акционерных обществ с долей государства, устранении в их работе формализма. Александр Лукашенко сразу настоял на том, чтобы сделать обсуждение максимально конкретным и уйти от общих формулировок.
Министр промышленности Дмитрий Катеринич пояснил суть вопроса на примере предприятия "БелАЗ": "Там есть наблюдательный совет, но, откровенно говоря, работа председателя наблюдательного совета носила формальный характер. Он, как правило, избирался из числа работников и был подчинен непосредственно генеральному директору. И это, безусловно, накладывало свой отпечаток на его работу". В связи с этим Дмитрий Катеринич предложил на крупных предприятиях, где численность работников достигает 15-30 тыс. человек, усилить работу председателей наблюдательных советов: "Должен быть исполнительный директор, который возьмет на себя производственные функции, хозяйственную деятельность. И должен быть создан полноценный наблюдательный совет, председатель которого не подчинялся бы генеральному директору, а назначался президентом и работал на постоянной основе. Его работа должна заключаться в стратегическом развитии предприятия, выработке стратегии продаж, чтобы он определял, куда направлять инвестиции". "То есть Вы хотели бы создать еще одну дирекцию над генеральным директором, - резюмировал глава государства. - Для того чтобы решать те задачи, которые Вы перечислили перед председателем наблюдательного совета, надо иметь массивный аппарат. Он один ничего не сделает. И это опять ляжет на себестоимость, затраты предприятия".
Кроме того, заметил президент, в такой ситуации может возникнуть проблема разделения полномочий между генеральным директором и председателем наблюдательного совета, что в перспективе скажется на эффективности управления предприятием и отразится на результатах его работы. "Максимум через полгода там начнется "драка" за стратегическое развитие предприятия, - сказал
Лукашенко. - Мы сегодня бюрократию пытаемся сократить, а другой рукой будем увеличивать, и создадим руководителю, который должен принимать решения, надстройку".
Как показывает практика, на предприятиях, где государству принадлежат более 50% акций, наблюдательные советы практически не участвуют в управлении, и государство активно влияет на все процессы, связанные с производством, реализацией продукции и развитием предприятия в целом. В связи с этим президент высказал мысль о том, что подобные декоративные функции наблюдательных советов представляют собой излишний бюрократический элемент, и предложил проработать возможность внесения соответствующих изменений в законодательство, сообщает пресс-служба президента.
До июля 2010 года для акционерных обществ, созданных в процессе приватизации, действовал порядок, при котором наблюдательный совет обязательно должен был создаваться только в акционерных обществах с числом акционеров более пятидесяти. Однако на практике там, где президентом был согласован генеральный директор, который и должен являться представителем государства, еще дополнительно создавался и наблюдательный совет, как на "БелАЗе", "Беларуськалии" и многих других предприятиях. Глава государства поручил вернуться к этой норме.
Наряду с этим Михаил Мясникович обратил внимание на необходимость защиты прав миноритарных акционеров, в роли которых часто выступают обычные граждане, бывшие и действующие работники предприятия, получившие незначительное количество акций в процессе приватизации: "Интересы мелких акционеров сегодня никто не защищает. Они, как правило, не принимают участие в общих собраниях, не ходят на заседания наблюдательных советов. И тогда может найтись такой частник, который аккумулирует у себя 25-30% акций, как было по кондитерской отрасли, и фактически управлять этим предприятием". Кроме того, есть предприятия, где доля государства составляет менее половины. "И там должен быть наш человек, который будет проводить нашу линию", - отметил премьер-министр. Александр Лукашенко согласился с данной постановкой вопроса, подчеркнув важность защиты прав граждан, работников и акционеров предприятий. К этому процессу более активно должны подключаться в том числе и профсоюзы.
Как вариант было предложено, чтобы интересы миноритарных акционеров с их согласия либо по умолчанию представляло государство. Возможность соответствующих законодательных изменений также будет прорабатываться. "Вы сказали о правах человека. Это абсолютно правильно. Нашим государственным органам надо не быть "пастухами", а заниматься конкретными вопросами на своем уровне, - сказал глава государства. - Бегать по цехам или ездить по полям убирать картошку - это не наши функции, и не губернатора. Они должны видеть все это, наблюдать".
По словам президента, главные задачи, которые стоят на повестке дня в производственной сфере - это модернизация и повышение производительности труда, и за эти направления должен быть строгий спрос с ответственных лиц. Глава государства напомнил, что сама по себе идея направлять на проблемные предприятия полномочных представителей не нова, и он сам ее в свое время инициировал. "Вы определитесь, куда направлять, и какие у него должны быть функции и полномочия. Но я категорически против, чтобы вы их наделяли стратегическими функциями. Для того чтобы определять стратегию, нужны люди, аппарат должен быть. И мы опять эту бюрократию устроим. Если вы видите, что где-то неправильно, направляйте", - сказал Александр Лукашенко. "Не надо их выводить на уровень президента. Президент определил нормотворческие, идеологические и прочие задачи, их надо решать. Какие механизмы - ваше дело", - подчеркнул глава государства.
Еще один спорный вопрос касался согласования кандидатур при назначении представителя государства в наблюдательном совете. Например, нужно ли согласовывать данный вопрос с руководителем региона, на территории которого находится предприятие. На этот счет были разные мнения.
Председатель Гродненского облисполкома Семен Шапиро отметил, что у губернаторов "есть тот инструментарий, которого нет у министра". Это возможность всесторонне изучить кандидатуру каждого человека, чтобы не допустить ошибку. "Он правильно говорит. Он же не просит назначить его человека, но согласуйте кандидатуру", - согласился Александр Лукашенко. Вместе с тем глава государства также предупредил о недопустимости излишней волокиты: "А то ведь как начнут согласовывать, то и предприятие остановится".
Не менее важен и вопрос подготовки соответствующих кадров. В этом вопросе, уверен президент, необходимо в первую очередь ориентироваться на практический подход, например обучение на базе облисполкомов. Свою позицию по обсуждаемым вопросам в ходе совещания высказали и другие руководители регионов. "Если мы назначаем на предприятие руководителя, то мы ему должны доверять. И руководитель полностью отвечает за это предприятие. Мы должны понимать, что представитель государства не должен управлять производственным процессом на предприятии. Там есть специалисты", - отметил губернатор Брестской области Константин Сумар. Что касается владельческого надзора, то, по мнению губернатора, в случае нарушения законодательства или принятия решений, ухудшающих работу предприятия, государственный представитель должен об этом сигнализировать.
В целом все сошлись во мнении, что существующая структура владельческого надзора и система работы с акционерными обществами выстроена нормально, хотя и нуждается в усовершенствовании. "Не усложняйте и не наворачивайте эту систему. Создадите еще одну бюрократию и начнете под нее готовить людей, - предостерег Лукашенко. - Нагородим забор, потом будем через некоторое время все это расхлебывать. Сейчас, раз взялись за эту проблему, надо провести зачистку, в том числе в плане законодательства. Там, где надо, его надо подчистить". "И смотрите, куда вам надо направлять. У вас сегодня есть все полномочия. Если надо где-то добавить, вносите предложения. Приводите в порядок, чтобы это совещание не было пустым разговором", - поручил глава государства. "И не надо бояться, что о нас скажут. Говорят, мы инвесторов отпугнем. Никого мы не отпугнем, - уверен президент. - То, что мы сами сделаем, то сделаем, а любой инвестор придет для того, чтобы вложить минимум, а взять максимум. И как минимум вывезти прибыль".