Местным властям все-таки придется конкретизировать свои аппетиты по покупке акций
22.10.2012 13:41
—
Новости Экономики
Местным властям все-таки придется конкретизировать свои аппетиты по покупке акций
![Местным властям все-таки придется конкретизировать свои аппетиты по покупке акций](http://www.21.by/pub/news/2012/10/1350904924676796.jpg)
Списки предприятий, на покупку акций которых облисполкомы и Мингорисполком имеют преимущественное право, будут подготовлены к декабрю. Такое решение содержится в указе президента Беларуси Александра Лукашенко № 456 от 4 октября 2012 года, вносящем изменения в указ № 677 от 16 ноября 2006 года.
Облисполкомам дали время подумать
В соответствии с документом облисполкомы и Мингорисполком в 2-месячный срок должны обеспечить утверждение перечней хозяйственных обществ, созданных в процессе преобразования государственных, государственных унитарных предприятий, а также арендных и коллективных (народных) предприятий, в отношении акций (долей в уставных фондах) которых облисполкомы и Мингорисполком имеют преимущественное право на приобретение.
Изменились также и некоторые сроки информирования о продаже акций.
Например, облисполкомы, Мингорисполком о своем решении приобрести либо отказаться от приобретения акций (долей в уставном фонде) должны в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (ранее - в течение 3 рабочих дней) письменно информировать акционера (участника), направившего уведомление о намерении продать акции.
Установлено, что договор купли-продажи акций должен быть заключен не позднее 20 календарных дней со дня направления акционеру (участнику) информации о принятом решении о приобретении акций. Оплата акций производится облисполкомами не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора.
Если договор не заключен в указанный срок по причине уклонения акционера от его заключения, в силу болезни или отсутствия в Беларуси, акционер при намерении продать акции обязан повторно направить уведомление в облисполком, Мингорисполком либо разместить заявку в БЕКАС.
Указ вступает в силу 7 декабря 2012 года.
Все под контролем
Необходимость подготовки списков ОАО, акции которых в приоритетном порядке имеют право выкупать облисполкомы и Минский горисполком, вытекает из указа № 107. Этот указ Лукашенко подписал 14 марта 2011 года.
Документ появился не случайно. Дело в том, что с 1 января 2011 года в Беларуси отменен мораторий на продажу акций многих привлекательных для инвесторов ОАО. Это дало серьезный импульс развитию рынка ценных бумаг в стране. Многие миноритарные акционеры постарались воспользоваться возможностью продать свои акции.
Однако государство испугалось, что свободная продажа акций может привести к смене владельцев на ряде предприятий. Поэтому предприятия сельхозпереработки как республиканского, так и коммунального уровня в соответствии с указом № 107 были отнесены в разряд стратегически значимых, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Данный указ предоставил облисполкомам и Минскому горисполкому преимущественное право на покупку акций предприятий сельхозпереработки, которые граждане Беларуси в свое время купили на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на чеки "Имущество", а также акций, переданных производителям сельхозпродукции по номинальной стоимости.
И только в том случае, если местный орган власти в течение 90 календарных дней не выкупает "стратегические" акции, то их разрешается продать третьему лицу (по цене, не ниже заявленной облисполкому).
Отметим, преимущественное право облисполкомам и Мингорисполкому было предоставлено задним числом - с 1 января 2011 года. И это привело к серьезным проблемам. Ведь указ появился 14 марта, то есть уже после того, как ряд инвесторов смогли купить акции некоторых предприятий на вторичном рынке.
Вслед за этим Госкомимущество поспешило успокоить профучастников и инвесторов, заявив, что совершенные на рынке ценных бумаг до 14 марта сделки с акциями являются действительными и могут быть отменены только в судебном порядке.
Процедура судебного разбирательства выглядела так. Если Минский горисполком или какой-то облисполком посчитают, что была совершена сделка с акциями общества, которое является приоритетным для развития региона или в целом экономики страны, они обязаны подать иск в суд. И если суд примет сторону госоргана, то покупателю акций должны быть компенсированы все затраты.
Ранее специалисты Госкомимущества пытались успокоить миноритарных акционеров, заявляя, что облисполкомы и Минский горисполком не будут использовать свое преимущественное право автоматически в отношении всех предприятий, включенных в "стратегические" перечни. Было сказано, что каждая сделка будет анализироваться отдельно. Прежде всего с позиции: нужно ли государству приобретать дополнительные пакеты акций в том или ином ОАО и тратить на это бюджетные деньги, если его доля в этом обществе уже превышает 70-80%?
Тогда же ГКИ отмечало, что примерно у 70-80% хозяйственных обществ сельхозпереработки контрольный пакет принадлежит государству, поэтому облисполкомы будут претендовать "на единичные предприятия".
Между тем многие акционеры и покупатели акций недоумевали, почему власти заблаговременно не опубликовали перечень "стратегических" предприятий, первоочередное право покупки на акции которых имеют облисполкомы и Минский горисполком. В связи с этим в Госкомимуществе им советовали ориентироваться на ранее принятые в стране перечни стратегически важных для экономики страны предприятий, но согласились, что ситуация меняется и перечни нуждаются в корректировке.
Как видим, на подготовку таких перечней госорганам в целом понадобилось почти 2 года. Хотя, отметим, отсутствие "узаконенных" перечней не стало препятствием для местных органов власти в реализации предоставленного им указом №107 приоритетного права на скупку акций у миноритарных акционеров.
Облисполкомам дали время подумать
В соответствии с документом облисполкомы и Мингорисполком в 2-месячный срок должны обеспечить утверждение перечней хозяйственных обществ, созданных в процессе преобразования государственных, государственных унитарных предприятий, а также арендных и коллективных (народных) предприятий, в отношении акций (долей в уставных фондах) которых облисполкомы и Мингорисполком имеют преимущественное право на приобретение.
Изменились также и некоторые сроки информирования о продаже акций.
Например, облисполкомы, Мингорисполком о своем решении приобрести либо отказаться от приобретения акций (долей в уставном фонде) должны в течение 10 календарных дней со дня принятия соответствующего решения (ранее - в течение 3 рабочих дней) письменно информировать акционера (участника), направившего уведомление о намерении продать акции.
Установлено, что договор купли-продажи акций должен быть заключен не позднее 20 календарных дней со дня направления акционеру (участнику) информации о принятом решении о приобретении акций. Оплата акций производится облисполкомами не позднее 30 календарных дней со дня заключения договора.
Если договор не заключен в указанный срок по причине уклонения акционера от его заключения, в силу болезни или отсутствия в Беларуси, акционер при намерении продать акции обязан повторно направить уведомление в облисполком, Мингорисполком либо разместить заявку в БЕКАС.
Указ вступает в силу 7 декабря 2012 года.
Все под контролем
Необходимость подготовки списков ОАО, акции которых в приоритетном порядке имеют право выкупать облисполкомы и Минский горисполком, вытекает из указа № 107. Этот указ Лукашенко подписал 14 марта 2011 года.
Документ появился не случайно. Дело в том, что с 1 января 2011 года в Беларуси отменен мораторий на продажу акций многих привлекательных для инвесторов ОАО. Это дало серьезный импульс развитию рынка ценных бумаг в стране. Многие миноритарные акционеры постарались воспользоваться возможностью продать свои акции.
Однако государство испугалось, что свободная продажа акций может привести к смене владельцев на ряде предприятий. Поэтому предприятия сельхозпереработки как республиканского, так и коммунального уровня в соответствии с указом № 107 были отнесены в разряд стратегически значимых, обеспечивающих продовольственную безопасность страны.
Данный указ предоставил облисполкомам и Минскому горисполкому преимущественное право на покупку акций предприятий сельхозпереработки, которые граждане Беларуси в свое время купили на льготных условиях (по цене на 20% ниже номинальной стоимости) и в обмен на чеки "Имущество", а также акций, переданных производителям сельхозпродукции по номинальной стоимости.
И только в том случае, если местный орган власти в течение 90 календарных дней не выкупает "стратегические" акции, то их разрешается продать третьему лицу (по цене, не ниже заявленной облисполкому).
Отметим, преимущественное право облисполкомам и Мингорисполкому было предоставлено задним числом - с 1 января 2011 года. И это привело к серьезным проблемам. Ведь указ появился 14 марта, то есть уже после того, как ряд инвесторов смогли купить акции некоторых предприятий на вторичном рынке.
Вслед за этим Госкомимущество поспешило успокоить профучастников и инвесторов, заявив, что совершенные на рынке ценных бумаг до 14 марта сделки с акциями являются действительными и могут быть отменены только в судебном порядке.
Процедура судебного разбирательства выглядела так. Если Минский горисполком или какой-то облисполком посчитают, что была совершена сделка с акциями общества, которое является приоритетным для развития региона или в целом экономики страны, они обязаны подать иск в суд. И если суд примет сторону госоргана, то покупателю акций должны быть компенсированы все затраты.
Ранее специалисты Госкомимущества пытались успокоить миноритарных акционеров, заявляя, что облисполкомы и Минский горисполком не будут использовать свое преимущественное право автоматически в отношении всех предприятий, включенных в "стратегические" перечни. Было сказано, что каждая сделка будет анализироваться отдельно. Прежде всего с позиции: нужно ли государству приобретать дополнительные пакеты акций в том или ином ОАО и тратить на это бюджетные деньги, если его доля в этом обществе уже превышает 70-80%?
Тогда же ГКИ отмечало, что примерно у 70-80% хозяйственных обществ сельхозпереработки контрольный пакет принадлежит государству, поэтому облисполкомы будут претендовать "на единичные предприятия".
Между тем многие акционеры и покупатели акций недоумевали, почему власти заблаговременно не опубликовали перечень "стратегических" предприятий, первоочередное право покупки на акции которых имеют облисполкомы и Минский горисполком. В связи с этим в Госкомимуществе им советовали ориентироваться на ранее принятые в стране перечни стратегически важных для экономики страны предприятий, но согласились, что ситуация меняется и перечни нуждаются в корректировке.
Как видим, на подготовку таких перечней госорганам в целом понадобилось почти 2 года. Хотя, отметим, отсутствие "узаконенных" перечней не стало препятствием для местных органов власти в реализации предоставленного им указом №107 приоритетного права на скупку акций у миноритарных акционеров.