График – это не просто трафик
Известно главное правило сахарной отрасли — максимум до 10 января вся свекла должна быть переработана. Поэтому четкое соблюдение установленных сроков и объемов поступления корнеплодов на переработку — принципиально важное условие для бесперебойной работы белорусских сахароваров. Оптимальные сроки, за которые необходимо справиться с урожаем, — от 90 до 100 дней. Свекла дольше четырех месяцев не хранится: начинает портиться, теряет сахаристость. А низкая доля сладкого вещества в сырье делает его переработку дорогой и нерентабельной.
ОАО «Городейский сахарный комбинат» способно перерабатывать в среднем 8 тысяч тонн корнеплодов в сутки. В этом году предприятие планирует выйти на 8,5 тысячи тонн. По словам заместителя директора комбината по сырью Игоря Абрамовича, приемка ведется строго по заранее согласованным и утвержденным Совмином графикам.
— На протяжении ряда лет мы начинаем заготовку сахарной свеклы в начале сентября. Планируем получить 1,1 миллиона тонн корнеплодов. Это почти на 100 тысяч тонн меньше прошлогоднего уровня из-за сужения сырьевой зоны, — говорит Игорь Константинович. — В 7.30 начинаем запускать автомашины под разгрузку, в 20.00 заканчиваем. На комбинат ежедневно поступает до 20 тысяч тонн. Это немалый объем, но на транспортной проходной практически не бывает очередей. У нас авралы исчезли как явление, когда на предприятии ввели электронный документооборот. При въезде на комбинат водитель грузовика получает небольшой чип, который служит пропуском на территорию. Перед грузовыми весами специальные датчики на расстоянии идентифицируют автомобиль по электронному ключу, взвешивают и фиксируют результаты в базе данных. Образцы для лабораторного контроля автоматически забирают из кузова специальным оборудованием, переправляют на исследование. Буквально через пять минут все анализы готовы, и автомобиль может следовать к месту разгрузки. Каждая проба получает свой штрихкод, под которым корнеплод потом и проходит все необходимые лабораторные процедуры. Кстати, такая обезличенность исключает влияние человеческого фактора.
В этом году принимаем свеклу по графику — до 20 ноября, поясняет Игорь Абрамович. После этого числа к каждой тонне идет надбавка 15 процентов. Комбинат, кроме всего прочего, платит и за транспортировку. Перевозка миллиона тонн обойдется в 50 миллиардов рублей. Поэтому здесь считают каждую копейку и, подчеркивает заместитель директора, каждую тонну свеклы. Ведь объемы четко спланированы и рассчитаны.
Для чего нужны жесткие графики? Кагатное поле комбината вмещает около 200 тысяч тонн свеклы.
— Представьте, если придет больше запланированного по графику: вместо суточного объема переработки лежит 20 тысяч. Пока я переработаю 8 тысяч, что происходит с остальной свеклой? Потери по весу, потери по выходу сахара, то есть свекла становится нетехнологичной, — продолжает Игорь Абрамович. — Надо выдерживать «золотую» середину, чтобы корнеплоды поступали равномерно. Скажем, в сутки 5 тысяч тонн забираем со своего кагатного поля, 3 тысячи — от хозяйств. И главное, ведь хозяйствам выгодно ее часть хранить у себя. Скажем, в прошлом году СПК «Сейловичи» Несвижского района, положив 10 тысяч тонн на хранение, заработал на этом дополнительно 400 миллионов рублей.
ОАО «Слуцкий сахарорафинадный комбинат» способен перерабатывать в среднем 8 тысяч тонн корнеплодов в сутки. По словам заместителя директора комбината Валерия Налетова, приемка также ведется строго по заранее согласованным и утвержденным Совмином графикам. На 17 октября от свеклосеющих сельхозпредприятий принято 477,2 тысячи тонн корнеплодов вместо 468,4 тысячи по плану.
В целом каждый из четырех сахарных комбинатов готов переработать более чем по миллиону тонн корнеплодов. Однако даже после значительных модернизаций белорусские сахаровары работают на пределе своих возможностей. Большой урожай свеклы поступает прямо с колес. Но схема «поле — завод» пока сбоев не дает. Это подтверждает и сельхозпроизводитель. Председатель СПК «Городея» Николай Соловей в телефонном разговоре сказал четко и кратко:
— В этом году, как и в прошлом, претензий по приемке свеклы нет. Схема отлажена как часы.
Ирина ГЕРМАНОВИЧ, «БН»