«Хозяин-барин». И он знает, чем удивить покупателя

Источник материала:  
КАК ПОВЫСИТЬ конкурентоспособность консервных заводов? Что мешает загрузить их мощности, как говорят, по полной? И как лучше продвигать свой товар на внешний рынок — вместе или поодиночке? Ответы на эти и другие вопросы искали представители концерна «Белгоспищепром», Белкоопсоюза, Министерства торговли, Минсельхозпрода, руководители предприятий по переработке плодоовощной продукции, ученые в ходе республиканского семинара, прошедшего на базе Быховского консервно-овощесушильного завода.

Могилевский горошек покорил Америку и Азию

Работу Быховского консервно-овощесушильного завода можно смело назвать успешной. Выпускаемые здесь зеленый горошек, томатные соусы, кетчупы, другая продукция под брендом «Хозяин-барин» прочно завоевала рынки в США, Китае, Израиле, странах Европы и СНГ. За первых 8 месяцев текущего года предприятие экспортировало продукции на 1 миллион долларов. До конца 2012-го эту цифру планирует удвоить.

— Сегодня ведем переговоры о поставках во Вьетнам, Иорданию, Сирию. Планируется подписание соответствующих контрактов с Грузией, Узбекистаном, Канадой, — поделился с «БН» директор предприятия Сергей Громыко.

Всего в списке экспортеров Быховского консервно-овощесушильного предприятия десятки стран мира. На внешние рынки «Хозяин-барин» поставляет 13 процентов своих консервов.

— Это среднереспубликанский показатель, — уточнил глава концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко. — У нас есть консервные заводы, где на экспорт идет более половины выпускаемой продукции. Но есть и такие, надо признать, где экспорт близок к нулю.

Потенциал, чтобы поднять экспортную планку выше, у «Белгоспищепрома» есть.

— Арифметика проста, — пояснил заместитель председателя концерна Генрих Черняк. — Республика за год выпускает 660 миллионов условных банок плодоовощных консервов, а емкость белорусского рынка не превышает 560 миллионов. Налицо — резерв. А если учесть, что не все консервы на внутреннем рынке востребованы?

Перед предприятиями концерна стоит непростая задача — к 2015 году экспортировать почти треть своей продукции.

Где искать резервы?

— Завоевывать новые рынки сбыта сегодня непросто. Особенно в условиях Единого экономического пространства. Конкуренция становится все более жесткой, — признал Иван Данченко.

Потому одной из главных составляющих в деятельности перерабатывающих предприятий «Белгоспищепрома» должно стать снижение себестоимости производимой продукции. Двенадцать предприятий концерна с этой целью создали собственные сырьевые зоны. В их числе и Быховский консервно-овощесушильный завод, несколько лет тому назад оценивший все преимущество работы по принципу «от поля до конвейера».

— Наш сельскохозяйственный филиал «Мокрянский» поставляет предприятию около трети перерабатываемого сырья, — рассказал Сергей Громыко. — В основном — зеленый горошек. Но есть и другие овощи: морковь, капуста, картошка. В нынешнем сезоне собрали неплохой урожай огурцов.

Еще один путь получения относительно недорогого сырья — работа с частником. Быховчане из года в год наращивают объемы закупаемых у сельчан кабачков, тыквы, ягод, грибов. Иногда на завод привозят выращенные огурцы, капусту сдатчики из других районов Могилевщины. И даже из соседних областей. Предприятие рассчитывается с поставщиками на месте. Причем платит порой чуть больше, чем другие заготовители. Скажем, за килограмм яблок этой осенью давали в среднем по тысяче рублей. На 1 октября завод заготовил 833 тонны яблок, что в 8 раз больше прошлогоднего. В целом за 9 месяцев года предприятие за сданные овощи и фрукты выплатило населению 1,1 миллиарда рублей.

Более того, «Хозяин-барин» снабжает сельчан еще и семенами. Это выгодно всем: завод получает недорогое сырье, а люди — неплохой приработок. К слову, руководители концерна посоветовали переработчикам заготовить нынешней осенью как можно больше исходного сырья — вплоть до того, что заложить его с расчетом на будущий год. «Таких низких цен на те же яблоки не было очень давно. И неизвестно, когда такой урожай будет еще!» — подчеркнул Генрих Черняк.

Что по вкусу покупателю?

Разумеется, удерживать позиции на рынках сбыта сложно без постоянного обновления ассортимента продукции. У «Хозяина-барина», к примеру, из ста с лишним видов выпускаемых консервов больше половины — новинки.

— Помимо салатов, пюре, соков, мы запустили производство овощей и каш с мясом, — поделился директор Быховского консервно-овощесушильного завода.

И все же белорусские переработчики овощей и фруктов порой не учитывают потребности внутреннего рынка. Они производят однотипные консервы, разбежка цен на которые весьма разительна. Тогда как «вакансии» для выпуска более уникальной или даже VIP-продукции есть. Сажем, тех же консервов со спаржей, помидорами черри, баклажанами и т. д. Не менее актуален также вопрос производства замороженной продукции.

— Настало время задуматься и о создании перерабатывающих холдингов, — отметил Иван Данченко.

Заместитель министра торговли Беларуси Александр Забелло, в свою очередь, подчеркнул: необходимо больше внимания уделять брендингу продукции. Что говорить, у некоторых производителей сегодня нет даже собственного сайта! Объединение усилий в продвижении товара на внешнем рынке, развитие мощного сетевого маркетинга, системы продаж, создание логистических центров, оптимизация ассортимента — все это будет способствовать завоеванию внешнего рынка.

— В последнее время многое сделано в плане техперевооружения, модернизации перерабатывающих предприятий, — подытожил председатель правления концерна «Белгоспищепром» Иван Данченко. — Необходимо максимально загрузить эти мощности, повысить производительность труда, постоянно работать над качеством и ассортиментом продукции. Важным шагом на пути продвижения белорусских плодоовощных консервов на внешнем рынке должно стать создание сбытовых компаний. Мы не должны забывать: современного покупателя нужно постоянно чем-то удивлять!

Светлана МАРКОВА, «БН»

Фото автора

←В Минске прошли переговоры с участием руководства МАГАТЭ.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика