Рынок экотехнологий: потребительские ожидания и директивные стимулы
Госрасходы на охрану окружающей среды в минувшем году приблизились к психологической отметке 3,5 трлн рублей. В том числе порядка 350 млрд рублей бюджетных ассигнований было направлено на охрану от загрязнения отходами производства. В сводках Белстата, к сожалению, отсутствует информация о частных инвестициях в данную сферу, хотя они также должны быть значительными. Без очистного оборудования ни один объект не может быть принят в эксплуатацию.
Белорусские стандарты очистки воды жестче европейских. Например, допустимое содержание нефтепродуктов при сбросе вод в открытые водоемы не должно превышать 0,05 мг/л. В ЕС нижняя планка зафиксирована в пределах 1 мг/л. Парадокс в том, что в республике практически все очистное оборудование импортное, а значит в базовом исполнении не пригодно для эксплуатации в странах СНГ. Как же проходит адаптация зарубежных систем к работе в отечественных нормативных условиях?
Очистительный регламент
Этот вопрос мы адресовали главному специалисту по промышленной экологии и инжинирингу ЗАО «Ливсор» Вячеславу Грибанову. По его мнению, ужесточение стандартов нельзя расценивать только с отрицательной стороны: «Чем чище вода, которую мы сбрасываем, тем меньше средств затрачивается на ее подготовку и очистку в дальнейшем. Ведь рано или поздно сброшенная вода попадает в водоемы, а потом опять возвращается в быт». В небольшом хозяйстве можно и не использовать воду из сети, есть варианты систем очистки и повторного ее применения. Климатическая полоса Беларуси, с ее обилием дождей, вполне позволяет использовать данный ресурс. Однако, к сожалению, подобного рода технологии пока мало внедряются в нашей стране.
Системы очистки воды оборудованы на каждом предприятии, иначе пройти экологическую экспертизу просто невозможно. Но на многих объектах советской постройки они выработали все мыслимые сроки. Их эффективность зачастую равна нулю, особенно в случаях, когда собственник пренебрегает требованиями, которые ясно указаны в паспорте системы (ежегодное обслуживание, устранение засоров, замена фильтров и т. п.). Ситуация усугубляется тем, что повторные проверки на экологическое соответствие проводятся точечно и мало влияют на оздоровление ситуации. Мало установить жесткие нормативы, необходимо создать административно-правовые механизмы по их исполнению.
Что касается адаптации импортного оборудования к местному септику, то она производится частично методом зеркального копирования зарубежных аналогов на белорусских предприятиях. Но гораздо чаще закупаются и монтируются оригинальные иностранные образцы. Принципиальной разницы в конструкциях из разных стран не прослеживается. Скорее, речь идет о различиях в количестве и расположении камер, применяемых материалах корпуса.
Так, у нас вслед за всем миром получил распространение конструктивный полипропилен. Материал не лишен недостатков в плане стойкости к УФ-излучению, грунтовым нагрузкам и т. п. Поэтому укрепляются рыночные позиции более дорогого и эффективного стеклопластика. Однако гораздо интереснее не форма и число камер в сооружении, а физико-химическое содержание процесса очистки.
Выбор сорбента
Как известно из учебников по водоотведению, отделить растворенные в воде нефтепродукты можно только с помощью сорбентов: их использование является наиболее продуктивным и экономичным решением. Рассмотрим, к примеру, сорбент «Ливсор-С». Он представляет собой специально обработанный чешуйчатый графит, который добывается в Латинской Америке, Китае, России. Сырье проходит обработку специальной кислотой, а на последнем этапе подвергается терморасширению. При этом объем материала увеличивается в десятки, иногда сотни раз, он приобретает способность поглощать нефтепродукты по массе в 50 раз больше собственного веса.
Благодаря сорбенту достигается показатель очистки в 0,3 мг/л. Для сооружений, где требуется очистка сточных вод до показателей в 1 мг/л, применяется сорбент в меньших количествах, при этом должен работать качественный коалесцентный модуль. Вода, которая далее попадает в водоемы рыбохозяйственного назначения, имеет более жесткий показатель очистки – 0,05 млг/л. Здесь требуется вторая ступень очистки, где также используется углеводородный сорбент. Кстати, отработанный обезвоженный материал может выступать как добавка для производства асфальтобетонных смесей или котельное топливо.
Часто возникает вопрос, почему не заменить углеродный сорбент непосредственно углем? Последний способен поглощать огромное количество вредных веществ, проблема только в его большой массе: от 300 до 500 кг в 1 м3. Удельная масса «Ливсор-С» в десятки раз меньше, что гораздо удобнее в эксплуатации. При этом объемная эффективность сорбции не падает. Не стоит также забывать, что при поглощении вредных веществ вес и размеры угля еще больше увеличиваются – это требует достаточно сложного и материалоемкого оборудования.
Существуют сорбенты на минеральной основе, изготовленные из мхов, торфа и т. п. Они дешевле, однако имеют низкую сорбционную способность, малые сроки хранения, в течение 3–4 дней теряют свою плавучесть. Это ограничивает их применение в открытых водоемах. Углеродный сорбент напоминает молекулы нефтепродуктов. Благодаря своей циклической форме он способен всасывать в себя не только вредные вещества, которые плавают на поверхности, но и те, которые уже растворены в воде. В технических характеристиках сорбента обязательно присутствует показатель способности вещества удерживать на 1 г собственного веса определенное количество нефтепродуктов. При хорошем качестве этот показатель в статике составляет 20 г и более. Часто данный параметр бывает завышен и основывается на экспериментах, проведенных в «тепличных условиях». На практике при турбулентном движении воды задержка нефтепродуктов в неуглеродных сорбентах складывается как 1:1 (на 1 г сорбента – 1 г нефтепродуктов).
Массовый переход на высококачественный сорбент упирается в ценовой фактор. «Стоимость поставки – вот что главное для заказчика, – объясняет В. А. Грибанов. – Мало кого интересует сегодня эффективность применяемых систем очистки, а то, что завтра «сэкономленные» средства придется вкладывать в очередную модернизацию, оплату штрафов мало кого волнует». При этом сорбент все же применяется, вернее сказать, должен применяться во всех без исключения системах очистки стоков от нефтепродуктов. Его можно использовать для восстановления старых советских сооружений и адаптировать для любых современных.
Коммунальный сегмент
Положения, введенные в действие ТКП 45–5.01–254–2011 (02250) существенно облегчат задачу проектирования и выбора оборудования, а также позволят представить более полную картину о системе очистки хозяйственно-бытовых стоков, считает руководитель направления предприятия «МОП ВТИ» Юрий Хруцкий: «По новым нормам учитывается возраст ила, время пребывания стоков в сооружениях и многое другое, что выступает важным параметром при выборе очистной системы. Теперь продать «урезанную» технологическую линию очистки стоков будет не так просто, как раньше».
До недавних пор некоторые поставщики при формировании тендерных предложений грешили упрощением оригинальных технологий очистки как промышленных, так и бытовых стоков. Заказчик получал относительно недорогую систему, которая в процессе эксплуатации обеспечивала очистку, что называется «по нижней планке ГОСТа». Гонка за «экономичными» решениями лишает немногочисленных отечественных производителей стимулов к развитию. Импорт и тиражирование готовых технических решений объективно более рентабельны. Тем самым мы продолжаем финансировать зарубежные бренды.
«Часто на стадии проектирования объекта закладываются типовые бетонные очистные системы образца 70–80‑х годов прошлого столетия, – говорит Ю. Хруцкий. – Это выгодно проектировщикам – есть готовое решение, выгодно строителям – бетонные сооружения строятся долго и работы стоят дорого, не возражает и заказчик – он использует у себя как бы отечественный «импортозамещающий» продукт. То, что эффективность этих сооружений не отвечает современным требованиям, мало кого интересует. А ведь можно получить продукт полной заводской готовности, смонтировать его за считанные дни без применения бетонных работ и уже завтра начать эксплуатировать. Это целесообразно не только с точки зрения экологии, но и экономики».
Истоки проблем
Как и во многих других сферах, первопричины проблем сегмента водоочистки лежат в кадровой сфере. Острую нехватку специалистов, помноженную на низкую экологическую культуру заказчиков, крайне сложно компенсировать только лишь ужесточением нормативов, но и это, по мнению специалистов, очень хорошо подогревает рынок.
«К счастью, недавно республика пересмотрела подходы к профессиональной подготовке экологов, – отмечает В. Грибанов. – Нам необходимы люди, чье жизненное призвание – сохранить нашу землю, воду и воздух для потомков, хотя бы в том виде, в каком получили их мы». Но столь же необходимо финансирование инновационных природоохранных проектов, причем с прицелом на получение конкретного экономического результата и учетом реалий текущего дня.
Что касается профильного законодательства, то оно требует дальнейшего развития. Так, очень непростая ситуация складывается в природоохранных зонах. По новым нормам сброс даже очищенных по самым строгим европейским стандартам вод в озера и реки таких территорий запрещен. Это существенно удорожает проектные, монтажные и эксплуатационные затраты, ведь стоки нужно не только очистить, но и вывести за границы природоохранных зон, а затем утилизировать. В ЕС для этого обычно просто предусматривается установка блоков доочистки.
В то же время в большинстве западных стран очистное оборудование подлежит сертификации. У нас, напротив, не существует ни правовой, ни технической базы для прохождения данной процедуры. Поставщики, впрочем, не жалуются: меньше расходов – меньше вопросов на таможне.