Зарплата от слова “заработать”
Валерий БАЙНЕВ, доктор экономических наук, профессор экономического факультета БГУ
Читатели постарше наверняка помнят крылатое выражение о том, что производительность труда — это в конечном счете самое главное. Увы, нынешний мировой кризис убедительно доказал его актуальность и в наши дни. Выяснилось, что многие, казалось бы, весьма благополучные страны с развитой рыночной экономикой примитивно жили в долг. Сегодня разве что глухой не слышал, например, о внешнем долге США, который в августе превысил астрономическую отметку в 16 трлн долларов, хотя еще в 2000 году он был в три раза меньше. Оно и понятно — жить в долг, то есть за счет других, проще, чем решать проблемы повышения производительности труда. Кстати, вполне сопоставим с американским и совокупный внешний долг Евросоюза. В октябре прошлого года впервые была официально озвучена его величина — 9,81 трлн евро. И с тех пор ситуация только осложнялась.
Демонстрируемый странами ЕС прирост производительности труда не поспевал за их растущим потреблением. Возникающее отставание компенсировалось ускоренной работой “печатного станка”. Его избыточная “продукция” тотчас же уходила за пределы ЕС — в периферийные страны. Разумеется, не за просто так, а в обмен на реальные экономические блага. Потребление этих де-факто не заработанных (бесплатных) благ и обеспечивало, положим, той же Греции или Португалии завидный для периферийных стран уровень жизни. Причем за их же, развивающихся государств, счет.
Таким образом, каждая купюра американской или европейской валюты у нас в кармане свидетельствует о том, что США или ЕС — ваши должники. В свое время, купив валюту, вы отказались от использования одежды, продуктов питания и так далее в пользу западных стран. И теперь эти страны, получается, должны лично вам аналогичных товаров и услуг на сумму, соответствующую номиналам принадлежащих вам дензнаков. Точно так же они должны и государствам, имеющим валютные резервы. Например, сегодня США и ЕС задолжали Китаю товаров и услуг на огромную сумму — 3,24 трлн долларов. Аналогичным образом США и ЕС должны и Беларуси.
Увы, это очень трудно признать, но недавние негативные процессы в белорусской экономике отчасти имеют ту же самую природу — нашу привычку жить не по средствам. Уже стало нормой, когда руководитель (а то и обычный работник!) какой-нибудь нашей захудалой фабрики, чья продукция пользуется спросом разве что в местном универмаге, привык отдыхать на зарубежных курортах. Тех же самых, где обычно отдыхает, положим, и немец — сотрудник всемирно известной фирмы. И, к слову, ездят они на таких же авто. Да и прочие условия быта на поверку у них окажутся вполне сопоставимыми.
Казалось бы, в чем проблема? Давно пора жить по-европейски! Однако будем самокритичны. Продукция, выпускаемая немцем, пользуется спросом во всех столицах мира. В отличие от той, что производится на некоторых наших предприятиях. Вот и получается: работаем мы куда хуже немцев, а привычки у нас те же.
По общественной производительности труда Беларусь в целом даже в самые благополучные для нее годы отставала от той же Германии почти в три раза. По данным Европейской экономической комиссии ООН, в 2009 году ВВП по паритету покупательной способности в расчете на одного занятого в экономике составил: в Соединенном Королевстве — 78,2 тысячи долларов, в Германии — 78,7, во Франции — 85,2, в США — 98,1 тысячи долларов. Понятно, тягаться по производительности труда с теми, кому изрядно помогает в приобретении бесплатных ресурсов волшебный “печатный станок”, непросто. Но ведь даже в России с ее 32,1 тысячи долларов на одного занятого этот показатель был выше белорусского, равного лишь 28,3 тысячи долларов.
Так что на все сто процентов прав Президент, когда в своем Послании белорусскому народу и Национальному собранию в мае 2012 года напутствовал нас: “Главный урок мирового кризиса — жить надо по средствам. Печатать пустые деньги или жить в долг — это путь в тупик. Главный экономический принцип — соответствие темпов прироста производительности труда темпам прироста заработной платы. Этот закон никто не отменял!..”.
И поскольку речь здесь идет об общественной, то есть определяемой в масштабах национальной экономики, производительности труда, то этот закон касается всех и каждого. И тех, кто непосредственно стоит у станка или сидит за рычагами комбайна, и тех, кто, например, воспитывает, учит, лечит наших детей. Если же этот экономический закон игнорировать, то серьезных проблем, увы, не избежать. Как не смогли их избежать даже те державы, чья жизнь еще совсем недавно казалась такой безоблачной...