Реальный сектор. Как не стать страной колхозников и пенсионеров
19.09.2012 13:44
—
Новости Экономики
Реальный сектор. Как не стать страной колхозников и пенсионеров
Партнер рубрики |
В свое время пришлось поработать с одним директором госпредприятия. Он был свято убежден, что главная обязанность директора – работать вне предприятия, с вышестоящими структурами. А внутри предприятия – достаточно контролировать финансовые потоки, подбирать кадры и накачивать их разносами по любому поводу. Очень любил давать подчиненным невыполнимые задания. Говоришь ему, а он: "Ничего, пусть стараются. Надо будет – потом откорректируем".
Глядя на совещание по представлению президенту проекта плана социально-экономического развития и бюджета страны на следующий год, невольно вспоминаешь того деятеля. Но тот развалил доверенное ему госпредприятие за год. А мы пока держимся. Имеем даже благодать показателей: и ВВП растет, и торговый баланс, наконец, положительный, и ЗВР потихоньку подрастают.
Но ведь благостность отчетов за 7 месяцев основана на спекуляциях "растворителями-разбавителями". Которые пришлось свернуть: Россия нафту (основное сырье для них) больше не поставляет. А их прекращение приведет во 2 полугодии к выпадению доходов на сумму до 1,2 млрд долларов. Добавим сюда предстоящие выплаты по долгам на сумму 2,5 млрд долларов – и становится ясно, что проблемы и текущего года еще далеко не решены. И январь-август потрачены впустую: вырученные на спекуляциях ресурсы потрачены на потребление и агропром. Который даст отдачу далеко не сегодня. Если еще даст.
И что нового мы услышали на совещании?
Что стране остро необходим рост экспорта? Так еще в феврале прошлого года наш премьер-министр озвучил, что для ликвидации дефицита во внешнеторговом балансе торговли товарами экспорт необходимо увеличить в разы. По их расчетам, при росте экспорта в 2,2 раза дефицит счета текущих операций сократится с 9 млрд долларов в 2010 году только до 4,7 млрд. Наиболее вероятно, что в этом году, при росте экспорта к 2010 году в 2-2,2 раза, и этот год страна закончит с дефицитом платежного баланса в 4-4,5 млрд долларов. Почти совпадает с их расчетами. С учетом вклада в экспорт "растворителей-разбавителей" можно констатировать, что эффективность неэнергетического экспорта в стране продолжает снижаться.
Что до руководителей страны, наконец, дошло, что обеспечить рост экспорта без модернизации экономики невозможно - продукция получается неконкурентоспособной? Так и про это говорено-переговорено. В том числе президентом. Но для модернизации нужны капвложения. Внутри страны их нет и быть не может, поскольку в балансе дыра, а более половины предприятий на деле убыточны. Да и знать надо, куда эти капвложения вкладывать. За год стало очевидно: приватизация проваливается за отсутствием реальных покупателей, иностранные инвесторы в страну идти и не собираются. Накопления нашего частного бизнеса не только незначительны (от потребности), но и норовят сбежать в Россию или на Запад. Кроме правительства, модернизировать госпредприятия в нашей системе просто некому. А капвложения даже по сравнению с прошлым, кризисным, годом снизились на 20%.
Что касается белорусского частного бизнеса, то это – отдельный разговор. Как и возможные формы его взаимодействия с госсектором.
Предприятия, в массе, сами обеспечить модернизацию не могут: нет ни наработанных планов, уже нет кадров, нет денег. Совершенно непонятно, где директор небольшого провинциального предприятия бизнес-план возьмет. Не владея ни информацией по рынкам сбыта, ни знанием современных технологий или спецификой работы того или иного современного оборудования. Какой план модернизации он в силах составить? А модернизация ради модернизации – просто разбазаривание и без того скудных ресурсов.
Попросить – озадачить - наябедничать
Экономика у нас – директорская. По сути, правительство лишь сводило предложения директоров. Но только узкий круг крупнейших предприятий располагает кадрами, способными хоть как-то анализировать рынки и прогнозировать изменение спроса. Но эти предприятия уже вписаны в уже поделенные рынки, быстрый рост объемов продаж для них заведомо невозможен. Остальным для наращивания объемов нужна помощь. А правительство наше в ступоре с момента своего формирования. Причем заняло интересную позицию.
В начале прошлого года, на фоне наступающего кризиса, правительство объявило о необходимости для модернизации экономики капвложений в 68 млрд долларов. Мол, "президент, дай!".
Не дал. Значит – можно было ничего и не делать. Так, барахтались в текущих проблемах. На задел для кардинального решения – ничего.
8 августа на Совмине Н. Снопков озвучил новый расчет потребности в ресурсах для модернизации: срочная потребность – 17,5 млрд, до 2020 года – 90 млрд долларов. И опять: "Президент, дай!". А не даст – опять можно ничего не делать. Разве что раскидать задания по министерствам, холдингам и администрациям и потом наябедничать на невыполнивших. По сути, правительство только имитирует деятельность, не умея даже объяснить, каким образом оно собирается страну из кризиса выводить.
На деле сегодня в стране не сформирована потребность ни в 68 млрд, ни в 90 млрд долларов. Поскольку в стране нет промышленной политики. А значит – нет и быть не может тех бизнес-планов, по которым потребность в ресурсах можно просчитать. Тем более что обстановка на мировых и на нашем региональном рынках непрерывно меняется. И далеко не всех из тех, кто сегодня уехал за рубеж на заработки, вообще возможно вернуть. А значит – кадровый голод у нас надолго.
Что толку, что правительство заложило в проект бюджета 11,7 трлн руб. для финансирования снижения ставок по кредитам. Если это позволяет льготировать кредиты только на 8 млрд долларов, и практика показывает, что выбирать проекты для такого финансирования правительство так и не научилось. Все равно их получат те, кто ближе к "сановному уху". Тем более что в складывающейся обстановке нет уверенности, что эти деньги в бюджете вообще появятся.
То, что в такой ситуации на совещании у президента звучало "Сюда за деньгами не ходить!" (а куда идти с такими балансами?), сыпались угрозы чуть не кар небесных для не выполнивших задания по росту экспорта, по модернизации, по повышению эффективности производства, до боли напоминает оперативные совещания у того директора. Только тот, развалив предприятие, пошел директором на другое. Благо "крыша" позволила уйти от ответственности. Но ведь и здесь, по стране, шансы, что результат будет аналогичный, уж очень велики.
В 1997 году в статье, которую для себя я считаю программной, я уже писал: "…что предстоит нам не путь прорывов и озарений, а тяжкий труд по строительству своего дома в ненастную погоду, собирая силы и материалы для этого по крохам". В XXI веке волшебников не бывает. А у нас – ни плана работ, ни инструментов, ни команды, способной страну из кризиса вытянуть. И все меньше доверия к руководителям, явно не способным такую работу организовать.
Уникум со знаком минус
Есть еще один принципиальный вопрос.
Глядя на массовые демонстрации в защиту социальных завоеваний в Испании, Греции, других странах Запада, вспоминается когда-то прочитанная мысль: неэффективной социально ориентированной экономики не бывает. Поскольку тогда страна не в состоянии длительное время обеспечивать активную социальную политику ресурсами. А эффективность экономики всегда относительна. Стоило в кризис и под напором китайцев относительно снизиться эффективности западной экономики – и там приходится резать социальные расходы. И никакие демонстрации здесь ничего изменить не могут.
Уникальность белорусской модели в том, что она смогла просуществовать достаточно долго за счет проедания советских запасов, российской нефтегазовой подпитки и личных талантов нашего президента. Но советские запасы закончились. Российская подпитка все чаще используется для шантажа, чтобы заставить нас принять невыгодные нам решения по другим вопросам. А только на личных талантах президента экономику страны не выстроить. Тем более что системной работы по выстраиванию нашей экономики как не было, так и нет.
Но, как показал кризис прошлого года, наше население на невнятность и непредсказуемость экономической политики наших властей реагирует не демонстрациями и забастовками, а массовой трудовой миграцией в Россию. По разным оценкам, сегодня там работают от 800 000 до 1 000 000 белорусов. Те самые 20% трудоспособных, которые в периферийных странах ЕС формируют слой безработных приблизительно в таких же масштабах. А ведь скрытая безработица, существующая за счет раздутых штатов в госаппарате и заводоуправлениях госпредприятий, никуда не делась, она существует у нас и сегодня.
Поначалу нашим властям это даже понравилось: не приходится самим заниматься проблемой безработицы. Да и приток валюты, присылаемой семьям нашими гастарбайтерами, пришелся банкам очень кстати: за счет него сформировался перевес продаваемой населением валюты над покупаемой. Мало того, приток этой валюты правительство трактует сегодня как "экспорт услуг", включая некую (правда, взятую "с потолка") цифру в валютный баланс страны. Улучшая таким образом отчетность.
Однако, во-первых, Россия делает все возможное, чтобы белорусы как можно скорее получали российское гражданство. (Уже действует ускоренный порядок его получения для белорусов.) Во-вторых, большая часть наших гастарбайтеров на фоне российских зарплат и прочих реалий очень скептически воспринимают перспективы улучшения экономической ситуации в Беларуси. И с весны начал набирать силу поток вывоза в Россию семей. (Соответственно, стали падать и продажи валюты населением.) Вернуть их обратно будет очень трудно.
С кем останемся? Страной колхозников и пенсионеров? Так ведь и пенсионных фондов у нас нет, пенсии платим из текущих зарплат работающих. А агропром, несмотря на ежегодные дотации в прошлом, без дотаций до сих пор существовать не может. Такой Беларуси независимости не удержать.
Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года
Глядя на совещание по представлению президенту проекта плана социально-экономического развития и бюджета страны на следующий год, невольно вспоминаешь того деятеля. Но тот развалил доверенное ему госпредприятие за год. А мы пока держимся. Имеем даже благодать показателей: и ВВП растет, и торговый баланс, наконец, положительный, и ЗВР потихоньку подрастают.
Но ведь благостность отчетов за 7 месяцев основана на спекуляциях "растворителями-разбавителями". Которые пришлось свернуть: Россия нафту (основное сырье для них) больше не поставляет. А их прекращение приведет во 2 полугодии к выпадению доходов на сумму до 1,2 млрд долларов. Добавим сюда предстоящие выплаты по долгам на сумму 2,5 млрд долларов – и становится ясно, что проблемы и текущего года еще далеко не решены. И январь-август потрачены впустую: вырученные на спекуляциях ресурсы потрачены на потребление и агропром. Который даст отдачу далеко не сегодня. Если еще даст.
И что нового мы услышали на совещании?
Что стране остро необходим рост экспорта? Так еще в феврале прошлого года наш премьер-министр озвучил, что для ликвидации дефицита во внешнеторговом балансе торговли товарами экспорт необходимо увеличить в разы. По их расчетам, при росте экспорта в 2,2 раза дефицит счета текущих операций сократится с 9 млрд долларов в 2010 году только до 4,7 млрд. Наиболее вероятно, что в этом году, при росте экспорта к 2010 году в 2-2,2 раза, и этот год страна закончит с дефицитом платежного баланса в 4-4,5 млрд долларов. Почти совпадает с их расчетами. С учетом вклада в экспорт "растворителей-разбавителей" можно констатировать, что эффективность неэнергетического экспорта в стране продолжает снижаться.
Что до руководителей страны, наконец, дошло, что обеспечить рост экспорта без модернизации экономики невозможно - продукция получается неконкурентоспособной? Так и про это говорено-переговорено. В том числе президентом. Но для модернизации нужны капвложения. Внутри страны их нет и быть не может, поскольку в балансе дыра, а более половины предприятий на деле убыточны. Да и знать надо, куда эти капвложения вкладывать. За год стало очевидно: приватизация проваливается за отсутствием реальных покупателей, иностранные инвесторы в страну идти и не собираются. Накопления нашего частного бизнеса не только незначительны (от потребности), но и норовят сбежать в Россию или на Запад. Кроме правительства, модернизировать госпредприятия в нашей системе просто некому. А капвложения даже по сравнению с прошлым, кризисным, годом снизились на 20%.
Что касается белорусского частного бизнеса, то это – отдельный разговор. Как и возможные формы его взаимодействия с госсектором.
Предприятия, в массе, сами обеспечить модернизацию не могут: нет ни наработанных планов, уже нет кадров, нет денег. Совершенно непонятно, где директор небольшого провинциального предприятия бизнес-план возьмет. Не владея ни информацией по рынкам сбыта, ни знанием современных технологий или спецификой работы того или иного современного оборудования. Какой план модернизации он в силах составить? А модернизация ради модернизации – просто разбазаривание и без того скудных ресурсов.
Попросить – озадачить - наябедничать
Экономика у нас – директорская. По сути, правительство лишь сводило предложения директоров. Но только узкий круг крупнейших предприятий располагает кадрами, способными хоть как-то анализировать рынки и прогнозировать изменение спроса. Но эти предприятия уже вписаны в уже поделенные рынки, быстрый рост объемов продаж для них заведомо невозможен. Остальным для наращивания объемов нужна помощь. А правительство наше в ступоре с момента своего формирования. Причем заняло интересную позицию.
В начале прошлого года, на фоне наступающего кризиса, правительство объявило о необходимости для модернизации экономики капвложений в 68 млрд долларов. Мол, "президент, дай!".
Не дал. Значит – можно было ничего и не делать. Так, барахтались в текущих проблемах. На задел для кардинального решения – ничего.
8 августа на Совмине Н. Снопков озвучил новый расчет потребности в ресурсах для модернизации: срочная потребность – 17,5 млрд, до 2020 года – 90 млрд долларов. И опять: "Президент, дай!". А не даст – опять можно ничего не делать. Разве что раскидать задания по министерствам, холдингам и администрациям и потом наябедничать на невыполнивших. По сути, правительство только имитирует деятельность, не умея даже объяснить, каким образом оно собирается страну из кризиса выводить.
На деле сегодня в стране не сформирована потребность ни в 68 млрд, ни в 90 млрд долларов. Поскольку в стране нет промышленной политики. А значит – нет и быть не может тех бизнес-планов, по которым потребность в ресурсах можно просчитать. Тем более что обстановка на мировых и на нашем региональном рынках непрерывно меняется. И далеко не всех из тех, кто сегодня уехал за рубеж на заработки, вообще возможно вернуть. А значит – кадровый голод у нас надолго.
Что толку, что правительство заложило в проект бюджета 11,7 трлн руб. для финансирования снижения ставок по кредитам. Если это позволяет льготировать кредиты только на 8 млрд долларов, и практика показывает, что выбирать проекты для такого финансирования правительство так и не научилось. Все равно их получат те, кто ближе к "сановному уху". Тем более что в складывающейся обстановке нет уверенности, что эти деньги в бюджете вообще появятся.
То, что в такой ситуации на совещании у президента звучало "Сюда за деньгами не ходить!" (а куда идти с такими балансами?), сыпались угрозы чуть не кар небесных для не выполнивших задания по росту экспорта, по модернизации, по повышению эффективности производства, до боли напоминает оперативные совещания у того директора. Только тот, развалив предприятие, пошел директором на другое. Благо "крыша" позволила уйти от ответственности. Но ведь и здесь, по стране, шансы, что результат будет аналогичный, уж очень велики.
В 1997 году в статье, которую для себя я считаю программной, я уже писал: "…что предстоит нам не путь прорывов и озарений, а тяжкий труд по строительству своего дома в ненастную погоду, собирая силы и материалы для этого по крохам". В XXI веке волшебников не бывает. А у нас – ни плана работ, ни инструментов, ни команды, способной страну из кризиса вытянуть. И все меньше доверия к руководителям, явно не способным такую работу организовать.
Уникум со знаком минус
Есть еще один принципиальный вопрос.
Глядя на массовые демонстрации в защиту социальных завоеваний в Испании, Греции, других странах Запада, вспоминается когда-то прочитанная мысль: неэффективной социально ориентированной экономики не бывает. Поскольку тогда страна не в состоянии длительное время обеспечивать активную социальную политику ресурсами. А эффективность экономики всегда относительна. Стоило в кризис и под напором китайцев относительно снизиться эффективности западной экономики – и там приходится резать социальные расходы. И никакие демонстрации здесь ничего изменить не могут.
Уникальность белорусской модели в том, что она смогла просуществовать достаточно долго за счет проедания советских запасов, российской нефтегазовой подпитки и личных талантов нашего президента. Но советские запасы закончились. Российская подпитка все чаще используется для шантажа, чтобы заставить нас принять невыгодные нам решения по другим вопросам. А только на личных талантах президента экономику страны не выстроить. Тем более что системной работы по выстраиванию нашей экономики как не было, так и нет.
Но, как показал кризис прошлого года, наше население на невнятность и непредсказуемость экономической политики наших властей реагирует не демонстрациями и забастовками, а массовой трудовой миграцией в Россию. По разным оценкам, сегодня там работают от 800 000 до 1 000 000 белорусов. Те самые 20% трудоспособных, которые в периферийных странах ЕС формируют слой безработных приблизительно в таких же масштабах. А ведь скрытая безработица, существующая за счет раздутых штатов в госаппарате и заводоуправлениях госпредприятий, никуда не делась, она существует у нас и сегодня.
Поначалу нашим властям это даже понравилось: не приходится самим заниматься проблемой безработицы. Да и приток валюты, присылаемой семьям нашими гастарбайтерами, пришелся банкам очень кстати: за счет него сформировался перевес продаваемой населением валюты над покупаемой. Мало того, приток этой валюты правительство трактует сегодня как "экспорт услуг", включая некую (правда, взятую "с потолка") цифру в валютный баланс страны. Улучшая таким образом отчетность.
Однако, во-первых, Россия делает все возможное, чтобы белорусы как можно скорее получали российское гражданство. (Уже действует ускоренный порядок его получения для белорусов.) Во-вторых, большая часть наших гастарбайтеров на фоне российских зарплат и прочих реалий очень скептически воспринимают перспективы улучшения экономической ситуации в Беларуси. И с весны начал набирать силу поток вывоза в Россию семей. (Соответственно, стали падать и продажи валюты населением.) Вернуть их обратно будет очень трудно.
С кем останемся? Страной колхозников и пенсионеров? Так ведь и пенсионных фондов у нас нет, пенсии платим из текущих зарплат работающих. А агропром, несмотря на ежегодные дотации в прошлом, без дотаций до сих пор существовать не может. Такой Беларуси независимости не удержать.
Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года