Нацбанк озаботился прибыльностью госпрограмм
Национальный банк директивно корректирует условия выдачи льготных кредитов банками на госпрограммы. Как следует из постановления Нацбанка, коммерческие банки обязаны в локальных документах утвердить порядок оценки эффективности проектов, которые кредитуются с использованием господдержки.
Такими мерами регулятор собирается повысить эффективность реализуемых госпрограмм. Однако, считают аналитики, у этого метода есть и обратная сторона — ухудшение качества кредитного портфеля банков.
На кредитование государственных программ с поддержкой правительства в текущем году планируется направить 7 трлн. рублей, или 1,5% прогнозного ВВП. В первом полугодии на эти цели было направлено 4,2 трлн. рублей.
Несмотря на то, что доля затрат на госпрограммы из бюджета по сравнению с прошлым годом снизилась, выделяемые суммы огромные. В то же время эффективность использования займов если не нулевая, то очень низкая.
Вину за неэффективность реализации инвестпроектов власти возлагают на самих заемщиков, не способных, по мнению государства, качественно использовать льготные кредиты. Хотя нередки случаи, когда заемщики вовсе не заинтересованы в получении какого-либо эффекта от использования льготных денег, так как сложившаяся система финансовой благотворительности позволяет почти безнаказанно тратить государственные средства впустую: в худшем случае кредиты будут пролонгированы, в лучшем — долги и вовсе простят.
К причинам разбазаривания казны эксперты также относят и низкое качество инвестпроектов, которые способны лишь съедать бюджетные ресурсы без должной отдачи.
Попыткой государства переломить сложившуюся практику стало создание Банка развития, на который возложили обязанность проведения экспертиз и конкурсных отборов проектов для финансирования наиболее эффективных из них.
Теперь свою лепту в решение проблемы плохих проектов внес и Нацбанк.
В соответствии с постановлением регулятора, в целях обеспечения эффективности кредитуемых инвестиционных проектов, в том числе с использованием государственной поддержки, банкам придется подкорректировать свои локальные нормативные акты.
Во-первых, комбанкам придется утвердить условия и порядок финансового участия кредитополучателей в реализации инвестпроектов, во-вторых, порядок оценки эффективности кредитуемых проектов, в том числе финансируемых с использованием государственной поддержки.
Аналитик Forex Club в Беларуси Валерий Полховский считает, что требование Нацбанка — это попытка либерализации отношений между банками и кредитополучателями.
«Видимо, до сих пор банки руководствовались определенными критериями оценки эффективности проектов, которые были единые для всех. Теперь они получают свободу действий и могут устанавливать собственные критерии эффективности, окупаемости проектов», — отметил аналитик.
По мнению Полховского, для госбанков открывается обширное поле для манипуляций. Одни проекты могут оцениваться по одним критериям, другие — по другим. Однако в такой либерализации заложены и риски для банковского сектора.
Согласно постановлению Нацбанка, кредитополучатели могут реализовывать инвестпроекты как с участием собственных средств, так и без участия. Вместе с тем банк в отдельных случаях может принять мотивированное решение о неустановлении доли участия кредитополучателей (за счет собственных средств либо средств инвесторов) в реализации кредитуемых инвестиционных проектов. Полховский считает, что такая свобода выбора чревата ухудшением качества кредитного портфеля.
«Наличие собственных средств предполагает, что предприятие не собирается реализовывать некачественный проект, то есть рисковать своими финансовыми ресурсами. Но если требований по наличию собственных средств никто не устанавливает, это ведет к ослаблению кредитной дисциплины заемщика, и в перспективе может привести к ухудшению качества кредитного портфеля банка», — полагает эксперт.
В постановлении Нацбанка настораживает и еще один момент. Если регулятор взвалил на комбанки обязанность более тщательно оценивать эффективность проектов, означает ли это, что, по сути, без работы продолжит оставаться Банк развития?
Именно Банку развития предполагается передать финансирование госпрограмм и тем самым разгрузить балансы коммерческих банков. Правительство даже утвердило порядок реструктуризации через Банк развития кредитов, ранее выданных госбанками на финансирование госпрограмм. Однако созданный еще в прошлом году Банк развития до сих пор полноценно не заработал. И если комбанки вплотную займутся оценкой эффективности проектов, не понятно, чем будет заниматься Банк развития.
Впрочем, эксперты рассчитывают, что с приходом на должность Банка развития бывшего вице-премьера Сергея Румаса вопрос финансирования госпрограмм через новую структуру начнет решаться быстрее.
По мнению Валерия Полховского, на начальном этапе Банку развития стоит передать лишь реализуемые и новые инвестпроекты, связанные с кредитованием АПК. «Это основной эмиссионный источник инфляции. Поэтому первым делом необходимо упорядочить движение денег по этим проектам. Кроме того, в связи со вступлением России в ВТО от нас все настойчивее будут требовать сокращения кредитования сельского хозяйства», — отмечает эксперт.
На господдержку АПК в текущем году планируется направить 11,4 трлн. рублей, что на 64% больше, чем в 2011 году. При этом чиновники подчеркивают, что увеличение связано исключительно с ростом курса доллара по отношению к рублю в прошлом году.
Что касается банков, то власти уже напрягли их, увеличив ранее запланированный объем выдаваемых кредитов на закупку урожая 2012 года на 650 млрд. рублей.
По мнению Валерия Полховского, разобравшись с кредитованием АПК, в перспективе Банк развития может взять на себя и финансирование проектов в рамках госпрограмм в других отраслях.
Впрочем, уже сейчас понятно, что часть госпрограмм будет реализовываться через коммерческие банки и до Банка развития не дойдет. Прежде всего, это касается выдачи льготных кредитов физлицам на строительство жилья. Только в 2012 году на льготное кредитование планируется направить около 7,5 трлн. рублей.
«Льготное кредитование жилья — это тоже определенный эмиссионный источник инфляции. Но чтобы Банк развития смог работать с такими кредитами, необходим огромный штат сотрудников, соответствующая инфраструктура и финансовые ресурсы. Ничего этого у Банка развития нет, поэтому лучше, чтобы реализацией этой госпрограммы продолжали заниматься коммерческие банки», — считает Валерий Полховский.
Андрей КОЖЕМЯКИН