Белорусской экономике к концу года придется рвануть
По итогам семи месяцев темп роста ВВП составил 2,8%. Задача на этот год, которую президент поручил «неукоснительно» выполнять, — обеспечить по итогам года экономический рост на уровне 5,5%. Сможет ли взять белорусская экономика эту планку? Эксперты Naviny.by полагают, что это будет достаточно сложно.
«Основной вопрос» на 2012 год
Рост ВВП в нынешнем году обеспечивается за счет промышленности. Из 2,8% прироста ВВП в январе-июле 2,6% было сформировано за ее счет. Вклад торговли в экономический рост по сравнению с 2011 годом существенно сократился, и это объяснимо – на потребительском рынке нет того ажиотажного спроса, который присутствовал в прошлом году из-за валютно-финансового кризиса.
Результаты в строительстве в текущем году оказывают отрицательное влияние на рост ВВП, хотя в январе-июле вклад данного вида деятельности в экономический рост был значительным. Впрочем, оно и понятно: в результате резкого уменьшения объемов льготного кредитования масштабы жилищного строительства сократились.
Отличительной особенностью экономического роста в 2012 году является его географическое происхождение.
В прошлом году вклад областей в прирост ВВП был достаточно равномерным, но в текущем году ситуация принципиально иная. Если рост валового регионального продукта в четырех областях составил от двух до четырех процентов, а в Брестской даже снизился, то в Витебской области ВРП вырос почти на 20%. Причины «витебского чуда» известны – там до последнего времени производились пресловутые растворители и разбавители.
Рост валового регионального продукта в январе-июле 2012 г. (в % к соответствующему периоду прошлого года)
Источник: Белстат
Руководитель Научного исследовательского центра Мизеса Ярослав Романчук, основываясь на данных официальной статистики, пришел к выводу, что растворители и разбавители сформировали в текущем году примерно половину роста белорусского ВВП.
Правда, в последние недели появились сообщения о том, что Россия перестала поставлять в Беларусь нафту – сырье для производства растворителей и разбавителей. Возникает вопрос: за счет чего после ликвидации растворительно-разбавительного бизнеса будет формироваться рост ВВП в Беларуси? Ведь задача стоит непростая – не только сохранить достигнутые темпы экономического роста, но и довести их к концу года до 5,5%.
«Нынешний период характеризуется тем, что мы полностью владеем ситуацией, контролируем ее и управляем ею. Поэтому нам надо решить основные вопросы, в числе которых — достижение в этом году роста ВВП на 5,5%. Это должно быть неукоснительно выполнено теми механизмами, которые мы выработали», — заявил летом этого года Александр Лукашенко.
В общем, белорусской экономике во второй половине года нужно совершить неслабый рывок.
Возможности для экономического рывка
Экономист Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра (BEROC) Екатерина Борнукова напоминает, что в текущем году правительство придерживается жесткой монетарной политики, что позволило стабилизировать макроэкономическую ситуацию в стране.
«Если в былые времена рост ВВП достигался за счет стимулирования внутреннего спроса, то теперь этот источник финансирования экономического роста ограничен», — констатирует Борнукова.
В этих условиях, при сохранении жесткой монетарной политики, эксперт считает маловероятным достижение к концу года экономического роста на уровне 5,5%.
Экономист BEROC Дмитрий Крук также полагает, что довести рост ВВП до запланированного уровня будет достаточно сложно. По его мнению, сегодня экономика приближается к своим естественным темпам роста.
«Рост ВВП на 3,6% в январе этого года был связан с низкой базой прошлого года. Сейчас экономика приходит к своим естественным темпам роста», — констатирует Крук. Шансы довести рост до 5,5%, полагает эксперт, будут в том случае, если растворительно-разбавительный бизнес не исчезнет, а калийный будет развиваться.
Впрочем, эксперты полагают, что если естественным путем довести рост ВВП до 5,5% не получится, то может быть задействован административный рычаг. Варианты при таком сценарии возможны разные – начиная от стимулирования жилищного кредитования и заканчивая быстрым снижением ставки рефинансирования, что позволит вбросить в экономику более дешевые кредиты. «Замену растворителям и разбавителям могут найти в активизации стимулирования внутреннего спроса», — полагает Ярослав Роанчук.
Возврат к стимулированию внутреннего спроса принесет экономике новые проблемы, прогнозируют экономисты. «Стимулирование внутреннего спроса будет сопровождаться возникновением рисков раскручивания инфляции», — считает Екатерина Борнукова.
В свою очередь, Дмитрий Крук отмечает, что смягчение макроэкономической политики чревато высокой волатильностью. «Ключевой риск стимулирования внутреннего спроса состоит в том, что у нас возникнут резкие колебания не только на денежном рынке, но и в реальном секторе экономики», — подчеркивает Дмитрий Крук.
В общем, цена достижения 5,5-процентного роста ВВП административным путем может быть слишком высокой. «Я бы не рекомендовал правительству выполнять этот показатель всеми доступными способами», — говорит Романчук.
Страна уже дорого заплатила в прошлом году за выполнение директивных показателей, и возвращаться к былой практике не стоит, убеждена Екатерина Борнукова. «Хочется надеяться, что правительство, в конце концов, расстанется со своими планами на этот год и смирится с более консервативным прогнозом по экономическому росту», — резюмировала эксперт.
Дмитрий ЗАЯЦ