Учителю английского - 2,5 миллиона, а сантехнику - от 4 миллионов
«Нет, ну вы это видели?! Уборщицу в магазин ищут - зарплата 3 млн. 600 тысяч рублей. Это же почти как средняя зарплата по стране! Так скоро все доктора и педагоги сбегут мыть полы: зарплата хорошая и никакой нервотрепки», - обсуждали несколько дней назад объявление на дверях в метро.
В принципе, похожую ситуацию мы уже переживали. В лихие 90-е годы многие белорусы, не сумевшие вписаться в перестройку со своими профессиями, были вынуждены просто сменить род занятий. Хорошая знакомая моей мамы, например, будучи прекрасным педагогом, несколько лет возила в Польшу сумки со всем подряд: от открывашек до крышек для закаток. На вырученные деньги одевала двух дочек - учительской зарплаты на это не хватало.
Когда экономику трясло, лучше всего адаптировались те, кто умел что-то делать руками и не ленился работать: непьющие сантехники, ремонтники машин, готовые сидеть в гаражах дни и ночи, хорошие строители. Нет, понятно, что в любой кризис все равно нужны врачи-учителя-ученые. Вопрос лишь в зарплатах.
Уже к началу нулевых (2000 год и дальше) бюджетников начали подтягивать повыше. Конечно, их зарплаты так и не догнали реальный сектор и коммерческие структуры, однако разрыв был не такой угрожающий.
Но валютный кризис, который пережила Беларусь в 2011 году, снова вывел перекосы рынка труда на поверхность. Помните, как еще зимой всех ошарашила новость о том, что сеть гипермаркетов предлагает зарплаты кассирам в районе 8 млн. рублей?! Потом, конечно, выяснилось, что таких кассиров единицы на всю огромную торговую сеть. Однако факт остается фактом.
Учителю английского - 2,5 миллиона, а сантехнику - от 4 миллионов
Конечно, кадровики на предприятиях по-прежнему ищут высококвалифицированных менеджеров, бухгалтеров, маркетологов, торговых представителей, переводчиков… Но наибольший спрос - на рабочие специальности. Умелых рук катастрофически не хватает: по данным Минтруда и соцзащиты, 80,4% вакансий на рынке труда страны - именно рабочие специальности.
Естественно, и платить им готовы гораздо больше, чем интеллектуалам. За примерами далеко ходить не надо, загляните просто в объявления о работе в графе «Требуется». Читаешь и диву даешься!
Вот, например, торговый дом в столичном микрорайоне ищет на работу администратора. Платить ему готовы 3,5 млн. рублей. Столько же, кстати, предлагают врачу-хирургу 1-й категории в поликлинике в Минске.
При этом строительная компания готова взять арматурщика на зарплату от 4 млн. рублей.
Активно ищут водителей - объявлений с такой вакансией очень много. Минимум, который готовы платить, - 2,5 млн. рублей. Такую же зарплату предлагают и учителю английского языка в средней школе Партизанского районе. А вот сантехник в столице может найти работу на 4 млн. рублей, уборщица в метро - за 3,1 млн. рублей.
И в той же базе данных о вакансиях ищут библиотекаря для одного из университетов - за работу в две смены предлагают всего-то 1,8 млн. рублей. Но и это не самый минимум. Взять, например, артиста балета высшей категории, которого ищет Молодежный театр эстрады. Ему предлагают работать за 1,3 млн. рублей. Правда, при этом обещают гибкий график.
КОММЕНТАРИЙ ЭКОНОМИСТА
Александр ЛУЧЕНОК: «Зарплаты бюджетников у нас должны быть такие же, как и в России»
- В результате трехкратной девальвации белорусского рубля преимущество получили, прежде всего, предприятия-экспортеры, которые смогли более выгодно продать свою продукцию и существенно поднять зарплату своим работникам, - объясняет эксперт первопричины перекоса в зарплатах. - В результате в июне текущего года в стране было 918 организаций со средней заработной платой свыше 5 млн. рублей (то есть средний работник в таких организациях получал зарплату доктора наук). В текстильном и швейном производстве, а также в некоторых других отраслях промышленности зарплата за первое полугодие текущего года по сравнению с соответствующим периодом прошлого года выросла в 2,3 раза, а при добыче топливно-энергетических полезных ископаемых - в 2,4 раза. У железнодорожников и авиаторов зарплаты также выросли в 2,4 раза, а на трубопроводном транспорте - вообще в 2,7 раза. За то же время заработная плата врачей и учителей выросла всего в 2,1 раза, а в Национальной академии наук - всего в 1,9 раза. Таким образом, зарплаты бюджетников растут более медленными темпами, чем в реальном секторе экономики. Если в 90-х годах на поддержку врачей, преподавателей и науки просто не было денег, то сейчас наше государство окрепло и поэтому нужна другая политика по отношению к бюджетникам.
- А может такое быть, что учителя, врачи и другие специалисты-бюджетники просто будут уходить из профессии?
- У нас с Россией и Казахстаном создан единый рынок труда. В Беларуси из сферы образования за первое полугодие текущего года произошел отток кадров в размере 14,5 тыс. человек. Многие из них уже в России. Если не принять меры к росту доходов работников медицины, образования, культуры и науки, то можно забыть о мировой конкурентоспособности нашей страны в будущем. В Китае, который мы часто берем за образец, думают о будущем, и квалифицированные работники умственного труда в этой стране уважаемые люди с хорошими окладами. А в Беларуси кандидат наук получает заработную плату кассира в гипермаркете, а доктор наук - менеджера среднего звена в том же магазине. Естественно, что начинается отток кадров. А чем меньше будет оставаться в стране высококвалифицированных работников, тем туманнее будут перспективы развития такой страны. И меры по исправлению ситуации нужно принимать в срочном порядке. По крайней мере, зарплаты бюджетников должны быть на уровне оплаты труда соответствующих работников в Российской Федерации.
А КАК У НИХ
Средняя зарплата в Москве:
врач - 1800 долларов,
учитель - 1700 долларов,
сантехник - 1100 долларов,
продавец-кассир - 780 долларов,
водитель - от 1000 долларов.