Зона свободной торговли СНГ: трое в одной лодке
30.07.2012 18:53
—
Новости Экономики
Зона свободной торговли СНГ: трое в одной лодке
Парламент Украины в понедельник ратифицировал соглашение о зоне свободной торговли (ЗСТ) в рамках СНГ.
Из восьми стран, подписавших 18 октября 2011 года Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ, Украина стала третьей страной после России и Беларуси, которая его ратифицировала. Соглашение вступает в силу после того, как первые три страны сдадут в исполком СНГ документы о его ратификации. Таким образом, уже можно говорить о зоне свободной торговли в рамках СНГ как о свершившемся факте. Власти Украины ожидают, что после вступления соглашения в силу доходы госбюджета вырастут на 1,2 миллиарда долларов.
Украинские эксперты считают, что присоединение Украины к соглашению о ЗСТ СНГ ничего не изменит в торговых взаимоотношениях Украины со странами - партнерами по СНГ. Российские эксперты не считают, что ратификацией соглашения о зоне свободной торговли Киев сделал однозначный выбор в пользу СНГ, так как ранее Украина и Евросоюз парафировали соглашение об ассоциации, частью которого также является создание зоны свободной торговли.
Плюсы
Ратификацию соглашения на внеочередной сессии в понедельник поддержали 260 депутатов Верховной Рады при необходимом минимуме в 226 голосов. Текст соглашения был парафирован год назад, однако его удалось подписать только в октябре прошлого года.
Власти страны ожидают, что после вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ номинальный ВВП Украины вырастет почти на 37,5 миллиарда гривен (4,7 миллиарда долларов), реальный ВВП - на 2,5%, а доходы государственного бюджета - почти на 9,4 миллиарда гривен (1,2 миллиарда долларов) ежегодно.
Премьер Украины Николай Азаров, выступая с докладом перед голосованием по решению, отметил, что соглашение будет способствовать свободному товарообороту в рамках СНГ, в частности облегчит доступ украинских товаров на рынки государств Содружества.
Одним из главных преимуществ данного соглашения, по словам премьера, является наличие в документе статьи 7, касающейся транзита трубопроводным транспортом. Он напомнил, что данная статья предусматривает разработку и принятие отдельного документа - на протяжении шести месяцев с даты вступления соглашения в силу.
Ранее Киев заявлял, что, благодаря наличию этой статьи, Украина сможет получить доступ к российской трубе для импорта туркменского газа.
"Правительство уже поручило Минэнергоугля вместе с другими центральными органами исполнительной власти подготовить проект такого соглашения", - сказал Азаров.
Минусы
Нужно отметить, что голосование за ратификацию проходило в отсутствие оппозиции в зале заседаний. Кроме того, профильный комитет Верховной Рады по иностранным делам не рекомендовал парламенту ратифицировать данное соглашение в том виде, в котором оно было внесено на рассмотрение, считая, что в соглашении заложены определенные риски для Украины.
В частности, по словам заместителя главы комитета Тараса Черновила, комитет выразил сомнения относительно юридической чистоты подписания. "Существуют сомнения... соответствуют ли директивы, которые были даны на подписание данного соглашения, непосредственно тому тексту, который подписывался", - сказал депутат.
Кроме того, комитет обращает внимание на то, что в пояснительной записке к соглашению не просчитаны риски возможных потерь в случае вступления договора в силу. Комитет обращает внимание также на наличие ряда юридических и правовых коллизий. По словам Черновила, в соглашении четко прописано, что споры между субъектами данного договора должны решаться в Арбитражном суде СНГ.
"Мы не являемся субъектом решения споров в этом суде, мы не ратифицировали соответствующее соглашение", - сказал он.
При этом главный риск, по мнению комитета, заключается в том, что в соглашении уделено больше внимания странам Таможенного союза.
"Главный риск - в двойной правосубъектности стран Таможенного союза. Договор четко дает приоритетность договору Таможенного союза над этим договором", - отметил Черновил.
Благие намерения
Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ был подписан 18 октября 2011 года восемью странами - Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном и Украиной. При этом Азербайджан, Туркмения и Узбекистан выразили желание дополнительно проработать вопрос о присоединении к договору.
Договор должен обеспечить необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создать благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм Всемирной торговой организации. Он заменит ныне действующие между государствами - участниками СНГ соглашения о свободной торговле, как двусторонние, так и многосторонние.
Наряду с типичными для такого рода соглашений положениями об отмене импортных пошлин в договоре предусматриваются обязательства сторон, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также четкие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования. Принципиально важным отличием договора от действующих на пространстве СНГ соглашений является наличие инструмента принуждения сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств. Таким инструментом являются правила разрешения споров.
Как сообщил РИА Новости глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ Леонид Слуцкий, ратификация парламентом Украины соглашения о зоне свободной торговли является "серьезным результатом" для экономического сотрудничества на евразийском пространстве.
Комментируя произошедшее событие, Слуцкий указал, что "это серьезный результат для украинской экономики и в целом для экономического сотрудничества на евразийском пространстве".
"Я приветствую предстоящее вступление данного соглашения в силу, поскольку теперь есть ратификация трех сторон: России, Беларуси и Украины. Как раз для вступления в силу требуется три страны", - сказал он.
Чего ожидать?
Украинские эксперты сдержанно оценивают ратификацию Радой договора о ЗСТ СНГ.
Как считает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, присоединение Украины к соглашению о ЗСТ СНГ ничего не изменит в торговых взаимоотношениях Украины со странами-партнерами в рамках СНГ, поскольку в приложениях к документу практически дублируются изъятия в торговле и тарифы, фиксировавшиеся ранее в двусторонних аналогичных договорах между странами-участницами.
"Нынешнее соглашение о свободной торговле просто переводит эти взаимоотношения на многосторонний уровень. Поэтому говорить, что произойдут какие-то радикальные изменения в торговом режиме для украинских экспортеров и импортеров, наверное, не приходится", - сказал он РИА Новости.
Касаясь торговли такими "чувствительными" для Украины товарами, как энергоносители, эксперт отметил, что соглашение в этом смысле также сохраняет статус-кво, так как в нем вопросы, связанные с торговлей природным газом, регулируются отдельными соглашениями. Кроме того, в рамках договора Россия сохранила за собой право самостоятельно устанавливать экспортные пошлины на нефть.
К плюсам данного документа эксперт отнес снижение рисков введения каких-либо торговых ограничений для Украины со стороны России, Казахстана и Беларуси, являющихся базовой "тройкой" Таможенного союза.
В то же время, отметил эксперт, ратифицированный в понедельник документ оставляет за странами "тройки" право на защиту своих интересов в рамках ТС.
В свою очередь, экс-министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко Богдан Данилишин также сдержанно оценивает присоединение Украины к договору. По его словам, с подписанием соглашения мало что изменится в торговых взаимоотношениях с партнерами по СНГ, в первую очередь с Российской Федерацией.
"На мой взгляд, с подписанием договора мало что изменится. Россия была, есть и останется стратегическим и основным торгово-экономическим партнером. От этого мы никуда не спрячемся. Главное, чтобы это было добровольное партнерство, а не навязывание чьей-то воли или мысли, это должно быть партнерство между производственными ассоциациями, отраслями, производствами, торговыми организациями", - сказал он РИА Новости.
К плюсам ратифицированного документа Данилишин относит его согласованность с нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, фиксацию существующих изъятий и тарифных ограничений, предусмотренных в двусторонних соглашениях между странами-участницами, а также фиксацию отдельных таможенных тарифов.
В то же время эксперт отмечает, что в любом случае спорные торговые вопросы между такими странами-участницами, как Украина, РФ, Молдавия, Киргизия, будут все равно решаться в рамках процедур ВТО на основе двусторонних переговоров.
СНГ или ЕС
Директор российского Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов не считает, что ратификацией соглашения о зоне свободной торговли Киев сделал однозначный выбор в пользу СНГ, так как ранее Украина и Евросоюз парафировали соглашение об ассоциации, частью которого также является создание зоны свободной торговли.
"Я не думаю, что Киев ратификацией соглашения о зоне свободной торговли показал, что он сделал однозначный выбор в пользу СНГ. Скорее, это часть начавшейся избирательной кампании. Таким образом партия власти однозначно показывает, на какую часть электората будет сделана ставка в ближайшие месяцы до осенних парламентских выборов, то есть они попытаются консолидировать ту часть электората, которая рассматривает договор о зоне свободной торговли как показатель изменившегося вектора внешней политики Украины, хотя на самом деле в реальности меняться ничего особо не будет", - сказал Власов РИА Новости.
Эксперт напомнил, что Украина и Евросоюз в конце марта после пяти лет переговоров парафировали соглашение об ассоциации, частью которого также является создание зоны свободной торговли. Киев рассчитывает подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом после парламентских выборов, которые состоятся в октябре.
"Подписать соглашение об ассоциации с ЕС можно будет только с учетом изменившейся конфигурации политического поля, если Верховная Рада будет выглядеть по-другому, нежели сейчас, тогда это возможно. Но если дело Тимошенко будет по-прежнему камнем преткновения в отношениях между ЕС и Януковичем и Партией регионов, то вряд ли Брюссель пойдет на подписание этого политического документа без предварительных политических условий", - добавил он.
В свою очередь, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский считает, что принятие договора о ЗСТ СНГ не осложнит для Украины переговорный процесс по соглашению о ЗСТ с Евросоюзом, поскольку на сегодняшний день переговоры по второму документу уже завершены и прошли стадию парафирования.
Эксперт также не видит никаких угроз и противоречий в параллельном существовании двух соглашений. В этой связи он привел пример Чили, у которого более 20 соглашений такого формата. Единственной проблемой, по мнению эксперта, остается техническое выполнение соглашения на уровне украинских таможенных органов.
"Украинская таможня должна четко понимать, какие режимы должны применяться к тем или иным товарам, чтобы не создавать условий для злоупотреблений со стороны участников внешнеэкономической деятельности", - сказал Бураковский.
С ним согласен и экс-министр экономики Данилишин, который также убежден в том, что ратификация договора ЗСТ СНГ абсолютно не противоречит аналогичному соглашению с Европейским Союзом.
"Украина сама решает, с кем и на каких условиях заключать договоры. Главное, чтобы они отвечали национальным интересам государства и защищали отечественных производителей", - отметил эксперт.
Россия приглашает Украину в Таможенный союз, однако Киев заявляет, что пока внимательно изучает работу ТС, чтобы определиться, как строить отношения с этим экономическим объединением, и предлагает сотрудничество в формате "3+1". По мнению российской стороны, более активное подключение Украины к многосторонним интеграционным объединениям - Таможенному союзу, Единому экономическому пространству, формируемому Евразийскому союзу - будет служить дополнительным фактором в деле укрепления двусторонних торгово-экономических связей, а ратификация Киевом договора о зоне свободной торговли в СНГ - способствовать повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальных экономик.
Между тем украинские власти неоднократно заявляли, что массу экономических выгод для страны принесет создание зоны свободной торговли с Евросоюзом. В России менее оптимистично оценивают перспективы сотрудничества Украины с ЕС в рамках ЗСТ, считая, что соглашение направлено на блокирование возможностей участия Украины в Таможенном союзе. Москва неоднократно заявляла, что будет вынуждена защищать свои рынки в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.
Из восьми стран, подписавших 18 октября 2011 года Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ, Украина стала третьей страной после России и Беларуси, которая его ратифицировала. Соглашение вступает в силу после того, как первые три страны сдадут в исполком СНГ документы о его ратификации. Таким образом, уже можно говорить о зоне свободной торговли в рамках СНГ как о свершившемся факте. Власти Украины ожидают, что после вступления соглашения в силу доходы госбюджета вырастут на 1,2 миллиарда долларов.
Украинские эксперты считают, что присоединение Украины к соглашению о ЗСТ СНГ ничего не изменит в торговых взаимоотношениях Украины со странами - партнерами по СНГ. Российские эксперты не считают, что ратификацией соглашения о зоне свободной торговли Киев сделал однозначный выбор в пользу СНГ, так как ранее Украина и Евросоюз парафировали соглашение об ассоциации, частью которого также является создание зоны свободной торговли.
Плюсы
Ратификацию соглашения на внеочередной сессии в понедельник поддержали 260 депутатов Верховной Рады при необходимом минимуме в 226 голосов. Текст соглашения был парафирован год назад, однако его удалось подписать только в октябре прошлого года.
Власти страны ожидают, что после вступления в силу соглашения о зоне свободной торговли в рамках СНГ номинальный ВВП Украины вырастет почти на 37,5 миллиарда гривен (4,7 миллиарда долларов), реальный ВВП - на 2,5%, а доходы государственного бюджета - почти на 9,4 миллиарда гривен (1,2 миллиарда долларов) ежегодно.
Премьер Украины Николай Азаров, выступая с докладом перед голосованием по решению, отметил, что соглашение будет способствовать свободному товарообороту в рамках СНГ, в частности облегчит доступ украинских товаров на рынки государств Содружества.
Одним из главных преимуществ данного соглашения, по словам премьера, является наличие в документе статьи 7, касающейся транзита трубопроводным транспортом. Он напомнил, что данная статья предусматривает разработку и принятие отдельного документа - на протяжении шести месяцев с даты вступления соглашения в силу.
Ранее Киев заявлял, что, благодаря наличию этой статьи, Украина сможет получить доступ к российской трубе для импорта туркменского газа.
"Правительство уже поручило Минэнергоугля вместе с другими центральными органами исполнительной власти подготовить проект такого соглашения", - сказал Азаров.
Минусы
Нужно отметить, что голосование за ратификацию проходило в отсутствие оппозиции в зале заседаний. Кроме того, профильный комитет Верховной Рады по иностранным делам не рекомендовал парламенту ратифицировать данное соглашение в том виде, в котором оно было внесено на рассмотрение, считая, что в соглашении заложены определенные риски для Украины.
В частности, по словам заместителя главы комитета Тараса Черновила, комитет выразил сомнения относительно юридической чистоты подписания. "Существуют сомнения... соответствуют ли директивы, которые были даны на подписание данного соглашения, непосредственно тому тексту, который подписывался", - сказал депутат.
Кроме того, комитет обращает внимание на то, что в пояснительной записке к соглашению не просчитаны риски возможных потерь в случае вступления договора в силу. Комитет обращает внимание также на наличие ряда юридических и правовых коллизий. По словам Черновила, в соглашении четко прописано, что споры между субъектами данного договора должны решаться в Арбитражном суде СНГ.
"Мы не являемся субъектом решения споров в этом суде, мы не ратифицировали соответствующее соглашение", - сказал он.
При этом главный риск, по мнению комитета, заключается в том, что в соглашении уделено больше внимания странам Таможенного союза.
"Главный риск - в двойной правосубъектности стран Таможенного союза. Договор четко дает приоритетность договору Таможенного союза над этим договором", - отметил Черновил.
Благие намерения
Договор о зоне свободной торговли в рамках СНГ был подписан 18 октября 2011 года восемью странами - Россией, Арменией, Беларусью, Казахстаном, Киргизией, Молдовой, Таджикистаном и Украиной. При этом Азербайджан, Туркмения и Узбекистан выразили желание дополнительно проработать вопрос о присоединении к договору.
Договор должен обеспечить необходимые условия для полноценного и эффективного функционирования зоны свободной торговли на пространстве СНГ и создать благоприятные условия для дальнейшего углубления интеграции на основе норм Всемирной торговой организации. Он заменит ныне действующие между государствами - участниками СНГ соглашения о свободной торговле, как двусторонние, так и многосторонние.
Наряду с типичными для такого рода соглашений положениями об отмене импортных пошлин в договоре предусматриваются обязательства сторон, гарантирующие недискриминационное применение правил нетарифного регулирования, предоставление национального режима, а также четкие, соответствующие мировой практике правила в области субсидирования. Принципиально важным отличием договора от действующих на пространстве СНГ соглашений является наличие инструмента принуждения сторон, нарушающих договоренности, к выполнению своих обязательств. Таким инструментом являются правила разрешения споров.
Как сообщил РИА Новости глава комитета Госдумы РФ по делам СНГ Леонид Слуцкий, ратификация парламентом Украины соглашения о зоне свободной торговли является "серьезным результатом" для экономического сотрудничества на евразийском пространстве.
Комментируя произошедшее событие, Слуцкий указал, что "это серьезный результат для украинской экономики и в целом для экономического сотрудничества на евразийском пространстве".
"Я приветствую предстоящее вступление данного соглашения в силу, поскольку теперь есть ратификация трех сторон: России, Беларуси и Украины. Как раз для вступления в силу требуется три страны", - сказал он.
Чего ожидать?
Украинские эксперты сдержанно оценивают ратификацию Радой договора о ЗСТ СНГ.
Как считает директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский, присоединение Украины к соглашению о ЗСТ СНГ ничего не изменит в торговых взаимоотношениях Украины со странами-партнерами в рамках СНГ, поскольку в приложениях к документу практически дублируются изъятия в торговле и тарифы, фиксировавшиеся ранее в двусторонних аналогичных договорах между странами-участницами.
"Нынешнее соглашение о свободной торговле просто переводит эти взаимоотношения на многосторонний уровень. Поэтому говорить, что произойдут какие-то радикальные изменения в торговом режиме для украинских экспортеров и импортеров, наверное, не приходится", - сказал он РИА Новости.
Касаясь торговли такими "чувствительными" для Украины товарами, как энергоносители, эксперт отметил, что соглашение в этом смысле также сохраняет статус-кво, так как в нем вопросы, связанные с торговлей природным газом, регулируются отдельными соглашениями. Кроме того, в рамках договора Россия сохранила за собой право самостоятельно устанавливать экспортные пошлины на нефть.
К плюсам данного документа эксперт отнес снижение рисков введения каких-либо торговых ограничений для Украины со стороны России, Казахстана и Беларуси, являющихся базовой "тройкой" Таможенного союза.
В то же время, отметил эксперт, ратифицированный в понедельник документ оставляет за странами "тройки" право на защиту своих интересов в рамках ТС.
В свою очередь, экс-министр экономики в правительстве Юлии Тимошенко Богдан Данилишин также сдержанно оценивает присоединение Украины к договору. По его словам, с подписанием соглашения мало что изменится в торговых взаимоотношениях с партнерами по СНГ, в первую очередь с Российской Федерацией.
"На мой взгляд, с подписанием договора мало что изменится. Россия была, есть и останется стратегическим и основным торгово-экономическим партнером. От этого мы никуда не спрячемся. Главное, чтобы это было добровольное партнерство, а не навязывание чьей-то воли или мысли, это должно быть партнерство между производственными ассоциациями, отраслями, производствами, торговыми организациями", - сказал он РИА Новости.
К плюсам ратифицированного документа Данилишин относит его согласованность с нормами Генерального соглашения по тарифам и торговле Всемирной торговой организации, фиксацию существующих изъятий и тарифных ограничений, предусмотренных в двусторонних соглашениях между странами-участницами, а также фиксацию отдельных таможенных тарифов.
В то же время эксперт отмечает, что в любом случае спорные торговые вопросы между такими странами-участницами, как Украина, РФ, Молдавия, Киргизия, будут все равно решаться в рамках процедур ВТО на основе двусторонних переговоров.
СНГ или ЕС
Директор российского Информационно-аналитического центра по изучению общественно-политических процессов на постсоветском пространстве Алексей Власов не считает, что ратификацией соглашения о зоне свободной торговли Киев сделал однозначный выбор в пользу СНГ, так как ранее Украина и Евросоюз парафировали соглашение об ассоциации, частью которого также является создание зоны свободной торговли.
"Я не думаю, что Киев ратификацией соглашения о зоне свободной торговли показал, что он сделал однозначный выбор в пользу СНГ. Скорее, это часть начавшейся избирательной кампании. Таким образом партия власти однозначно показывает, на какую часть электората будет сделана ставка в ближайшие месяцы до осенних парламентских выборов, то есть они попытаются консолидировать ту часть электората, которая рассматривает договор о зоне свободной торговли как показатель изменившегося вектора внешней политики Украины, хотя на самом деле в реальности меняться ничего особо не будет", - сказал Власов РИА Новости.
Эксперт напомнил, что Украина и Евросоюз в конце марта после пяти лет переговоров парафировали соглашение об ассоциации, частью которого также является создание зоны свободной торговли. Киев рассчитывает подписать соглашение об ассоциации с Европейским Союзом после парламентских выборов, которые состоятся в октябре.
"Подписать соглашение об ассоциации с ЕС можно будет только с учетом изменившейся конфигурации политического поля, если Верховная Рада будет выглядеть по-другому, нежели сейчас, тогда это возможно. Но если дело Тимошенко будет по-прежнему камнем преткновения в отношениях между ЕС и Януковичем и Партией регионов, то вряд ли Брюссель пойдет на подписание этого политического документа без предварительных политических условий", - добавил он.
В свою очередь, директор Института экономических исследований и политических консультаций Игорь Бураковский считает, что принятие договора о ЗСТ СНГ не осложнит для Украины переговорный процесс по соглашению о ЗСТ с Евросоюзом, поскольку на сегодняшний день переговоры по второму документу уже завершены и прошли стадию парафирования.
Эксперт также не видит никаких угроз и противоречий в параллельном существовании двух соглашений. В этой связи он привел пример Чили, у которого более 20 соглашений такого формата. Единственной проблемой, по мнению эксперта, остается техническое выполнение соглашения на уровне украинских таможенных органов.
"Украинская таможня должна четко понимать, какие режимы должны применяться к тем или иным товарам, чтобы не создавать условий для злоупотреблений со стороны участников внешнеэкономической деятельности", - сказал Бураковский.
С ним согласен и экс-министр экономики Данилишин, который также убежден в том, что ратификация договора ЗСТ СНГ абсолютно не противоречит аналогичному соглашению с Европейским Союзом.
"Украина сама решает, с кем и на каких условиях заключать договоры. Главное, чтобы они отвечали национальным интересам государства и защищали отечественных производителей", - отметил эксперт.
Россия приглашает Украину в Таможенный союз, однако Киев заявляет, что пока внимательно изучает работу ТС, чтобы определиться, как строить отношения с этим экономическим объединением, и предлагает сотрудничество в формате "3+1". По мнению российской стороны, более активное подключение Украины к многосторонним интеграционным объединениям - Таможенному союзу, Единому экономическому пространству, формируемому Евразийскому союзу - будет служить дополнительным фактором в деле укрепления двусторонних торгово-экономических связей, а ратификация Киевом договора о зоне свободной торговли в СНГ - способствовать повышению конкурентоспособности и инвестиционной привлекательности национальных экономик.
Между тем украинские власти неоднократно заявляли, что массу экономических выгод для страны принесет создание зоны свободной торговли с Евросоюзом. В России менее оптимистично оценивают перспективы сотрудничества Украины с ЕС в рамках ЗСТ, считая, что соглашение направлено на блокирование возможностей участия Украины в Таможенном союзе. Москва неоднократно заявляла, что будет вынуждена защищать свои рынки в случае создания зоны свободной торговли между Украиной и ЕС.