"Белнефтехим" заявляет, что не имеет отношения к делу Эммануила Зельцера
18.07.2012 13:36
—
Новости Экономики
"Белнефтехим" заявляет, что не имеет отношения к делу Эммануила Зельцера
Пока никаких исковых заявлений или других документов в компанию не поступало, поэтому "комментировать пока нечего", заявила пресс-секретарь.
17 июля стало известно о том, что американский адвокат Эммануил Зельцер и его секретарь Владлена Функ обвинили концерн "Белнефтехим" в причастности к их аресту в Беларуси. Соответствующий иск подан в суд Кингс-Каунти в Нью-Йорке (США).
Как утверждается в исковом заявлении, Зельцера и Функ похитили, незаконно удерживали и пытали сотрудники белорусского КГБ "по указанию белорусского диктатора Александра Лукашенко" с целью принудить правительство США снять экономические санкции с компании "Белнефтехим".
Истцы заявляют, что сотрудники КГБ похитили их 10 марта 2008 года. Зельцер пробыл под арестом 16 месяцев, Функ — 12.
В исковом заявлении сообщается о нарушении международных юридических норм и прав человека. Утверждается, что Зельцера и Функ неоднократно избивали, заставляли голодать, не давали спать, отказывали в доступе к лекарствам и медицинскому обслуживанию.
Истцы обвиняют компанию "Белнефтехим" в том, что она действовала в сговоре с белорусским КГБ в попытке заставить США снять санкции. Давление прессы и угрозы усиления санкций, исходящие от наиболее важных членов конгресса и госсекретаря США Хиллари Клинтон, а также других международных фигур "заставили Лукашенко" освободить Зельцера и Функ после более чем годичного содержания под стражей.
Истцы требуют по 20 млн долларов в качестве компенсации и по 50 млн за применение насилия, моральный ущерб, незаконное удержание и обвинение.
Зельцер и его секретарь Владлена Функ были задержаны в Минске 12 марта 2008 года. 11 августа Минский горсуд признал их виновными в использовании заведомо ложных документов и покушении на коммерческий шпионаж. Зельцер был приговорен к трем годам лишения свободы, Функ — к одному году. Своей вины они не признали. 31 октября Верховный суд Беларуси оставил приговор в силе. Судебные процессы проходили в закрытом режиме.
По словам Зельцера, под обвинением в использовании заведомо поддельного документа имелось в виду завещание покойного грузинского бизнесмена Бадри Патаркацишвили, адвокатом которого он являлся. Вдова Патаркацишвили Инна Гудавадзе и его друг российский бизнесмен Борис Березовский объявили это завещание подделкой.
Обвинение в попытке промышленного шпионажа, заявил Зельцер, появилось в последний день следствия, поскольку существовали опасения, что "обвинение в "подделке" развалится из-за решения грузинского суда": до начала суда в Минске суд Тбилиси признал завещание Патаркацишвили подлинным.
Зельцер сообщил, что "под давлением" в Минске он был вынужден позвонить в отель в Лондон, где находился оригинал завещания Патаркацишвили, "и дал указание передать все документы Березовскому", а не клиенту, который должен был их забрать.
По словам американского юриста, Березовский был "основным свидетелем" на суде в Минске. Он считает, что в его задержании "был общий интерес Березовского и кого-то из белорусской верхушки". По информации Зельцера, Патаркацишвили "инвестировал около 200 млн долларов США в белорусскую нефтехимию".