Беларусь выбирает голые деньги с Востока
Правительство собирается ужесточить стратегию внешних заимствований. Как заявил, выступая в парламенте, министр финансов Андрей Харковец, стратегия будет строиться «на безусловном выполнении долговых обязательств» и более строгом подходе к новым займам. Это необходимо, подчеркнул он, так как страна «приближается к пороговому значению показателя внешнего долга». Со своей стороны, независимые эксперты отмечают: никакой стратегии никогда и не было.
По состоянию на 1 мая внешний госдолг Беларуси составил 11,8 млрд. долларов при установленном лимите 14,3 млрд. долларов.
В 2012 году платежи по внешнему долгу увеличились в два раза — до 1,6 млрд. долларов. В ближайшие годы нагрузка будет возрастать.
В частности, как сообщила заместитель председателя Комитета госконтроля Раиса Савицкая, пик платежей по внешнему госдолгу придется на 2013-2014 годы. Растут и долги, гарантированные Республикой Беларусь: за 2011 год они увеличились более чем в три раза и достигли 27,7 трлн. рублей, отметила представитель контрольного ведомства.
«Комитет государственного контроля считает, что правительству в дальнейшем необходимо взвешенно подходить к привлечению внешних и внутренних заимствований», — подчеркнула Савицкая.
Харковец в ответ заверил, что новые заимствования, будут привлекаться «исключительно на цели рефинансирования накопленного долга и на реализацию крупных инвестиционных проектов».
В этом году, по словам министра финансов, правительство «не видит необходимости в дополнительных заимствованиях» — средств, выделенных из Антикризисного фонда ЕврАзЭС, вполне достаточно.
Однако следующий год «будет достаточно сложным периодом», признал Харковец. По его словам, «если возникнет сложная ситуация, то без работы на внешнем рынке нам не обойтись».
Глава Минфина также заявил, что в этом году Беларусь не планирует выпуск евробондов. В то же время, отметил он, реорганизация внешнего долга страны предполагает постоянную работу на всех рынках.
«В любом случае при возникновении необходимости придется выбирать из наиболее доступных источников финансирования. Если возникнет необходимость, будем привлекать заимствования с точки зрения наиболее недорогих ресурсов», — сказал министр.
Следует отметить, что ранее, на заседании бюджетной комиссии парламента, Харковец высказал свою личную позицию, заявив, что брать новые кредиты за рубежом крайне нежелательно.
«Невозможно кредитами стимулировать так чрезмерно экономический рост», — сказал он. Результаты кризиса, по словам Харковца, продемонстрировали, что экономика не может развиваться исключительно стимулированием внутреннего спроса, так как это ведет к преобладанию импорта над экспортом.
Такую ситуацию Харковец назвал «ножницами», подчеркнув, что экономика не может в ней находиться постоянно.
«Мы вступали десять лет назад в подобную форму стимулирования роста при отсутствии фактически внешнего долга, мы выросли фактически до 11 млрд. долларов долга внешнего — это достаточно большая величина для нашей страны», — заявил глава Минфина.
При этом министр отметил: его негативная оценка не распространяется на кредиты Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
«Эти кредиты мы рассчитываем продолжать получать и в дальнейшем, и эти кредиты по своему характеру, по срокам и по стоимости ресурсов являются одними из самых комфортных сегодня среди привлекаемых средств в нашу страну. Это хорошие, правильные кредиты, нужные экономике не только как финансирование и пополнение золотовалютных резервов, но и как форма проведения грамотной, сдержанной и ответственной макроэкономической политики», — считает Харковец.
Аналитики, однако, обращают внимание на то, что требования, которые АКФ ЕврАзЭС выдвигал Минску под кредит, как раз и не выполнены.
Напомним, общий объем кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС составляет 3 млрд. долларов. Поступление средств осуществляется траншами в течение 2011-2013 годов. Сумма кредита в 2011 году составила 1,24 млрд. долларов. Оставшиеся средства должны предоставляться равными траншами по 440 млн. долларов дважды в год в течение 2012-2013 годов.
Деньги перечисляются по мере выполнения Беларусью согласованных мер программы стабилизации платежного баланса и повышения конкурентоспособности экономики, разработанной правительством страны.
Одним из ключевых условий программы значится продажа госпредприятий в течение трех лет на общую сумму не менее 2,5 млрд. долларов в год.
В прошлом году это условие было выполнено за счет продажи второй половины акций компании «Белтрансгаз» российскому «Газпрому».
В нынешнем году правительство подготовило план приватизации госпредприятий, которые предполагалось выставить на аукционы. Однако в марте глава государства внезапно забраковал этот документ.
В Беларуси не будет приватизации ради желания каких-то иностранных субъектов, и никакие приватизационные списки не нужны, заявил Александр Лукашенко на совещании.
«Мы можем продать любое предприятие, если найдется инвестор, готовый заплатить назначенную нами сумму», — сказал тогда Лукашенко.
Таким образом, он, по сути, перечеркнул обязательства, взятые на себя Беларусью в рамках соглашения с Антикризисным фондом ЕврАзЭС.
Не случайно, полагают эксперты, АКФ так затянул с выделением Беларуси третьего транша кредита: 440 млн. долларов должны были поступить в Минск в феврале, но произошло это лишь в середине июня, после визита в Минск президента РФ Владимира Путина.
Путин, кстати, упомянул в Минске, что за короткий срок Россия по разным каналам оказала Беларуси помощь в размере 5 млрд. долларов. Он дал понять, что оказание финансовой помощи «особому союзнику», коим для России является Беларусь, будет продолжено.
Четвертый транш кредита АКФ ЕврАзЭС, тоже в размере 440 млн. долларов, Минск рассчитывает получить осенью этого года.
8 июня замминистра финансов РФ Сергей Шаталов, управляющий директор Евразийского банка развития (этот банк управляет средствами АКФ), сообщил, что АКФ ЕврАзЭС одобрил программу стабилизации экономики Беларуси на 2012 год, представленную правительством Беларуси.
Белорусское правительство, сообщил Шаталов, подтверждает свое обязательство приватизировать в 2012 году госсобственности на сумму не менее чем на 2,5 млрд. долларов.
«Приватизация важна как источник недолгового финансирования бюджета и платежного баланса Беларуси, — сказал московский чиновник. — Внешний госдолг Беларуси достаточно низок и далек от критических уровней ряда стран Европы, но, тем не менее, последние годы он достаточно быстро рос. И дальнейшее значительное наращивание внешней задолженности Беларуси было бы нежелательным».
Тем временем Минск планирует в очередной раз просить кредит у Международного валютного фонда.
В мае министр финансов Харковец сообщил, что осенью правительство планирует вернуться к обсуждению с МВФ возможности реализации новой кредитной программы. А 6 июля премьер-министр Михаил Мясникович во время переговоров с новым главой миссии МВФ в Беларуси Давидом Хофманом, который посетил в Минск с ознакомительным визитом, подтвердил заинтересованность Беларуси в новой программе сотрудничества с МВФ.
Как известно, в 2009-2010 годах Беларусь получила пять траншей кредита МВФ по программе стенд-бай. Общая сумма средств, выделенных фондом в рамках стабилизационной программы, составила около 3,46 млрд. долларов.
Бывший председатель Нацбанка Станислав Богданкевич не считает ситуацию с внешним долгом критической, но при этом подчеркивает необходимость структурных реформ в экономике.
«Правительство собирается менять стратегию внешних заимствований, но никакой стратегии у него до сих пор не было. Наоборот — были хаос, полная бесконтрольность»,— заявил эксперт в интервью БелаПАН.
«Буквально за несколько лет госдолг вырос более чем в два раза. С 2006 года валовой внешний долг увеличился с 5 млрд. долларов до 34 млрд.», — констатировал Богданкевич.
При этом, считает он, власти могут контролировать рост внешней задолженности.
«У нас есть большие ресурсы, связанные с возможностью продажи госактивов. За счет приватизации можно значительно уменьшить рост внешнего долга. Кроме того, у нас есть большие льготы, связанные с внешней торговлей с Россией. А при проведении разумных экономических реформ вполне вероятным становится и привлечение внешних заимствований под крупные инвестиционные проекты», — отметил эксперт.
«Но в условиях нынешней политики, когда Беларусь полностью изолирована от цивилизованного Запада, какие могут быть прямые инвестиции? Пока мы ориентируемся только на торговый капитал с Востока, а торговый капитал не несет инвестиций производительного толка — это просто голые деньги. Но чтобы деньги эффективно заработали, нужны прогрессивный менеджмент, технологии — все то, что есть на Западе, но чего нет на Востоке», — говорит Богданкевич.
По его мнению, предпочтительными являются кредиты МВФ. «Они наиболее дешевы, даются под программы реформ, в которых нуждается наша экономика. Кроме того, страна не попадает в кабалу, так как это все-таки авторитетная международная организация», — поясняет экс-глава Нацбанка.
Но пока все идет к тому, что власти отдают предпочтение кредитному сотрудничеству с Россией, Китаем и другими странами Востока.
«Россия, ради воссоздания империи, готова финансировать Беларусь примерно на таких же условиях, что и МВФ. Но при этом мы рискуем потерей суверенитета, допуском на свой рынок олигархического и государственного капитала России», — резюмировал профессор Богданкевич.
Ирина ЛЕВШИНА