Комментарий недели. Кто выиграет от снижения ставки рефинансирования

Источник материала:  
18.06.2012 12:38 — Новости Экономики

Комментарий недели. Кто выиграет от снижения ставки рефинансирования

           


Комментарий недели. Кто выиграет от снижения ставки рефинансирования
Как отразится снижение ставки рефинансирования на гражданах и предприятиях? Что произойдет, если ставку не менять? На эти и другие вопросы читателя tut.by в рамках совместного проекта нашего портала, Исследовательского центра ИПМ и Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев) отвечает эксперт BEROC Дмитрий Крук.

Вопрос от пользователя mirsteshko
: Вопрос экспертам: чем чревато снижение (или его отсутствие) ставки рефинансирования для 1) граждан, 2) бизнеса. Чьи интересы при этом учитываются больше? И противодействие/взаимодействие каких государственных ведомств определяет политику изменения ставки? Иными словами: от весомости чьей официальной позиции зависит краткосрочное будущее нашей финансовой системы? Спасибо!

Важность такого показателя, как ставка рефинансирования, стала очевидной в связи с ситуацией, которая складывалась в экономике Беларуси в 2011 и 2012 годах. В прошедшем году из-за высокой инфляции Нацбанк был вынужден поднимать ставку рефинансирования. Однако ее максимальное значение (45%) все равно оказалось ниже годового уровня инфляции, который по итогам 2011 года составил 108,7%. Поднимать ставку рефинансирования до уровня инфляции экономические власти не захотели, опасаясь, что в этом случае кредиты станут недоступными для предприятий, и это негативно повлияет на экономический рост.

Сегодня мы сталкиваемся с прямо противоположной ситуацией – ставка рефинансирования (она сейчас составляет 34% и уже принято решение о ее снижении до 32%) значительно выше официального прогнозного показателя по инфляции, который на 2012 год составляет 19-22%. Инфляция в текущем году значительно сократилась по сравнению с прошлым годом, и, казалось бы, снижение ставки рефинансирования является логичным решением. Ведь в этом случае предприятия смогут брать кредиты, не переплачивая по ним, и наращивать объемы производства. Однако Национальный банк не стремится снизить ставку рефинансирования как можно быстрее. Ведь в этом случае уменьшатся ставки не только по кредитам, но и по депозитам, а это может вызвать отток вкладов населения из банков, что является крайне нежелательным сценарием.

Эти два примера отчасти иллюстрируют, что при определении значения ставки рефинансирования необходимо учитывать множество факторов. Оптимальной можно назвать такую величину ставки, которая одновременно обеспечивает фактический выпуск на уровне потенциального (то есть естественный объем выпуска товаров и услуг, достигнутый без разогрева экономики) и сдерживает инфляцию в рамках целевого значения. Если достигаются обе эти цели, если учитывается влияние на поведение как домашних хозяйств, так и фирм, мы можем говорить о том, что проводимая политика направлена на максимизацию благосостояния всего общества, а не отдельных экономических агентов. Более того, расстановка приоритетов при определении ставки рефинансирования – будь то в пользу стимулов для бизнеса или для домашних хозяйств заведомо будет приводить к ухудшению общественного благосостояния. Ведь если действовать в интересах только одной из этих групп экономических агентов, могут пострадать интересы другой группы.

К сожалению, в нашей реальности величина ставки рефинансирования порой становится предметом обсуждения исходя из позиции отдельных групп экономических агентов. Правительство традиционно выступает за более низкую ставку рефинансирования, поскольку она улучшает доступность кредитов для предприятий и благоприятно сказывается на выпуске товаров и услуг в краткосрочном периоде. Национальный банк периодически выступает в роли защитника интересов домашних хозяйств, заявляя о необходимости обеспечения большей привлекательности инструментов сбережения в белорусских рублях. С экономической точки зрения говорить о том, чья аргументация сильнее, некорректно, так как, повторюсь, в определении величины ставки рефинансирования должны быть учтены и те, и другие мотивы.

В этом споре между правительством и Нацбанком периодически может преобладать та или иная точка зрения в зависимости от краткосрочных целей экономической политики. Но это, скорее, свидетельствует о том, что ставка рефинансирования порой используется не по назначению, то есть с ее помощью решаются краткосрочные задачи, постановка которых не имеет экономического обоснования, рассчитанного на долгосрочную перспективу. Поэтому само по себе наличие подобной дискуссии, в том числе публичной, на мой взгляд, свидетельствует о несогласованности ряда целей экономической политики.

Экономисты ждут ваших каверзных вопросов!

Комментарий недели. Насколько опасна для белорусской экономики внешняя задолженность предприятий?>>>

Каментар тыдня. Ці змогуць усе беларусы атрымаць пенсію ў поўным аб’ёме>>>


←Ставки акцизов на табак и алкоголь в Беларуси постепенно будут повышены до российского уровня

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика