Доступная сотка
Можно ли оформить недвижимость, не выезжая на место, и кто должен подводить к участкам, выделенным для строительства частных домов, электричество, дорогу и воду?
В Беларуси пробелы и неоднозначные трактовки законодательства сведены к нулю, нормы выделения участков сделаны максимально прозрачными и понятными, а к «черным аукционистам», намеренно срывающим земельные аукционы, вскоре будут приняты меры. Сколько стоят участки? Должны ли местные власти выделять их лишь в случае, если рядом есть вода, электричество и газ? Кому может передаваться бесплатно земля в частную собственность?
Об этом корреспондент “НГ” побеседовал с заместителем председателя Государственного комитета по имуществу Беларуси Андреем ГАЕВЫМ.
Инфраструктурный подход
— Андрей Анатольевич, в своем ежегодном Послании белорусскому народу и Национальному собранию Президент уделил немалое внимание земельным отношениям. “Бери землю, получай налоговые льготы и строй свой собственный дом, — пояснил глава государства. — Местные власти должны создать все условия для этого”. Как в этом отношении обстоят дела уже сегодня?
— Государственный комитет по имуществу приложил немало сил, чтобы предусмотреть и учесть все случаи неоднозначной трактовки земельного законодательства, с жалобами на которые ранее не раз сталкивался наш комитет. Подписание Президентом в прошлом году указов № 431 и 520 позволило в комплексе решить эти проблемы, закрыв все “узкие места” в законах, причем не только в сфере индивидуального жилищного строительства. Теперь все зависит от правоприменительной практики и исполнения норм законодательства исполкомами и землепользователями.
Главные же проблемы и вопросы решены. Многодетным семьям земельные участки предоставляются — в том числе в частную собственность — без взимания платы. Гражданам, нуждающимся в улучшении жилищных условий, участки предоставляются в частную собственность за 20 или 50 процентов от их кадастровой стоимости — в зависимости от того, получал ли он ранее участок и отчуждал ли объекты недвижимости. При наличии очередей определен единый к ним подход. А также предусмотрено исключение из них граждан при их повторном отказе от предложенных земельных участков.
— С чем связаны такие повторные отказы? Некоторые наши читатели в своих письмах намекают, что местные исполкомы намеренно предлагают заведомо “неподходящие” варианты, чтобы потом с чистой совестью изгнать гражданина из очереди нуждающихся...
— Бывают разные ситуации. Встречаются случаи, когда сами граждане безответственно подходят к получению участка, рассчитывая на строительство в далекой перспективе. Но необходимо отдавать себе отчет в том, что получение земельного участка — это весьма ответственный шаг. Ведь земля — ограниченный ресурс государства, который должен использоваться строго по назначению. Государство контролирует и этот момент, и соответствующие сроки, поэтому получать землю про запас попросту бесперспективно. Между тем ряд граждан получали земельные участки, даже не имея средств на оформление землеустроительных документов. Возникает резонный вопрос: за какие же средства они рассчитывали еще и что-то возводить на этих участках?
Порой актуально и качество самих участков, состояние необходимой инфраструктуры. Указ Президента № 72 четко прописывает наличие магистральных объектов, возведение которых должны обеспечить исполкомы. Если выделяется массив для жилищного строительства, исполком должен комплексно проработать вопросы наличия инфраструктуры или скорейшего ее проведения. Становиться заложниками ситуации граждане не должны. Кстати, для того чтобы содействовать строительству инфраструктуры, мы при подготовке проекта Указа № 431 включили в него норму, предусматривающую реализацию не менее 30 процентов участков вокруг Минска и областных центров и городов областного подчинения через аукцион. Потому что средства, вырученные от торгов, направляются на строго регламентированные цели, в том числе на строительство инфраструктуры.
Порой имеет место еще одна характерная причина для обращений и жалоб. Представители Минского облисполкома и Минского райисполкома уже не раз обращали внимание на повышенный интерес к участкам именно в Минском районе. Но проблема в том, что всего района не хватит, если попытаться выделить в нем участок каждому желающему. В целом же по стране по состоянию на 1 апреля в очереди на получение земельных участков стояло около 63 тысяч человек. При этом свободных земельных участков имеется порядка 35,5 тысячи. К этой же дате исполкомы приняли решение о прекращении прав либо расторжении договора на аренду в отношении более чем 2,3 тысячи граждан.
Убежден, что многие вопросы удалось бы решить, если бы была четко разработана градостроительная документация. Увы, сегодня она имеется не на все населенные пункты, хотя правительством перед исполкомами поставлена задача о скорейшем завершении ее создания. В этом случае сразу будет видно и наличие свободных территорий, и возможность их использования для тех или иных целей.
Дорогая моя столица Нынешней весной самый дорогой земельный участок под строительство дома в Минске был выставлен на аукцион по начальной цене более 772 млн рублей. Минимальная же начальная стоимость лота (на участок в Заводском районе площадью 0,0476 га) составляла всего 367 млн рублей. В среднем начальная цена земельных участков колебалась от 390 до 460 млн рублей. В Минском районе торги за самый дорогой лот аукциона — участок в Ждановичах — начинались со 170 млн рублей. Самый дешевый изо всех земельных участков в Минском районе — в деревне Кукелевщина Роговского сельсовета — стартовал от 13 млн рублей. |
Чтобы лот уходил влет
— Андрей Анатольевич, давайте вернемся к теме земельных аукционов. Насколько выгодно их проведение для местных бюджетов? И сталкиваются ли их организаторы с так называемыми “черными участниками”, срывающими торги и пытающимися навязать свой сценарий их проведения?
— Только в первом квартале текущего года от аукционов по передаче земельных участков в частную собственность выручено около 16 миллиардов рублей, а по продаже права аренды — 11 миллиардов рублей. Что же касается “черных участников”, они, к сожалению, присутствуют. У меня на приеме был гражданин, который пытался приобрести на торгах земельный участок. Однако на каждый аукцион являлись одни и те же лица, взвинчивавшие цену на участок до небес и срывавшие проведение торгов. Возможно, расчет делался на то, что реальные участники аукциона в конце концов откажутся от участия в нем, после чего удастся сбить цену.
Как только такие ситуации стали появляться, мы внесли изменения в постановление правительства. Теперь, если на какой-либо уровень цены вышли два участника аукциона, а следующий шаг оказался для обоих “неподъемным”, этим двум участникам предоставлена возможность самостоятельно предлагать свою цену без привязки к фиксированному шагу аукциона. Условно говоря, хотя бы на рубль больше.
Для более комплексного искоренения “черных участников” нами предложена норма, согласно которой в случае, если ни один из участников торга не называет свою цену и аукцион должен быть признан несостоявшимся, эти участники будут нести негативные последствия имущественного плана. То есть выплачивать штрафные санкции за срыв аукциона. Потому что на сегодняшний день участниками торгов просто вносится задаток, который в случае победы засчитывается в стоимость лота, а в рассматриваемых случаях попросту возвращается.
Современно приземленные технологии
— В конце апреля Государственный комитет по имуществу провел в Мозыре семинар по вопросам взаимодействия при предоставлении земельных участков и их госрегистрации. Как сообщалось, Гомельское агентство по государственной регистрации и земельному кадастру в тестовом режиме совместно с проектным институтом “Гомельгипрозем” налаживают взаимодействие по электронному документообороту. Каковы успехи этих тестов, как скоро новые технологии воплотятся в жизнь?
— Этот семинар, по сути, стал отработкой перспективной технологии оформления документов на земельные участки с использованием современных информационно-коммуникационных технологий. В системе Госкомимущества разрабатывается соответствующий геопортал, и в Мозыре речь шла об отработке взаимодействия наших структурных подразделений без использования бумажных документов.
Сегодня в сфере предоставления прав на недвижимое имущество уже создана необходимая нормативная база, которая позволяет как гражданам, так и юридическим лицам не выезжать для регистрации недвижимости — это касается и земельных участков, и всего, что на них находится — по месту их расположения. Например, гражданин проживает в Минске, а недвижимость имеет в Гродно. Документация на эту недвижимость хранится по территориальному принципу, то есть в Гродно. Однако выезжать из Минска отныне нет необходимости, достаточно прийти в ближайшее государственное агентство по недвижимости и подать за небольшую плату — в среднем не более 50 тысяч рублей — соответствующие документы на регистрацию. И здесь же позже получить все регистрационные документы. Причем касается это не только областных, но и районных центров. Такая же возможность предоставлена и юридическим лицам.
Ждать и не прогадать? Если ожидаемое оживление в области загородной недвижимости весной 2012 года окажется значительным, то количество выставляемых на продажу и приобретаемых в собственность земельных участков может вырасти в несколько раз. В таком случае напоминаем, что отчуждение земли должно производиться лишь тогда, когда оговариваемая сумма сделки не меньшая, чем кадастровая стоимость участка. Аналитики отмечают: на сегодняшний день в Беларуси спрос на земельные участки небольшой, но последние изменения в законодательстве могут привести к активизации потенциальных покупателей. Так что не исключено, что в будущем земля, выставленная на продажу, будет стоить дороже, чем сегодня. |