Эксперт: Как спасти убыточные предприятия
28.05.2012 08:16
—
Новости Экономики
Эксперт: Как спасти убыточные предприятия
До конца года белорусское правительство намеревается оздоровить финансово неустойчивые предприятия. Какие методы по восстановлению их платежеспособности являются самыми действенными и как они могут отразиться на рядовых работниках — рыночный рецепт оздоровления банкротов предлагает финансовый аналитик Александр Муха.
Эксперт: Надо менять собственника
Правительство надеется поправить положение в экономике с помощью совместных действий министерств и исполкомов. Однако ни первые, ни вторые деньги не зарабатывают, а только тратят бюджетные средства. Без разгосударствления добиться реальных результатов невозможно, убежден аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха:
— Первое направление на пути финансового оздоровления проблемных предприятий — приватизация государственных предприятий частным белорусским и иностранным капиталом. Частник всегда будет более эффективен. В случае необходимости он найдет деньги, сменит менеджмент и добьется более приемлемых результатов, чем государство.
Государство могло бы более решительно передавать частному бизнесу неэффективно используемое имущество. И это относится не только к недвижимости, но и к действующим предприятиям. Основные фонды заводов разваливаются точно так же, как и заброшенные здания.
Следующий шаг: Власти должны активнее использовать льготную приватизацию отдельных объектов, имущественных комплексов и даже предприятий.
— Недавно крупному частному нефтетрейдеру передали новополоцкий завод белковых витаминов. Речь идет фактически о третьем НПЗ в Беларуси, который при необходимости, кроме нефти, будет перерабатывать и другое углеводородное сырье, — отмечает Александр Муха.
Расходы госбюджета: результативность и прозрачность
Министерство финансов Беларуси уже заявило о переходе к системе бюджетирования, ориентированного на результат. Система предполагает усиление взаимосвязи между бюджетными ассигнованиями и конкретными финансово-экономическими или социальными достижениями — в случае неэффективного использования бюджетных средств господдержка будет снижена или вовсе прекращена.
— Усиление ответственности за использование государственных средств и повышение прозрачности расходов позволит улучшить финансовые результаты ряда предприятий, — считает Александр Муха.
Предприятия и сейчас регулярно отправляют свои данные в Национальный статистический комитет, но тот не имеет права их публиковать без разрешения собственника.
Следующий шаг: Распорядители госсредств, которые финансируют убыточные госпредприятия, должны быть подотчетны не только министерствам, но и общественности (хотя бы в лице деловых СМИ), а также экспертному сообществу.
Такая открытость повысила бы степень доверия к властям как отечественного, так и иностранного инвестора. Это позволило бы более четко представлять положение дел, делать правильные выводы и разрабатывать реальные планы.
— В мире активно используется такая технология, как краутсортинг, — отмечает Александр Муха. — Она позволяет привлечь для решения экономических и социальных задач широкий круг общественности и прежде всего экспертов. Если они смогут разобраться в ситуации, понять потенциал предприятий, то инвесторы смогут эффективнее участвовать в приватизации.
Прозрачность, кстати, стимулирует и эффективное использование государственных денег. Каждый сможет увидеть, кому и сколько бюджетных средств дали и как они были использованы.
Как "перезанять" рабочую силу
Еще одним действенным способом уменьшения количества финансово проблемных предприятий является их банкротство и санация.
— Это нормальные экономические процессы. Избежать их искусственным образом не удастся, — прогнозирует Александр Муха.
Однако возникает вопрос, каким образом "перезанять" высвобождающиеся трудовые ресурсы. Для этого в первую очередь нужно увеличить приток частных инвестиций. Пока на душу населения они составляют в нашей стране около 1 тыс долларов. Это примерно в 5-6 раз ниже, чем в странах Восточной Европы и Балтии.
По словам аналитика, Беларуси нужно стимулировать инвестиции именно с точки зрения создания новых производств.
— Целью правительства должно стать перераспределение ресурсов из неэффективного сектора в эффективный, — отмечает эксперт.
Здесь, правда, встает очень важный вопрос качества рабочей силы. Все еще принято считать, что в Беларуси квалифицированная рабочая сила. Однако в восточных регионах страны многие люди уже ориентируются в трудоустройстве на Россию. — Остаются пенсионеры и любители выпить. Это не рабочая сила, — считает Александр Муха. — Непонятно как человек, злоупотребляющий алкоголем, будет работать на современном оборудовании. К сожалению, это уже серьезная проблема, особенно на селе и в малых городах. С такой рабочей силой инвестору трудно будет реализовывать новые проекты.
Следующий шаг: На некоторых предприятиях было бы целесообразно поменять руководство. Да и в целом усилить борьбу с коррупционными проявлениями в экономике параллельно с ростом прозрачности госсектора и его финансовых операций.
— Не секрет, что руководители многих убыточных предприятий выводят с них деньги, — замечает Александр Муха. — Нужно лишить их этой возможности, изучив и причину убыточности. Возможно, проблему можно решить за счет смены менеджмента и создания системы противодействия коррупции.
Миллионов стало меньше
Ручное управление и вбрасывание на убыточный завод "лишнего" миллиона уже не помогут в оздоровлении экономики.
— Миллионов стало меньше, хотя аппетиты госсектора не убавились. Так что практику бесцелевого выделения государственных средств надо сворачивать, — советует эксперт.
Финансовую стабильность можно повысить, если начать, наконец, самостоятельно работать и перестать уповать на российские дотации, прямые или косвенные.
Кстати, белорусские предприятия, кроме нескольких избранных, не почувствовали на себе снижения цены на российский газ, что тоже доказывает — времена дармовых денег прошли.
Эксперт: Надо менять собственника
Правительство надеется поправить положение в экономике с помощью совместных действий министерств и исполкомов. Однако ни первые, ни вторые деньги не зарабатывают, а только тратят бюджетные средства. Без разгосударствления добиться реальных результатов невозможно, убежден аналитик исследовательской группы BusinessForecast.by Александр Муха:
— Первое направление на пути финансового оздоровления проблемных предприятий — приватизация государственных предприятий частным белорусским и иностранным капиталом. Частник всегда будет более эффективен. В случае необходимости он найдет деньги, сменит менеджмент и добьется более приемлемых результатов, чем государство.
Государство могло бы более решительно передавать частному бизнесу неэффективно используемое имущество. И это относится не только к недвижимости, но и к действующим предприятиям. Основные фонды заводов разваливаются точно так же, как и заброшенные здания.
Следующий шаг: Власти должны активнее использовать льготную приватизацию отдельных объектов, имущественных комплексов и даже предприятий.
— Недавно крупному частному нефтетрейдеру передали новополоцкий завод белковых витаминов. Речь идет фактически о третьем НПЗ в Беларуси, который при необходимости, кроме нефти, будет перерабатывать и другое углеводородное сырье, — отмечает Александр Муха.
Расходы госбюджета: результативность и прозрачность
Министерство финансов Беларуси уже заявило о переходе к системе бюджетирования, ориентированного на результат. Система предполагает усиление взаимосвязи между бюджетными ассигнованиями и конкретными финансово-экономическими или социальными достижениями — в случае неэффективного использования бюджетных средств господдержка будет снижена или вовсе прекращена.
— Усиление ответственности за использование государственных средств и повышение прозрачности расходов позволит улучшить финансовые результаты ряда предприятий, — считает Александр Муха.
Предприятия и сейчас регулярно отправляют свои данные в Национальный статистический комитет, но тот не имеет права их публиковать без разрешения собственника.
Следующий шаг: Распорядители госсредств, которые финансируют убыточные госпредприятия, должны быть подотчетны не только министерствам, но и общественности (хотя бы в лице деловых СМИ), а также экспертному сообществу.
Такая открытость повысила бы степень доверия к властям как отечественного, так и иностранного инвестора. Это позволило бы более четко представлять положение дел, делать правильные выводы и разрабатывать реальные планы.
— В мире активно используется такая технология, как краутсортинг, — отмечает Александр Муха. — Она позволяет привлечь для решения экономических и социальных задач широкий круг общественности и прежде всего экспертов. Если они смогут разобраться в ситуации, понять потенциал предприятий, то инвесторы смогут эффективнее участвовать в приватизации.
Прозрачность, кстати, стимулирует и эффективное использование государственных денег. Каждый сможет увидеть, кому и сколько бюджетных средств дали и как они были использованы.
Как "перезанять" рабочую силу
Еще одним действенным способом уменьшения количества финансово проблемных предприятий является их банкротство и санация.
— Это нормальные экономические процессы. Избежать их искусственным образом не удастся, — прогнозирует Александр Муха.
Однако возникает вопрос, каким образом "перезанять" высвобождающиеся трудовые ресурсы. Для этого в первую очередь нужно увеличить приток частных инвестиций. Пока на душу населения они составляют в нашей стране около 1 тыс долларов. Это примерно в 5-6 раз ниже, чем в странах Восточной Европы и Балтии.
По словам аналитика, Беларуси нужно стимулировать инвестиции именно с точки зрения создания новых производств.
— Целью правительства должно стать перераспределение ресурсов из неэффективного сектора в эффективный, — отмечает эксперт.
Здесь, правда, встает очень важный вопрос качества рабочей силы. Все еще принято считать, что в Беларуси квалифицированная рабочая сила. Однако в восточных регионах страны многие люди уже ориентируются в трудоустройстве на Россию. — Остаются пенсионеры и любители выпить. Это не рабочая сила, — считает Александр Муха. — Непонятно как человек, злоупотребляющий алкоголем, будет работать на современном оборудовании. К сожалению, это уже серьезная проблема, особенно на селе и в малых городах. С такой рабочей силой инвестору трудно будет реализовывать новые проекты.
Следующий шаг: На некоторых предприятиях было бы целесообразно поменять руководство. Да и в целом усилить борьбу с коррупционными проявлениями в экономике параллельно с ростом прозрачности госсектора и его финансовых операций.
— Не секрет, что руководители многих убыточных предприятий выводят с них деньги, — замечает Александр Муха. — Нужно лишить их этой возможности, изучив и причину убыточности. Возможно, проблему можно решить за счет смены менеджмента и создания системы противодействия коррупции.
Миллионов стало меньше
Ручное управление и вбрасывание на убыточный завод "лишнего" миллиона уже не помогут в оздоровлении экономики.
— Миллионов стало меньше, хотя аппетиты госсектора не убавились. Так что практику бесцелевого выделения государственных средств надо сворачивать, — советует эксперт.
Финансовую стабильность можно повысить, если начать, наконец, самостоятельно работать и перестать уповать на российские дотации, прямые или косвенные.
Кстати, белорусские предприятия, кроме нескольких избранных, не почувствовали на себе снижения цены на российский газ, что тоже доказывает — времена дармовых денег прошли.