Бизнес в Беларуси: угрозы-2012
17.05.2012 16:25
—
Новости Экономики
Бизнес в Беларуси: угрозы-2012
Бизнес-ревюЖурнал "Бизнес-ревю" специально для TUT.BY в рамках спецпроекта "Бизнес в Беларуси: угрозы-2012" подготовил интернет-версию рейтинга угроз, которые могут помешать развитию бизнеса в РБ в ближайшем будущем. 12 известных экономистов и аналитиков страны оценили 12 угроз, прорейтинговав их исходя из степени негативного влияния на бизнес. Этот масштабный проект собрал в единое целое опасения и риски белорусского бизнеса. Интернет-версия проекта публикуется впервые.
Сегодня мы публикуем список целиком, в дальнейшем остановимся на каждой из угроз более подробно.
Сергей БАЛЫКИН:
- Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Нет ничего более опасного, чем "полусвободная" экономика. С одной стороны, государство вроде и ослабляет удавку, с другой - все-таки сохраняет ее. Это порождает у бизнеса недоверие и неуверенность. Кроме того, контроль государства ослабляется, но рыночные механизмы контроля еще действуют. Это вызывает у чиновников соблазн снова закрутить гайки во избежание бардака.
Энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. Мы утрачиваем навыки конкуренции и рационального использования ресурсов. Когда-нибудь российские дотации закончатся, а мы окажемся не готовы жить в условиях конкуренции.
Ограниченный доступ бизнеса к дешевым и долгосрочным кредитным ресурсам. Деньги - кровь экономики, у нас эта кровь слишком дорогая.
Леонид ЗЛОТНИКОВ:
- Другие угрозы, которые не вошли в список. Популизм: непонимание сложности экономики, поиски быстрого и простого решения экономических проблем, смелость невежества.
Вадим ИОСУБ:
- Проблемы еврозоны и глобальный финансовый кризис. Европа - наравне с Россией - является нашим крупнейшим внешнеэкономическим партнером. Разрастание долгового кризиса может привести к снижению европейского спроса на белорусскую продукцию и прежде всего на продукты нефтепереработки.
Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Я бы дополнил этот пункт угрозой отхода от жесткой денежно-кредитной политики, возврата эмиссионного стимулирования роста экономики, из-за которых могут начаться инфляционные и девальвационные процессы.
Энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. В истории Беларуси уже были примеры, когда ужесточение условий поставок энергоносителей подталкивало государство на путь реформ, а улучшение условий поставок приводило к их сворачиванию.
Дмитрий КРУК:
- Вступление России в ВТО и последствия для Беларуси. По большинству товарных позиций тарифы в рамках Таможенного союза достаточно близки к тем, обязательства по которым взяла на себя Россия по отношению к ВТО. Поэтому можно говорить о достаточно ограниченном воздействии этой угрозы лишь на определенные отрасли.
- Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Возможно, но менее вероятно из-за "чиновничьих" факторов - нежелания инициаторов такого отхода стать причиной нового кризиса.
Редакция "Бизнес-ревю" предложила известным отечественным экономистам проранжировать подготовленный список внешних и внутренних угроз, которые могут оказать негативное влияние на развитие бизнеса и экономику Беларуси в целом в кратко-, средне- и долгосрочном периоде.
Кто?
Кто?
Сергей Балыкин, экономист, руководитель Ассоциации малого и среднего предпринимательства
Владимир Василевский, инвестиционный банкир
Георгий Гриц, к. э. н., экономический аналитик, заместитель председателя БОО "Белорусская научно-промышленная ассоциация"
Павел Данейко, генеральный директор Бизнес-школы ИПМ, административный директор Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC
Леонид Злотников, экономист
Вадим Иосуб, финансовый аналитик официального партнера "Альпари" в Минске
Дмитрий Крук, экономист Исследовательского центра ИПМ
Александр Муха, аналитик BusinessForecast.by
Александр Синкевич, экономист, директор компании Sinkevich Technologies
Сергей Солодовников, д. э. н., заведующий кафедрой права и экономики Белорусского национального технического университета
Сергей Чалый, экономист
Александр Чубрик, директор Исследовательского центра ИПМ
Эксперты должны были оценить 12 предложенных вариантов по 12-балльной системе, выставив баллы от 12 до 1 в зависимости от степени серьезности той или иной угрозы. Свои оценки потенциальных опасностей для бизнеса наши эксперты также снабдили комментариями. К сожалению, публикация всех комментариев потребовала бы гораздо большего количества страниц, поэтому мы выбрали, на наш взгляд, самые интересные.
Каждую из перечисленных угроз мы раскрыли в отдельной публикации, указав в начале материала место, которое она заняла в нашем рейтинге, и количество набранных баллов. Исключение составила угроза № 4 – энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. Мы посчитали, что эта тема раскрыта в комментариях экспертов и не требует написания отдельного материала.
Место | Главные угрозы для белорусского бизнеса в 2012 году | Баллы |
1 | Бегство и недостаток квалифицированных кадров. | 128 |
2 | Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. | 122 |
3 | Проблемы еврозоны и глобальный финансовый кризис. | 96 |
4 | Энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. | 88 |
5 | Ограниченный доступ бизнеса к дешевым и долгосрочным кредитным ресурсам. | 83 |
6 | Неравные базовые условия в Таможенном союзе (цены на энергоносители, налоги и т.д.). | 76 |
7 | Проблемы в агросекторе, за счет которого развиваются торговля, пищепром и продовольственный экспорт, из-за заниженных закупочных цен. | 71 |
8 | Вступление России в ВТО и последствия для Беларуси. | 69 |
9 | Китайская экспансия. | 65 |
10 | Конкурентоспособность белорусского легпрома в условиях открытого рынка. | 53 |
11 | Необходимость перехода на единые техрегламенты для пищепрома. | 45 |
12 | Потеря источников уникальных ресурсов (калийные удобрения, лес, мел и др.). | 37 |
Комментарии экспертов
Сергей БАЛЫКИН:
- Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Нет ничего более опасного, чем "полусвободная" экономика. С одной стороны, государство вроде и ослабляет удавку, с другой - все-таки сохраняет ее. Это порождает у бизнеса недоверие и неуверенность. Кроме того, контроль государства ослабляется, но рыночные механизмы контроля еще действуют. Это вызывает у чиновников соблазн снова закрутить гайки во избежание бардака.
Энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. Мы утрачиваем навыки конкуренции и рационального использования ресурсов. Когда-нибудь российские дотации закончатся, а мы окажемся не готовы жить в условиях конкуренции.
Ограниченный доступ бизнеса к дешевым и долгосрочным кредитным ресурсам. Деньги - кровь экономики, у нас эта кровь слишком дорогая.
Леонид ЗЛОТНИКОВ:
- Другие угрозы, которые не вошли в список. Популизм: непонимание сложности экономики, поиски быстрого и простого решения экономических проблем, смелость невежества.
Вадим ИОСУБ:
- Проблемы еврозоны и глобальный финансовый кризис. Европа - наравне с Россией - является нашим крупнейшим внешнеэкономическим партнером. Разрастание долгового кризиса может привести к снижению европейского спроса на белорусскую продукцию и прежде всего на продукты нефтепереработки.
Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Я бы дополнил этот пункт угрозой отхода от жесткой денежно-кредитной политики, возврата эмиссионного стимулирования роста экономики, из-за которых могут начаться инфляционные и девальвационные процессы.
Энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. В истории Беларуси уже были примеры, когда ужесточение условий поставок энергоносителей подталкивало государство на путь реформ, а улучшение условий поставок приводило к их сворачиванию.
Дмитрий КРУК:
- Вступление России в ВТО и последствия для Беларуси. По большинству товарных позиций тарифы в рамках Таможенного союза достаточно близки к тем, обязательства по которым взяла на себя Россия по отношению к ВТО. Поэтому можно говорить о достаточно ограниченном воздействии этой угрозы лишь на определенные отрасли.
Энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. Доступ к дешевым источникам энергоносителей обусловил существенное отставание по энергоэффективности даже от соседних стран - Польши, Литвы и Латвии. В будущем низкие стимулы к внедрению инноваций и повышению энергоэффективности по-прежнему будут являться препятствием на пути роста конкурентоспособности белорусских предприятий.
Ограниченный доступ бизнеса к дешевым и долгосрочным кредитным ресурсам. Скорее, стоит вести речь не о дешевизне кредитных ресурсов, что является относительным параметром, в том числе и при страновом сравнении, а о равном доступе к кредитным ресурсам, а также сроках привлечения. Особенности функционирования белорусского финансового сектора, а также доминирование исключительно банковского финансового посредничества не способствуют повышению эффективности деятельности заемщиков.
Другие угрозы, которые не вошли в список. Сохраняющиеся инфляционные ожидания в экономике. На этом фоне проявление каких-либо шоков в экономике может привести к резким колебаниям на денежном рынке, создав дополнительный очаг напряженности.
Александр МУХА:
- Вступление России в ВТО и последствия для Беларуси. Присоединение России к ВТО может привести к ухудшению позиций белорусских экспортеров на российском рынке, поскольку импортные пошлины для компаний из третьих стран будут снижаться. В этом смысле можно также ожидать увеличения объемов импорта иностранных товаров в Беларусь через Россию, поскольку между странами отсутствует таможенная граница.
Неравные базовые условия в Таможенном союзе (цены на энергоносители, налоги и т.д.). Снижение цен на импортируемый из России природный газ фактически не затронуло большинство белорусских предприятий. Так, правительство в 2012 году установило цену на газ для предприятий с годовым объемом потребления природного газа до 500 млн куб. м на уровне прошлого года (в эквиваленте $275,87 за 1 тыс. куб. м). Для предприятий с годовым объемом потребления газа свыше 500 млн куб. м цена установлена в размере $245.
Проблемы еврозоны и глобальный финансовый кризис. Ухудшение ситуации в мировой экономике может привести к падению спроса на белорусские товары и услуги на фоне ухудшения доступа для резидентов Беларуси к международным рынкам капитала. Сокращение поставок в стоимостном выражении может затронуть основные статьи нашего экспорта: калийные и азотные удобрения, нефтепродукты, нефть, продукцию машиностроения, сельскохозяйственную продукцию, продукты питания и др.
Бегство и недостаток квалифицированных кадров. По данным Белстата, среднесписочная численность работников в феврале 2012 года сократилась по сравнению с декабрем 2011-го на 93,071 тыс. человек - до 3,193 млн, а количество безработных - на 1,6 тыс. - до 31,5 тыс. С учетом этих данных можно предположить, что отток рабочей силы из Беларуси в зарубежные страны в январе 2011-го - феврале 2012 года составил по меньшей мере 90–95 тыс. человек.
Александр СИНКЕВИЧ:
- Вступление России в ВТО и последствия для Беларуси. В условиях сжатия совокупного мирового спроса межгосударственная конкуренция только усилится, и вступление России в ВТО в таких условиях приведет к окончательной деградации реального сектора этой страны. А это, в свою очередь, станет сокрушительным ударом также и по белорусской экономике, которая превратится в подобие центральноафриканской: Беларусь будет нужна ВТО только как транзитная территория. Но процесс вхождения РФ в ВТО растянут до 2020 года, и это дает нам определенный запас времени.
Китайская экспансия. Массированное китайское присутствие ведет к постепенному отмиранию белорусского реального сектора, с таким трудом сохраненного со времен СССР. Китай сам по себе - "догоняющая" страна в технологическом плане, и будет печально, если РБ окажется сателлитом этого государства (это может превратить нас в копию Албании времен Энвера Ходжи). Кроме того, прокитайский геополитический перекос нарушает равновесие в естественном европейском экономическом пространстве, чему будут противодействовать ЕС и Россия, причем весьма жестко. Именно это (а вовсе не политически мотивированные санкции) может привести к окончательной изоляции Беларуси.
Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Говорить об отходе правительства от некоего курса неверно, поскольку никогда не было и "прихода". Отдельно подчеркну, что под реформами у нас, как правило, понимаются морально устаревшие схемы монетаризма, огульной приватизации и либерализации. Все это в условиях глобального кризиса не является ни модернизацией, ни эффективным реформированием.
Бегство и недостаток квалифицированных кадров. Здесь важно помнить, что проблема не ограничивается лишь оттоком кадров, а включает в себя и деградацию национальной системы образования и воспитания вкупе с практически замершими социальными лифтами. Все это особенно тяжело сказывается на квалификации и мотивации государственных менеджеров, сознательно или неосознанно усугубляющих экономическую ситуацию в стране собственным непрофессионализмом.
Другие угрозы, которые не вошли в список. В числе угроз низкого уровня (с рейтингом ниже 1-2) я бы еще назвал широко обсуждаемые потенциальные экономические санкции мирового сообщества, нацеленные на ключевые предприятия страны. Вероятность таких санкций невелика, но поскольку этот вопрос лежит в политической плоскости, его все же следует учитывать при управлении национальными рисками.
Сергей СОЛОДОВНИКОВ:
- Бегство и недостаток квалифицированных кадров. Квалифицированные и высококвалифицированные кадры являются сегодня главным фактором в обеспечении темпов экономического роста и конкурентоспособности производимой продукции. Высококвалифицированные кадры труднее всего восстановить. В случае если Беларусь сегодня их потеряет, то в реально обозримой перспективе мы столкнемся с серьезными проблемами при проведении модернизации экономики.
Сергей ЧАЛЫЙ:
- Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Возможно, но менее вероятно из-за "чиновничьих" факторов - нежелания инициаторов такого отхода стать причиной нового кризиса.
Энергетическая зависимость и дешевизна российских нефти и газа, что приводит к малой мотивации к созданию конкурентоспособных отраслей и производств. Уже сейчас видно, что основной рост экономики и экспорта идет благодаря нефтепереработке.
Ограниченный доступ бизнеса к дешевым и долгосрочным кредитным ресурсам. Проблема явно долгосрочная, разница в стоимости финансирования для РБ и соседних стран уменьшает нашу конкурентоспособность.
Бегство и недостаток квалифицированных кадров. Два-три года - и попадание в "ловушку бедности" гарантировано.
Александр ЧУБРИК:
- Отход правительства от курса модернизации и реформирования экономики. Кризис 2011 года не устранил фундаментальных дисбалансов, которые его спровоцировали. Такие дисбалансы могут быть устранены только через проведение структурных реформ. Поэтому, если правительство отложит их снова, повторение кризиса неизбежно.
Ограниченный доступ бизнеса к дешевым и долгосрочным кредитным ресурсам. Государственные (или финансируемые банками в рамках госпрограмм) инвестиции были основным источником накопления капитала до кризиса. Возобновление финансирования инвестиций из этого источника означает возврат политики, которая привела к кризису. Дорогие кредиты ограничивают инвестиционную активность и обусловливают медленное замещение государственных инвестиций частными, а значит, замедляют рост потенциального ВВП.
Бегство и недостаток квалифицированных кадров. В Беларуси сокращается численность населения трудоспособного возраста, а значит, потенциал для увеличения занятости. Поскольку эмигрируют, как правило, наиболее квалифицированные и мобильные сотрудники, страна теряет работников востребованных специальностей, при этом реструктуризация высвобождает работников невостребованных специальностей. В результате страну ожидают структурная безработица и одновременно дефицит высококвалифицированной рабочей силы - проблемы, которые не могут быть решены быстро.
Последний номер журнала "Бизнес-ревю" можно скачать здесь.