Беларусь продаст "Белавиа"
13.04.2012 10:55
—
Новости Экономики
Беларусь рассматривает возможность приватизации Национальной авиакомпании "Белавиа" в рамках приватизационной программы. Все республиканские унитарные предприятия, кроме Белорусской железной дороги, в ближайшее время будут приватизированы.
Представленные к приватизации с участием финансовых консультантов 8 предприятий являются средними по величине. Среди них Минский маргариновый завод, ряд предприятий строительной и деревообрабатывающей отраслей. "Включены в план приватизации в том числе наши авиакомпании. Пересматривать что-то мы не планируем. Мы только одно планируем - закупать воздушные суда, чтобы еще больше работать на рынке авиаперевозчиков", - заявил министр транспорта и коммуникаций Иван Щербо. Он добавил, что возможность приватизации "Белавиа" рассматривается, но только не в текущем году.
"В принципе, все республиканские унитарные предприятия, кроме Белорусской железной дороги, в ближайшее время будут приватизированы, до 2015 года. Что касается автомобильного транспорта, то мы практически завершили эту работу. По водному транспорту - перспективы в этой пятилетке перейти на акционирование. Самое главное - это взвешенно и разумно, с экономической выгодой в целом для государства продать акции инвестору, который бы смог эту специализацию продолжить, а не получить или захватить площадку для другого вида деятельности", - пояснил министр.
Он также напомнил, что в этом году впервые с 1980-х годов планируется закупить самолеты со стапелей. Это будут бразильские лайнеры вместимостью до 70 пассажиров. Самолеты рассчитаны на рейсы средней дальности. Скорее всего, они будут использоваться для перевозки пассажиров в Москву, Санкт-Петербург, Сочи, Киев и Калининград. Стоимость одного самолета в зависимости от комплектации может составлять до $50 млн. Будет рассмотрена возможность закупки в этом году еще двух самолетов в дополнение к бразильским.
Кроме того, министр подчеркнул, что необходимо развивать авиационный транзит. "За счет транзитных возможностей в прошлом году мы получили 16% роста выручки", - добавил он.
Министерство намерено ходатайствовать о том, чтобы деньги, заработанные в этой сфере, можно было направить на инвестпроекты. Необходимо развивать и транзит пассажиров через Национальный аэропорт Минск. Для этого нужно расширять стоянки воздушных судов, что как раз запланировано на этот год.
Иван Щербо также сообщил, что есть предложения о создании холдингов на базе "Белавиа" и зарубежных компаний. Но такие предложения Беларусь пока не рассматривает.
Возможность приватизации национальной авиакомпании "Белавиа" рассматривается не раньше 2013 года.
Как заявил министр, сначала компания должна быть акционирована. Не исключено, что интерес к приватизации "Белавиа" проявят российские компании. Как показал недавно завершившийся авиаконфликт, российский авиабизнес не прочь усилить свое присутствие на белорусском рынке.
Итог воздушной войны оказался в пользу России. Беларусь согласилась на увеличение количества рейсов Москва-Минск для российских авиакомпаний до пяти. Теперь "Белавиа" раздумывает, поступать ли ей аналогичным образом, пишет интернет-газета NAVINY.BY.
"На данный момент в авиакомпании рассматривается вопрос о целесообразности введения пятой частоты по маршруту Минск-Москва-Минск. У нас нет стопроцентной уверенности в том, что авиакомпания сможет осуществлять пять рейсов в Москву ежедневно вместо четырех нынешних», ― заявил генеральный директор авиакомпании "Белавиа" Анатолий Гусаров.
Между тем ранее высказанные руководством "Белавиа" опасения по поводу вытеснения с рынка российскими авиакомпаниями оказались небеспочвенны.
"Аэрофлот" готов усиливать присутствие на направлении, выдавливая белорусскую авиакомпанию с рынка. Особенно в свете того, что у перевозчика появились самолеты Sukhoi Superjet 100. Эти воздушные суда вместимостью 87 пассажиров, по мнению экспертов, оптимально подходят для минского направления", — констатируют эксперты аналитического отдела агентства "Авиапорт" (РФ).
С одной стороны, усиление конкуренции пойдет на пользу пассажирам. Но выгоды потребителей заканчиваются, как только авиакомпании начинают разоряться, отмечает главный редактор журнала "Авиатранспортное обозрение" Алексей Синицкий. "Поэтому избыточной конкуренции надо избегать. Нужен какой-то баланс интересов", — подчеркнул он.
С открытием для российских авиакомпаний пятой частоты конкуренция за пассажиров для "Белавиа" станет еще жестче. Однако белорусский оператор, полагает Алексей Синицкий, может найти выгодные варианты для ведения бизнеса в новых условиях, в частности за счет заключения код-шеринговых соглашений (о совместной коммерческой эксплуатации авиарейса двумя и более авиакомпаниями).
"Необязательно летать, чтобы продавать билеты на рейсы. Зарабатывать на продаже билетов можно и через заключение код-шеринговых соглашений", — отмечает эксперт.
По его словам, бывают ситуации, когда два авиаперевозчика заключают код-шеринговые соглашения, в результате чего одна из компаний уходит с линии: "Вместо того чтобы летали два полупустых самолета, лучше на линии иметь один, но полный. В этом заключается суть код-шеринговых соглашений. И "Белавиа" может активнее задействовать этот инструмент. Продавать билеты, например, не только на рейсы компании "ЮТэйр" до Москвы, но и на внутренние рейсы по России по сети "ЮТэйр".
Но более интересный вариант для "Белавиа" повысить доходность и сохранить конкурентоспособность на рынке — это получение доступа на внутренний российский рынок пассажирских авиаперевозок. Минтранс РФ пообещал проработать именно такой формат либерализации воздушного сообщения.