Повышение эффективности закупок в Беларуси будет способствовать устранению необоснованного посредничества
Источник материала: БелТА
27.03.2012 13:23
—
Новости Экономики
27 марта, Минск /Корр. БЕЛТА/. Повышение эффективности закупок в Беларуси будет способствовать устранению необоснованного посредничества. Об этом сообщили корреспонденту БЕЛТА в Министерстве экономики, комментируя постановление Совета Министров от 15 марта 2012 года №229 "О совершенствовании отношений в области закупок товаров за счет собственных средств".
В целом постановление направлено на максимальное повышение эффективности управления закупками, улучшение делового климата в республике, устранение необоснованного посредничества, а также упорядочивание сложившейся на практике системы закупок за счет собственных средств.
Действие документа распространяется на республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, госорганы и другие юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности. Также действие распространяется на организации, в уставных фондах которых более 25% акций находятся в собственности Республики Беларусь или государства и административно-территориальной единицы.
Согласно постановлению все эти юридические лица самостоятельно определяют порядок организации и проведения процедур закупок, но с учетом требований постановления. Так, организация вправе самостоятельно определить виды процедур закупок (конкурсы, аукционы, рамочные соглашения, переговоры). При этом все виды конкурентных процедур закупок должны быть гласными, открытыми для участия заинтересованных. Случаи же применения процедуры закупки из одного источника, а также осуществления закупок без применения процедур определены постановлением.
Документ определяет и отдельные процедурные моменты: единые унифицированные требования к тому, каким должно быть содержание приглашения к участию в процедуре закупки, к документации о закупках, срокам для подготовки предложений и размещения сообщений о результатах процедур закупок.
Информация о закупках обязательно должна быть размещена в открытом доступе в Интернете (в информационной системе "Тендеры" на сайте РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен"). Помимо приглашений к участию в процедурах закупок и сообщений об их результатах, к информации, подлежащей размещению в ИС "Тендеры", постановлением отнесены порядки закупок, а также отдельные сведения о заключенных договорах.
При применении процедуры закупки из одного источника организация обязана осуществлять закупки у производителей, их сбытовых организациях (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны и невозможны. При применении конкурентной процедуры и участия в ней производителя или его сбытовой компании организация обязана отстранить от участия в процедуре закупки посредника, если цена его (посредника) продукции не ниже цены продукции, предлагаемой производителем.
На снижение коррупции направлена и норма постановления о запрете быть членом комиссии лично заинтересованному в закупке. Например, если это близкие родственники, кредиторы, акционеры поставщика. Также на это направлены положения об урегулировании споров либо обжаловании решений закупающей организации, для чего установлен запрет о заключении договора ранее, чем через десять дней после выбора поставщика.
Государственные органы вправе определять для находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) организаций централизацию закупок, обязанность согласования решений о выборе поставщиков, льготы для участников процедур закупок, предлагающих товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов. За организацию закупок в соответствии с требованиями постановления персональная ответственность возлагается на руководителей госорганов и руководителей закупающих организаций.
Также этим документом предусмотрена корректировка и отмена некоторых постановлений правительства по закупкам. Министерству экономики предоставлено право разъяснять вопросы применения постановления №229.
В целом постановление направлено на максимальное повышение эффективности управления закупками, улучшение делового климата в республике, устранение необоснованного посредничества, а также упорядочивание сложившейся на практике системы закупок за счет собственных средств.
Действие документа распространяется на республиканские унитарные предприятия, государственные объединения, госорганы и другие юридические лица, имущество которых находится в республиканской собственности. Также действие распространяется на организации, в уставных фондах которых более 25% акций находятся в собственности Республики Беларусь или государства и административно-территориальной единицы.
Согласно постановлению все эти юридические лица самостоятельно определяют порядок организации и проведения процедур закупок, но с учетом требований постановления. Так, организация вправе самостоятельно определить виды процедур закупок (конкурсы, аукционы, рамочные соглашения, переговоры). При этом все виды конкурентных процедур закупок должны быть гласными, открытыми для участия заинтересованных. Случаи же применения процедуры закупки из одного источника, а также осуществления закупок без применения процедур определены постановлением.
Документ определяет и отдельные процедурные моменты: единые унифицированные требования к тому, каким должно быть содержание приглашения к участию в процедуре закупки, к документации о закупках, срокам для подготовки предложений и размещения сообщений о результатах процедур закупок.
Информация о закупках обязательно должна быть размещена в открытом доступе в Интернете (в информационной системе "Тендеры" на сайте РУП "Национальный центр маркетинга и конъюнктуры цен"). Помимо приглашений к участию в процедурах закупок и сообщений об их результатах, к информации, подлежащей размещению в ИС "Тендеры", постановлением отнесены порядки закупок, а также отдельные сведения о заключенных договорах.
При применении процедуры закупки из одного источника организация обязана осуществлять закупки у производителей, их сбытовых организациях (официальных торговых представителей), за исключением случаев, когда такие закупки экономически нецелесообразны и невозможны. При применении конкурентной процедуры и участия в ней производителя или его сбытовой компании организация обязана отстранить от участия в процедуре закупки посредника, если цена его (посредника) продукции не ниже цены продукции, предлагаемой производителем.
На снижение коррупции направлена и норма постановления о запрете быть членом комиссии лично заинтересованному в закупке. Например, если это близкие родственники, кредиторы, акционеры поставщика. Также на это направлены положения об урегулировании споров либо обжаловании решений закупающей организации, для чего установлен запрет о заключении договора ранее, чем через десять дней после выбора поставщика.
Государственные органы вправе определять для находящихся в подчинении (входящих в состав, систему) организаций централизацию закупок, обязанность согласования решений о выборе поставщиков, льготы для участников процедур закупок, предлагающих товары (работы, услуги), произведенные организациями общественных объединений инвалидов. За организацию закупок в соответствии с требованиями постановления персональная ответственность возлагается на руководителей госорганов и руководителей закупающих организаций.
Также этим документом предусмотрена корректировка и отмена некоторых постановлений правительства по закупкам. Министерству экономики предоставлено право разъяснять вопросы применения постановления №229.
БелТА (оригинал новости)