Комментарий недели. Смогут ли предприятия отдавать долги?
12.03.2012 12:34
—
Новости Экономики
Комментарий недели. Смогут ли предприятия отдавать долги?
Правильными ли были решения Минска о снижении ставки рефинансирования, которая с 1 марта составляет 38%? Как повлияет процентная политика на состояние экономики и реального сектора? Смогут ли предприятия отдавать банкам долги? На эти и другие вопросы читателей tut.by в рамках совместного проекта нашего портала, Исследовательского центра ИПМ и Белорусского экономического исследовательско-образовательного центра BEROC (Киев) отвечает эксперт BEROC Дмитрий Крук.
Вопрос от пользователя niko2010: Не рано ли наше государство стало понижать ставку рефинансирования??? Уж слишком быстро оно стремится вернуться к прежнему уровню инфляции, ведь два месяца это еще не показатель. И готова ли к этому наша экономика, которая только вот-вот стала нормально на ноги???
На мой взгляд, процентная политика, то есть возможность влиять посредством ставки рефинансирования на ставки кредитно-депозитного рынка, а через них и на другие макроэкономические показатели попала на сегодняшний день в своего рода ловушку. Любая из тактик может привести к ощутимым негативным последствиям.
В прошлом году ставка рефинансирования увеличивалась в ответ на уже свершившееся ускорение инфляции, тогда как ее скорее стоит рассматривать как превентивный инструмент, имеющий своей целью нейтрализовать угрозу будущего ценового шока.
Сегодня при определении величины ставки рефинансирования экономические власти вновь в большей мере ориентируются на величину прошлой, а не будущей инфляции. Но ситуация уже принципиально изменилась. Имеет место ряд фундаментальных предпосылок для замедления инфляционных процессов, к тому же правительство пытается задействовать дополнительные меры для сдерживания цен. Все это привело к тому, что например, в декабре-феврале темп роста цен существенно замедлился по сравнению с предыдущими месяцами.
Если за счет указанных факторов инфляция будет продолжать снижаться, то продолжительное поддержание ставки рефинансирования на высоком уровне достаточно рискованно. Ведь в этом случае оказываются слишком высокими в реальном выражении процентные ставки по кредитам. А их дороговизна сдерживает экономическую активность, поскольку большинство предприятий оказывается не в состоянии ими воспользоваться. То есть в таком случае процентные ставки будут сдерживать рост выпуска продукции. К тому же чрезмерно высокие процентные ставки в реальном выражении могут привести к формированию спекулятивных мотивов на финансовом рынке. Эти аргументы свидетельствуют в пользу снижения ставки рефинансирования. Но для того, чтобы действовать в соответствии с этой логикой, необходимо быть уверенным в устойчивости тренда на снижение инфляции.
А это, в свою очередь, не столь очевидно, поскольку на данный момент по-прежнему достаточно высоки и нестабильны инфляционные ожидания. С этой позиции слишком быстрое снижение ставки рефинансирования чревато негативными последствиями. В последние два-три месяца рост спроса на депозиты в белорусских рублях связан с тем, что высокие процентные ставки учитывают имеющиеся инфляционные ожидания. Другими словами, типичный вкладчик пока исходит из того, что нынешние ставки обеспечат для него приемлемую доходность даже в случае достаточно высокой инфляции. Если же ставки снизятся, а высокие инфляционные ожидания сохранятся, то можно ожидать сокращения использования белорусского рубля как инструмента сбережений и относительно массовый перевод средств в иностранную валюту. В этом случае инфляционные ожидания станут "самосбывающимся прогнозом", даже несмотря на наличие некоторых фундаментальных предпосылок для умеренного роста цен.
Без определенной стабильности и подконтрольности инфляционных ожиданий любое решение в сфере процентной политики может оказаться ошибочным. Поэтому, я полагаю, что ключевым вопросом в данной ситуации является не размер ставки рефинансирования, а необходимость снизить и стабилизировать инфляционные ожидания, для чего необходимы существенные изменения в принципах проведения монетарной политики
Вопрос от пользователя eskimoz: У меня вот такой вопрос: Процентная ставка в РБ 37% вскоре будет (была ещё выше). Это значит, что кредиты будут выдаваться предприятиям под ещё больший процент. Следовательно, чтобы вернуть эти кредиты им (предприятиям) нужно работать с рентабельностью выше 40%. Реально ли это в принципе? И с какой средней рентабельностью у нас в РБ обычно работают: производство, торговля, сфера услуг? Продолжение вопроса: если кредиты будут невостребованны предприятиями, то как банки отдадут деньги вкладчикам? Или это будут деньги из "свеже-напечатанных"? (что приведёт к инфляции). Как долго можно "держать" высокую процентную ставку без негативных последствий? Спасибо за внимание.
Вы правы -- уровень рентабельности в среднем по экономике существенно ниже, чем уровень процентных ставок по кредитам. К примеру, за 2011 год рентабельность реализованной продукции составила 13.2%, и это значительно меньше, чем ставки, по которым предприятия могут получить кредит в банке.
В этой ситуации для предприятий большинства отраслей обслуживание кредитов, безусловно, становится весьма обременительным. Но здесь достаточно принципиальна разница, идет ли речь о вновь выдаваемых кредитах, или же о кредитах, выданных в докризисный период.
Если предприятие получило кредит в белорусских рублях до или во время кризиса 2011 года, основной долг в его реальном выражении значительно обесценился. По этой причине высокие проценты по таким кредитам можно рассматривать как своего рода компенсацию потерь банка. В этом случае для предприятий нагрузка по обслуживанию кредитов в реальном выражении может оказаться выше изначально запланированной, только если период чрезмерно высоких процентных ставок в реальном выражении окажется достаточно длительным. Но учитывая, что выигрыш предприятий от обесценения основной суммы долга в прошлом году был довольно существенным (для большинства отраслей реальные процентные ставки по кредитам были отрицательными и в среднем за 2011 год составляли от -30 до -40% годовых), то проблема с погашением старых (докризисных) кредитов вряд ли может стать массовой в обозримом будущем.
С точки зрения получения новых кредитов по высоким процентным ставкам проблем на первый взгляд больше. Хотя бы потому, что подавляющее большинство предприятий сегодня не могут позволить себе получить кредит на рыночных условиях. Но важный положительный момент состоит в том, что дороговизна новых кредитов может рассматриваться как своего рода встроенный механизм "естественного отбора" наиболее перспективных предприятий. Одним из следствий прошлогодней девальвации стало то, что многие экспортоориентированные предприятия по-прежнему в состоянии обслуживать кредиты даже по столь высоким ставкам. А перераспределение ресурсов в пользу экспортоориентированных предприятий достаточно важно с точки зрения устранения макроэкономических дисбалансов. Именно эти предприятия становятся в последние полгода основными заемщиками.
Впрочем, на фоне постепенного укрепления реального обменного курса белорусского рубля (скажем, по сравнению с августом 2011 года) возможности экспортеров по обслуживанию дорогих кредитов также снижаются. Следовательно, мы можем говорить о том, что со стороны реального сектора есть предпосылки для уменьшения процентных ставок. Проблема заключается в том, что к этому должны быть готовы и вкладчики. Ведь если они не захотят держать средства на депозитах по более низким ставкам, у банков не будет средств на выдачу кредитов. Таким образом, мы возвращаемся к инфляционным ожиданиям населения.
В случае, если инфляционные ожидания будут снижаться, особых проблем с уменьшением процентных ставок не возникнет. Если же инфляционные ожидания будут оставаться высокими, то возможно несколько вариантов развития событий. Один из них -- сохранение ставок на высоком уровне. Но ключевой проблемой в этом случае будет не столько погашение кредитов (хотя в некоторой мере и эта проблема актуализируется), а очень небольшое количество предприятий, способных взять кредит, как следствие -- снижение темпов роста выпуска и депрессивное состояние реального сектора экономики.
Другим вариантом развития ситуации при сохранении высоких инфляционных ожиданий является сохранение умеренного тренда на снижение процентных ставок по рублевым инструментам, но при этом проведение относительно консервативной эмиссионной политики Национальным банком. В этом случае весьма вероятно существенное увеличение финансовой долларизации, то есть дальнейший рост доли кредитов и депозитов в иностранной валюте. В краткосрочном периоде это не самый плохой вариант, поскольку он позволит достаточно быстро стабилизировать все функции финансового посредничества в масштабе национальной экономики. Но с точки зрения долгосрочного развития он является существенным препятствием, поскольку сфера обращения национальной валюты существенно сузится, возможности Нацбанка по проведению автономной монетарной политики будет ограничены, а зависимость национального кредитно-депозитного рынка от внешних шоков существенно возрастет.
Наконец, еще одним вероятным вариантом развития событий является снижение процентных ставок, сопровождаемое, с одной стороны, ощутимыми эмиссионными вливаниями ликвидности в банковскую систему Национальным банком, а с другой стороны, административными шагами по сдерживанию инфляции. В краткосрочном периоде (например, по итогам 2012 года) и такой сценарий может оказаться относительно эффективным, однако он несет в себе существенные риски для последующих периодов, поскольку формирует инфляционный потенциал и другие макроэкономические диспропорции, влияние которых проявится в будущие периоды.
Вопрос от пользователя tcsonvitra t : Уменьшение ставки рефинансирования с одной стороны положительно сказывается на кредитной политике государства, но будет происходить отток рублевых депозитов (в принципе уже начался). Вопрос - чем будем покрываться разница и финансировании таких программ как льготное кредитование жилья? Если включить станок, это приведет к росту инфляции, и все опять вернется на год назад.
Одним из последствий кризиса прошлого года стало то, что экономические власти решили существенно ограничить объем кредитования государственных программ. В частности, прогноз социально-экономического развития на текущий год ограничивает объем эмиссионного кредитования госпрограмм суммой 7 трлн белорусских рублей. Под эмиссионным финансированием госпрограмм подразумевается размещение Министерством финансов на депозитах в банках (в 2012 году, в первую очередь, в Банке развития) соответствующей суммы из остатков средств бюджета за предыдущие периоды. Для примера, за 2011 правительство разместило в банках по подобной схеме более 17 трлн рублей, большая часть из которых на начало 2012 года была переоформлена в качестве вкладов государства в уставные фонды Беларусбанка и Белагропромбанка.
Дмитрий Крук |
Вопрос от пользователя niko2010: Не рано ли наше государство стало понижать ставку рефинансирования??? Уж слишком быстро оно стремится вернуться к прежнему уровню инфляции, ведь два месяца это еще не показатель. И готова ли к этому наша экономика, которая только вот-вот стала нормально на ноги???
На мой взгляд, процентная политика, то есть возможность влиять посредством ставки рефинансирования на ставки кредитно-депозитного рынка, а через них и на другие макроэкономические показатели попала на сегодняшний день в своего рода ловушку. Любая из тактик может привести к ощутимым негативным последствиям.
В прошлом году ставка рефинансирования увеличивалась в ответ на уже свершившееся ускорение инфляции, тогда как ее скорее стоит рассматривать как превентивный инструмент, имеющий своей целью нейтрализовать угрозу будущего ценового шока.
Сегодня при определении величины ставки рефинансирования экономические власти вновь в большей мере ориентируются на величину прошлой, а не будущей инфляции. Но ситуация уже принципиально изменилась. Имеет место ряд фундаментальных предпосылок для замедления инфляционных процессов, к тому же правительство пытается задействовать дополнительные меры для сдерживания цен. Все это привело к тому, что например, в декабре-феврале темп роста цен существенно замедлился по сравнению с предыдущими месяцами.
Если за счет указанных факторов инфляция будет продолжать снижаться, то продолжительное поддержание ставки рефинансирования на высоком уровне достаточно рискованно. Ведь в этом случае оказываются слишком высокими в реальном выражении процентные ставки по кредитам. А их дороговизна сдерживает экономическую активность, поскольку большинство предприятий оказывается не в состоянии ими воспользоваться. То есть в таком случае процентные ставки будут сдерживать рост выпуска продукции. К тому же чрезмерно высокие процентные ставки в реальном выражении могут привести к формированию спекулятивных мотивов на финансовом рынке. Эти аргументы свидетельствуют в пользу снижения ставки рефинансирования. Но для того, чтобы действовать в соответствии с этой логикой, необходимо быть уверенным в устойчивости тренда на снижение инфляции.
А это, в свою очередь, не столь очевидно, поскольку на данный момент по-прежнему достаточно высоки и нестабильны инфляционные ожидания. С этой позиции слишком быстрое снижение ставки рефинансирования чревато негативными последствиями. В последние два-три месяца рост спроса на депозиты в белорусских рублях связан с тем, что высокие процентные ставки учитывают имеющиеся инфляционные ожидания. Другими словами, типичный вкладчик пока исходит из того, что нынешние ставки обеспечат для него приемлемую доходность даже в случае достаточно высокой инфляции. Если же ставки снизятся, а высокие инфляционные ожидания сохранятся, то можно ожидать сокращения использования белорусского рубля как инструмента сбережений и относительно массовый перевод средств в иностранную валюту. В этом случае инфляционные ожидания станут "самосбывающимся прогнозом", даже несмотря на наличие некоторых фундаментальных предпосылок для умеренного роста цен.
Без определенной стабильности и подконтрольности инфляционных ожиданий любое решение в сфере процентной политики может оказаться ошибочным. Поэтому, я полагаю, что ключевым вопросом в данной ситуации является не размер ставки рефинансирования, а необходимость снизить и стабилизировать инфляционные ожидания, для чего необходимы существенные изменения в принципах проведения монетарной политики
Вопрос от пользователя eskimoz: У меня вот такой вопрос: Процентная ставка в РБ 37% вскоре будет (была ещё выше). Это значит, что кредиты будут выдаваться предприятиям под ещё больший процент. Следовательно, чтобы вернуть эти кредиты им (предприятиям) нужно работать с рентабельностью выше 40%. Реально ли это в принципе? И с какой средней рентабельностью у нас в РБ обычно работают: производство, торговля, сфера услуг? Продолжение вопроса: если кредиты будут невостребованны предприятиями, то как банки отдадут деньги вкладчикам? Или это будут деньги из "свеже-напечатанных"? (что приведёт к инфляции). Как долго можно "держать" высокую процентную ставку без негативных последствий? Спасибо за внимание.
Вы правы -- уровень рентабельности в среднем по экономике существенно ниже, чем уровень процентных ставок по кредитам. К примеру, за 2011 год рентабельность реализованной продукции составила 13.2%, и это значительно меньше, чем ставки, по которым предприятия могут получить кредит в банке.
В этой ситуации для предприятий большинства отраслей обслуживание кредитов, безусловно, становится весьма обременительным. Но здесь достаточно принципиальна разница, идет ли речь о вновь выдаваемых кредитах, или же о кредитах, выданных в докризисный период.
Если предприятие получило кредит в белорусских рублях до или во время кризиса 2011 года, основной долг в его реальном выражении значительно обесценился. По этой причине высокие проценты по таким кредитам можно рассматривать как своего рода компенсацию потерь банка. В этом случае для предприятий нагрузка по обслуживанию кредитов в реальном выражении может оказаться выше изначально запланированной, только если период чрезмерно высоких процентных ставок в реальном выражении окажется достаточно длительным. Но учитывая, что выигрыш предприятий от обесценения основной суммы долга в прошлом году был довольно существенным (для большинства отраслей реальные процентные ставки по кредитам были отрицательными и в среднем за 2011 год составляли от -30 до -40% годовых), то проблема с погашением старых (докризисных) кредитов вряд ли может стать массовой в обозримом будущем.
С точки зрения получения новых кредитов по высоким процентным ставкам проблем на первый взгляд больше. Хотя бы потому, что подавляющее большинство предприятий сегодня не могут позволить себе получить кредит на рыночных условиях. Но важный положительный момент состоит в том, что дороговизна новых кредитов может рассматриваться как своего рода встроенный механизм "естественного отбора" наиболее перспективных предприятий. Одним из следствий прошлогодней девальвации стало то, что многие экспортоориентированные предприятия по-прежнему в состоянии обслуживать кредиты даже по столь высоким ставкам. А перераспределение ресурсов в пользу экспортоориентированных предприятий достаточно важно с точки зрения устранения макроэкономических дисбалансов. Именно эти предприятия становятся в последние полгода основными заемщиками.
Впрочем, на фоне постепенного укрепления реального обменного курса белорусского рубля (скажем, по сравнению с августом 2011 года) возможности экспортеров по обслуживанию дорогих кредитов также снижаются. Следовательно, мы можем говорить о том, что со стороны реального сектора есть предпосылки для уменьшения процентных ставок. Проблема заключается в том, что к этому должны быть готовы и вкладчики. Ведь если они не захотят держать средства на депозитах по более низким ставкам, у банков не будет средств на выдачу кредитов. Таким образом, мы возвращаемся к инфляционным ожиданиям населения.
В случае, если инфляционные ожидания будут снижаться, особых проблем с уменьшением процентных ставок не возникнет. Если же инфляционные ожидания будут оставаться высокими, то возможно несколько вариантов развития событий. Один из них -- сохранение ставок на высоком уровне. Но ключевой проблемой в этом случае будет не столько погашение кредитов (хотя в некоторой мере и эта проблема актуализируется), а очень небольшое количество предприятий, способных взять кредит, как следствие -- снижение темпов роста выпуска и депрессивное состояние реального сектора экономики.
Другим вариантом развития ситуации при сохранении высоких инфляционных ожиданий является сохранение умеренного тренда на снижение процентных ставок по рублевым инструментам, но при этом проведение относительно консервативной эмиссионной политики Национальным банком. В этом случае весьма вероятно существенное увеличение финансовой долларизации, то есть дальнейший рост доли кредитов и депозитов в иностранной валюте. В краткосрочном периоде это не самый плохой вариант, поскольку он позволит достаточно быстро стабилизировать все функции финансового посредничества в масштабе национальной экономики. Но с точки зрения долгосрочного развития он является существенным препятствием, поскольку сфера обращения национальной валюты существенно сузится, возможности Нацбанка по проведению автономной монетарной политики будет ограничены, а зависимость национального кредитно-депозитного рынка от внешних шоков существенно возрастет.
Наконец, еще одним вероятным вариантом развития событий является снижение процентных ставок, сопровождаемое, с одной стороны, ощутимыми эмиссионными вливаниями ликвидности в банковскую систему Национальным банком, а с другой стороны, административными шагами по сдерживанию инфляции. В краткосрочном периоде (например, по итогам 2012 года) и такой сценарий может оказаться относительно эффективным, однако он несет в себе существенные риски для последующих периодов, поскольку формирует инфляционный потенциал и другие макроэкономические диспропорции, влияние которых проявится в будущие периоды.
Вопрос от пользователя tcsonvitra t : Уменьшение ставки рефинансирования с одной стороны положительно сказывается на кредитной политике государства, но будет происходить отток рублевых депозитов (в принципе уже начался). Вопрос - чем будем покрываться разница и финансировании таких программ как льготное кредитование жилья? Если включить станок, это приведет к росту инфляции, и все опять вернется на год назад.
Одним из последствий кризиса прошлого года стало то, что экономические власти решили существенно ограничить объем кредитования государственных программ. В частности, прогноз социально-экономического развития на текущий год ограничивает объем эмиссионного кредитования госпрограмм суммой 7 трлн белорусских рублей. Под эмиссионным финансированием госпрограмм подразумевается размещение Министерством финансов на депозитах в банках (в 2012 году, в первую очередь, в Банке развития) соответствующей суммы из остатков средств бюджета за предыдущие периоды. Для примера, за 2011 правительство разместило в банках по подобной схеме более 17 трлн рублей, большая часть из которых на начало 2012 года была переоформлена в качестве вкладов государства в уставные фонды Беларусбанка и Белагропромбанка.