Белорусскую нефтяную трубу Москва купит по дружбе
Правительство Беларуси надеется выгодно сбыть с рук нефтепроводы. Их продажа — лишь вопрос времени, заявил недавно первый вице-премьер Владимир Семашко. Между тем, по мнению экспертов, наиболее выгодное для такой сделки время упущено. После того как Россия, единственный реальный покупатель нефтепроводной системы Беларуси, стала прокладывать в обход альтернативный трубопровод БТС-2, цена белорусской трубы резка упала. Сегодня она нужна Москве прежде всего из геополитических соображений.
Общаясь с журналистами во время рабочей поездки по Минской области, Владимир Семашко отметил: в России появилась Балтийская трубопроводная система (БТС), мощности белорусских нефтепроводов загружены не полностью, и следует подумать, как эффективно их использовать.
По словам первого вице-премьера, у правительства «есть разные мысли» относительно продажи нефтепроводов и «всякие идут переговоры», хотя «серьезной проработки» вопроса пока нет.
«Но я думаю, что это — вопрос времени», — сказал Семашко, подчеркнув, что покупателями могут быть не только россияне.
Как считают эксперты, последняя реплика — скорее, для красного словца, поскольку вряд ли белорусская нефтяная труба может заинтересовать кого-нибудь еще.
Строительство магистрального нефтепровода «Дружба», пролегающего через территорию Беларуси, велось еще во времена СССР. Изначально он был рассчитан на российскую нефть, поэтому сложно представить, что его владельцем может стать кто-то помимо российской компании «Транснефть», полагают аналитики.
По территории Беларуси проходят две ветки нефтепровода «Дружба». Оператором северной является ОАО «Полоцктранснефть Дружба». По этому маршруту нефть поставляется на Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод «Нафтан».
По южной ветке, которой управляет ОАО «Гомельтранснефть «Дружба», нефть поступает на Мозырский НПЗ и идет транзитом в Европу. Транзит нефти в европейские страны через Беларусь ранее составлял порядка 75-80 млн. тонн в год.
Как отмечают экономисты, продажа нефтепроводов могла бы стать очень выгодной сделкой для Беларуси. Своевременная продажа, подчеркивают они.
В свое время республиканское унитарное предприятие (РУП) «Гомельтранснефть «Дружба» и Новополоцкое РУП по транспорту нефти «Дружба» были включены в перечень стратегических объектов, не подлежащих приватизации.
Указ об акционировании госпредприятий по транспортировке нефти Александр Лукашенко подписал лишь в июне 2010 года, спустя почти два года после того, как Россия озвучила свое решение построить Балтийскую трубопроводную систему (БТС) в качестве альтернативы трубопроводу «Дружба».
Проект БТС существенно сбил цену белорусских нефтепроводов, считают эксперты. Впрочем, цена эта до сих пор не названа, хотя ранее чиновники заявляли о планах завершить оценку нефтетранспортных предприятий к маю 2011 года.
Еще в феврале 2010 года председатель Государственного комитета по имуществу Георгий Кузнецов признал: «Нефтепровод «Дружба» надо приватизировать, и, может быть, мы уже опоздали. Были такие моменты, когда были желающие. Но сейчас вы видите, что происходит на нефтяном рынке. Если труба будет пустая и по ней не будет нефть качаться, то это просто кусок железа в земле закопан».
Сегодня продажа нефтетранспортных предприятий выглядит достаточно реальной, считает экономический обозреватель Татьяна Манёнок.
Она напомнила недавнее заявление вице-премьера Сергея Румаса о том, что нефтепровод «Дружба» может быть включен в перечень приоритетных приватизационных проектов 2012 года, который в ближайшее время должен быть утвержден президентом Лукашенко.
Как известно, от продажи таких предприятий правительство рассчитывает получить 2,5 млрд. долларов, что является одним из условий предоставления кредита Антикризисного фонда ЕврАзЭС.
По словам Манёнок, Россию в первую очередь интересует южная ветка «Дружбы».
«Новополоцкая ветка с 29 июля 2006 года полностью потеряла транзит российской нефти после того, как были остановлены поставки нефти в направлении Литвы. А поставки в направлении Латвии прекратились еще 1 января 2003 года», — напомнила эксперт.
Манёнок также напоминает, что в скором времени Россия планирует запустить в эксплуатацию БТС-2.
«И хотя российская «Транснефть» ранее заявляла, что она после запуска новой трубы сохранит объем транзита по гомельской «Дружбе», сам факт строительства БТС-2 во многом обесценил стоимость белорусской нефтетранспортной системы, — говорит аналитик. — К тому же в случае запуска второй очереди БТС у России не останется другого выхода, кроме как забрать еще часть нефти из белорусской «Дружбы», в результате чего упадет транзит через белорусскую территорию».
Таким образом, считает Татьяна Манёнок, можно предположить, что белорусская сторона учла эти обстоятельства и готова продать «Дружбу».
Можно также допустить, что при продаже нефтепроводов Минск потребует от России гарантий их загрузки, как в случае с продажей ОАО «Белтрансгаз».
Что касается стоимости сделки, то эксперт подчеркивает: если при продаже «Белтрансгаза» цена включала политическую составляющую (плату за комфортный запуск Единого экономического пространства), в случае с «Дружбой» не факт, что Москва согласится переплачивать за трубу. Хотя Минск на это явно рассчитывает, добавила Манёнок.
Аналитики сходятся во мнении, что, несмотря на строительство Россией обходных нефтепроводов, две белорусские трубы нужны Москве в первую очередь для полного контроля за транзитом своей нефти.
«Это даст России уверенность в себе. Обходные пути могут быть страховыми, гарантийными. Если в своих руках есть что-то более дешевое (в данном случае нефтепроводы «Дружба»), то можно пользоваться и этим», — полагает экономист Лев Марголин.
Он убежден в том, что продажа отечественных НПЗ россиянам — тоже вопрос времени. «Тогда вся эта система будет в одних руках, в данном случае — российских», — добавил эксперт.
К слову, 50% госпакета акций НПЗ «Нафтан» уже находятся под залогом, и не исключено, что уже в нынешнем году вопрос о продаже этого предприятия встанет ребром.
В ноябре минувшего года Сбербанк РФ и Евразийский банк развития подписали в Минске договор о предоставлении ОАО «Беларуськалий» синдицированного кредита на общую сумму 1 млрд. долларов.
Известно, что кредит выделен под экспортные контракты «Беларуськалия» и под залог контрольного пакета акций «Нафтана». Подробности предоставления кредита официально не сообщались, однако эксперты не исключают, что в случае крайнего сценария акции новополоцкого НПЗ могут перейти в собственность кредиторов.
Также известно, что российские нефтяные компании после двухлетнего перерыва вернулись к давальческой переработке нефти на белорусских НПЗ. Это, безусловно, повышает инвестиционную привлекательность заводов.
Передача России стратегических объектов отечественной экономики говорит об отсутствии у правительства долгосрочной стратегии, считает белорусский экономист Александр Синкевич.
«Верх мечтаний действующего правительства — продажа «за бутерброд» стратегических предприятий, обеспечивающих национальную безопасность. Ради быстрого пополнения бюджета власть готова отказаться от немногочисленных прибыльных объектов, которыми к тому же довольно хлопотно управлять», — говорит экономист.
Так или иначе, но перспектива концентрации в руках Москвы важных инструментов влияния на экономическую безопасность Беларуси вызывает у независимых экспертов определенную тревогу.
Став стопроцентным владельцем компании «Белтрансгаз», Россия в лице «Газпрома» уже получила полную власть над национальной газопроводной системой. Велика вероятность аналогичного развития ситуации в нефтяной сфере.
Если это произойдет и вся энергетическая отрасль Беларуси окажется под управлением «большого брата», говорить о суверенитете государства можно будет лишь условно, считают независимые аналитики.
Ирина ЛЕВШИНА