Реальный сектор. Приватизация: по-честному или по-белорусски?
22.02.2012 11:57
—
Новости Экономики
Реальный сектор. Приватизация: по-честному или по-белорусски?
Партнер рубрики |
Мои последние статьи вызвали и деловую реакцию со стороны "Белжелдорпроекта", и негативную реакцию некоторых экспертов на мое замечание, что номенклатурная приватизация в республике идет и что продажа "Белвара" выглядит неоднозначно с точки зрения уголовного права.
История одной приватизацииНу что же, рассмотрим продажу "Белвара" "Амкодору" поподробнее. Только как пример, поскольку, судя по моей почте, пример этот не единичный.
Некогда крупнейшее приборостроительное предприятие республики с начала 90-х попало в тяжелое положение, поскольку его основная продукция военного назначения оказалась не востребована. Удалось сохранить лишь небольшое производство измериловки и, ранее вспомогательное и ставшее основным, производство электробытовых товаров. Численность работающих упала с советских 15 000 человек до сегодняшних 1000. Естественно, образовались и лишние площади, и лишние мощности.
Новое руководство тогда выбило достаточно значительные кредиты под модернизацию производства и освоение новой продукции. И в это же время, в совершенно темной истории, неким белорусским ООО у предприятия было изъято 5 млн долларов, что погрузило его на 10 лет в пучину долгов. (С производства мясорубок такие суммы вернуть трудно). Этот факт никогда не расследовался, хотя я лично предоставлял документы в Следственный комитет. Достоверность выводов, сделанных по результатам проверки предприятия КГК, вызывает сомнение (про эти проверки неоднократно писала даже "Советская Белоруссия").
По моим данным, к 2006 году, за счет своих средств и продажи части корпусов, предприятие погасило долги перед банками, стабилизировало работу и даже понемногу начало модернизировать и продукцию, и производственные мощности (ранее все деньги уходили на погашение долгов). Подчеркну: сегодня долгов предприятие не имело, сбыт в России имело стабильный. Трудно, но жили. В этот момент его и продали "Амкодору". И как продали!
На 01.01.2011 балансовая стоимость предприятия составляла около 60 млрд рублей (чуть меньше 20 млн долларов). Практика продажи корпусов показала, что рыночная стоимость корпусов в среднем в 10 раз выше балансовой. Оценка не проводилась, но из вышеизложенного следует, что рыночная стоимость предприятия составляла не менее 40 млн долларов.
Предприятие было продано за 315 млн руб. (около 40 тыс. долларов). Столько в рыночных ценах стоит проходная "Белвара". Цифра была определена из оценки предприятия в рублях на 01.01.1996 (!!!) при формировании уставного фонда ОАО без всякой индексации. Наличие сформированного предприятием дополнительного фонда было проигнорировано.
Дополнительным обязательством ОАО "Амкодор" явилось его обязательство проинвестировать купленное предприятие на сумму 5-10 млрд руб. (0,6–1,2 млн долларов). Таким образом, получив в "подарок" от государства 30 млн долларов, "Амкодор" всего лишь обязался из этих сумм проинвестировать уже свое собственное предприятие на 1 млн. Круто!
Не знаю, как сейчас, но когда я в последний раз был на ОАО "Амкодор", доля государства в его акционерном капитале составляла около 15%. Так что часть "подарка" (3-4 млн долларов) государству, возможно, возвращается в виде роста стоимости его акций на ОАО "Амкодор". Остальное достается частным акционерам. И общие убытки государства от этой "операции" составят около 25 млн долларов.
Конечно, содержать "Белвар" в том виде, как он существовал, было не по-хозяйски. Существовали как минимум два варианта его реформирования: цивилизованный и логичный. По цивилизованному варианту требовалось выделить из него "живые" производства в дочерние предприятия, перевести туда по максимуму людей, передать минимум площадей. А потом головное производство, уже "пустое", обанкротить. Имущество распродать.
Логичный вариант должен был исходить из наличия в Минске массы родственных госпредприятий со свободными площадями и недостаточными объемами производства. Требовалось передать им живые производства с вывозом. Например, остатки "измериловки" и ЗВТ – НИПИ, бытовую электротехнику – "Эталону" или "Термопласту". Метрологию и некоторые участки – НАН. А пустой завод уже банкротить и распродавать. Профинансировать операцию и переезд из выручки за корпуса. И производства сохранили бы, и государство бы получило нормальные деньги.
Были и цивилизованные варианты помощи "Амкодору". Помогать ему надо, предприятие ведет большую инвестиционную программу модернизации, и свободных денег у него маловато. А его работа для страны существенна. Можно было передать ему часть площадей и незадействованного оборудования (по реальной стоимости) как взнос государства в капитал под дополнительную эмиссию акций.
Так что варианты были. Это не случай с небольшим "убитым" предприятием в глубинке, где трудно найти инвестора и где, возможно, есть смысл продавать его за 1 базовую величину. Это – центр Минска, где покупатель на корпуса всегда найдется.
Судя по почте, такие примеры по республике не единичны. По Минску часто как примеры номенклатурной приватизации называют "Мотовело" и "Луч". Но данные закрыты, хотя, с моей точки зрения, такие операции должны быть публичны. Пример из почты. В Бобруйске. Инвестор хотел купить предприятие за 5 млн долларов. Ему выставили счет на 15 млн долларов. Инвестор не согласился и ушел. Тогда предприятие продали "своему хлопцу" за 1,5 млн долларов. Не имею возможности перепроверить цифры, потому предприятие не называю Что стоят после этого публичные заявления наших руководителей? И, может, и у нас пора организовать сайт "белраспил"? А то наша номенклатура всерьез уверена, что государство находится в ее частной собственности.
Кстати, насчет идеологов. Речь о сервилизме нашего официоза. Несколько лет назад взахлеб ругали "Белвар", что продал корпуса слишком дешево. Всего в 10 раз дороже балансовой стоимости. А сегодня восхваляют мудрость руководства, продавшего предприятие в 500 раз дешевле той же балансовой стоимости. Совести не хватило хотя бы промолчать.
Партнерство по правилам
Однако все это, скорее, лирика. Эмоциональное восприятие действительности. Реальная проблема, вскрытая приведенным примером – отсутствие в стране системы объективной оценки стоимости предприятий. В рыночной экономике, с ее непрерывными перетоками капиталов, это недопустимо. Всегда какие-то предприятия будут развиваться быстрее, и им потребуется дополнительно площади и мощности. И на каких-то предприятиях, то ли вследствие технического прогресса, то ли при изменении спроса будут образовываться свободные мощности. Сегодня на одних предприятиях это сдерживает рост, на других – снижает их экономическую эффективность. Механизмы перераспределения нужны, и они должны быть простые, ясные и подлежащие расчету. И запускаться не решением президента, а в рабочем порядке. Должна существовать не допускающая вольных трактовок методика расчета (и регулярной переоценки) капитализации предприятий с участием госкапитала. Нужно провести ревизию предприятий, сформировать базу данных. Что-то списать, что-то уценить – и подвести черту под прошлым.
Это позволит отказаться от архаичной совковой системы управления промышленностью через громоздкие и неэффективные министерства и концерны. Не может небольшое государство управлять отраслями. Но наше государство обязано управлять государственным капиталом. Именно как капиталом. Который в любой момент может быть превращен в деньги и проинвестирован в другом конце страны. Если там принесет государству больший доход. Представителем государства на предприятии с госкапиталом должен быть не чиновник, а бухгалтер или экономист из Госимущества, ответственный за сохранение и умножение государственного капитала. И только. Тогда и приватизация из источника коррупции превратится в реальный механизм взаимодействия частного и государственного капитала. Но к этой, большой теме, мы еще вернемся несколько с другой стороны.
Пример неэффективного отраслевого управления в промышленности можно увидеть на ситуации с системами железнодорожной автоматики.
В целом Белорусская железная дорога – организация эффективная и авторитетная на просторах СНГ. Но это не значит, что там нет проблем.
В одной из предыдущих статей я упомянул "Белжелдорпроект" как виновника срыва потенциального контракта на участие белорусских предприятий в модернизации железных дорог Казахстана. Поскольку технический уровень применяемого белорусами оборудования заказчика не устроил, и генеральный подряд достался французскому Alstom.
На самом деле информация, полученная из казахских источников, оказалась не совсем точной.
"Белжелдорпроект", работая в разных странах постсоветского пространства, закладывает в проекты автоматику по пожеланиям заказчика. Так, для Азербайджана закладывали достаточно современную автоматику фирмы Bombardier. Но для БелЖД, согласно пожеланиям заказчика, в проекты закладывалась чешская разработка. По виду плат – разработка 70-х годов. По сведениям разработчиков, основными причинами такого выбора были дешевизна и возможность участия в производстве небольшого ведомственного завода (возможности которого очень ограничены).
Работа с крупными казахскими заказчиками имеет свою специфику. Как правило, они требуют показать технику в работе. Предпочитают технику пусть не самую передовую, но проверенную в эксплуатации. И уж конечно, одного взгляда их специалиста на этот чешский раритет было достаточно, чтобы переговоры и не начинались.
Впрочем, и новейшая разработка БелГУТ тоже не выглядит достаточно продвинутой. А ведь в Беларуси работают, и работают успешно, десятки фирм, способных производить такого рода технику на самом высоком уровне. В том числе выступающие субподрядчиками в железнодорожных проектах в Германии, России. Однако настоятельное желание руководства БелЖД замкнуть все работы у себя в системе в современном мире – уже гарантия отставания.
Это тем более обидно, что на территории постсоветского пространства объемы работ по модернизации и автоматизации железнодорожной сети будут только расти. Авторитет белорусских железнодорожников, неплохие производства исполнительных механизмов позволяют рассчитывать получать приличные заказы. Но в современной технике автоматика – лицо проекта. И с таким "чешским" лицом получить серьезные заказы будет проблематично. А это – очень перспективное направление экспорта и комплектации, и услуг.
Организация взаимодействия частного и государственного капиталов для нашей страны – проблема важнейшая. Не являются решением ни массовая приватизация (тем более – в варианте "Белвара"), ни замыкание госсектора внутри себя. Но пока решение этой проблемы идет трудно.
Обращаем ваше внимание, что мнение автора может не совпадать с мнением редакции TUT.BY.
Партнер рубрики:
FOREX CLUB - брокер для частных инвесторов с 1997 года