Борьба за рынок розничной торговли перекинулась в регионы
29.01.2012 13:25
—
Новости Экономики
Борьба за рынок розничной торговли перекинулась в регионы
В розничной торговле возобновились процессы передела рынка в пользу крупного бизнеса. После прошлогодних скандалов, связанных с вытеснением предпринимателей из торговых центров столицы, проблема устранения конкурентов, правда, в иной форме, перекинулась в регионы. По мнению владельцев небольших и средних торговых объектов, крупные торговые сети начали зачищать региональный рынок путем демпинга.
Малый бизнес не первый год критикует власти за проведение в отношении него деструктивной политики и обвиняет в лоббировании интересов крупного бизнеса — гипермаркетов и торговых сетей. На взгляд экспертов, сегодня идет активное перераспределение объема товарооборота в пользу крупных торговых предприятий.
"При таком подходе через пять лет доля ИП и ЧУП в розничном товарообороте снизится до 5-7%", — не исключает председатель РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко.
Поэтому, убеждены представители малого бизнеса, сегодня крупные игроки вольготно себя чувствуют и могут без особых проблем подстраивать рынок ритейла под свои интересы. По словам директора нескольких торговых объектов в Минске, такая картина сегодня наблюдается в некоторых регионах.
Как рассказал источник, крупные торговые сети — кто более активно, кто менее — еще с конца прошлого года начали открывать торговые точки в регионах. Причем, они не строят новые торговые площади, а берут уже существующие в аренду у менее удачливых предпринимателей. В связи со снижением потребительского спроса представители малого бизнеса охотно и активно отдают свои магазины в аренду, а в некоторых случаях и продают. Крупные ритейлеры при этом благополучно решают вопрос сокращения издержек по развитию сети в регионах. Ведь у них практически отпадает необходимость нести затраты по созданию торговых объектов.
"Получив торговые площади, сети начали демпинговать на местном рынке, поставляя товары в течение нескольких месяцев по ценам ниже, чем у конкурентов, на 20-30%. При тех объемах выручки, что есть у крупных сетей, они могут себе позволить реализовывать товар по демпинговым ценам. Но для многих субъектов предпринимательства в малых городах в краткосрочной перспективе это означает разорение. Там и так невысокие выручки в связи с низким уровнем доходов населения. А такая ценовая политика крупной сети будет означать закрытие бизнеса", — уверен собеседник Naviny.by.
По его словам, в России законодательно запрещено продавать товары в розницу по ценам ниже, чем другие конкуренты могут купить товар оптом, а также при отклонении цены от рыночной на 20%. "У нас похожая норма только появились в разрабатываемом проекте закона о торговле. А пока такие методы устранения конкурентов считаются законными", — отметил представитель мелкой розницы.
Крупные сети, между тем, разорив мелкую торговлю путем демпинга и тем самым зачистив рынок, после этого могут спокойно поднять цены. "Кроме того, у них есть все основания потребовать от производителей снижения отпускных цен, так как конкурентов по сути, не останется", — отмечает собеседник.
Однако крупные ритейлеры с выдвигаемыми в их адрес обвинениями не согласны. По их словам, проводимая ценовая политика никак не подпадает под понятие демпинг. Реализовывать товар по более низким ценам им позволяет четко налаженная система поставок, удачно продуманная логистика, гибкая система скидок на товар со стороны производителей благодаря большим объемам закупок. По словам крупных ритейлеров, это конкурентные преимущества, а не демпинг.
Но это уничтожающая конкуренция, парируют представители малого бизнеса. По их мнению, при наличии качественного антимонопольного законодательства подобных проблем не возникало бы.
"Но у нас до сих пор четко не сформулировано понимание монополии, ее недобросовестных методов, понимание недобросовестной конкуренции. И я не исключаю, что принятие антимонопольного законодательства сдерживается в том числе и представителями крупного бизнеса, которых можно отнести к монополистам. Ведь как-то не логично, что государство за всё со всех спрашивает по всей строгости, а в вопросе создания нормального антимонопольного законодательства и антимонопольного органа проявляет подозрительную медлительность", — отмечает собеседник Naviny.by.
Дальше, по его словам, ситуация для малого бизнеса, занятого в розничной торговле, может лишь ухудшиться. "Сейчас бизнес-среду у нас формируют малый и средний бизнес благодаря взаимодействию с государством. Крупный бизнес в это дело, как правило, не лезет. Ему достаточно того, что он решает вопросы не по закону, а по понятиям. Однако есть опасения, что скоро ситуация изменится. Не без оснований можно прогнозировать, что крупный бизнес скоро начнет формировать под себя законодательную базу", — заявил представитель розницы.
В России, отмечает собеседник, именно так и происходит. "Крупный российский бизнес формирует деловую среду, отдавая много денег на подготовку законов. По некоторым данным, затраты крупного бизнеса на один законодательный акт составляют от 1 млн долларов. Нельзя исключать, что и наш крупный бизнес может таким образом формировать законодательную базу под свои интересы", — отметил собеседник.
Малый бизнес не первый год критикует власти за проведение в отношении него деструктивной политики и обвиняет в лоббировании интересов крупного бизнеса — гипермаркетов и торговых сетей. На взгляд экспертов, сегодня идет активное перераспределение объема товарооборота в пользу крупных торговых предприятий.
"При таком подходе через пять лет доля ИП и ЧУП в розничном товарообороте снизится до 5-7%", — не исключает председатель РОО "Перспектива" Анатолий Шумченко.
Поэтому, убеждены представители малого бизнеса, сегодня крупные игроки вольготно себя чувствуют и могут без особых проблем подстраивать рынок ритейла под свои интересы. По словам директора нескольких торговых объектов в Минске, такая картина сегодня наблюдается в некоторых регионах.
Как рассказал источник, крупные торговые сети — кто более активно, кто менее — еще с конца прошлого года начали открывать торговые точки в регионах. Причем, они не строят новые торговые площади, а берут уже существующие в аренду у менее удачливых предпринимателей. В связи со снижением потребительского спроса представители малого бизнеса охотно и активно отдают свои магазины в аренду, а в некоторых случаях и продают. Крупные ритейлеры при этом благополучно решают вопрос сокращения издержек по развитию сети в регионах. Ведь у них практически отпадает необходимость нести затраты по созданию торговых объектов.
"Получив торговые площади, сети начали демпинговать на местном рынке, поставляя товары в течение нескольких месяцев по ценам ниже, чем у конкурентов, на 20-30%. При тех объемах выручки, что есть у крупных сетей, они могут себе позволить реализовывать товар по демпинговым ценам. Но для многих субъектов предпринимательства в малых городах в краткосрочной перспективе это означает разорение. Там и так невысокие выручки в связи с низким уровнем доходов населения. А такая ценовая политика крупной сети будет означать закрытие бизнеса", — уверен собеседник Naviny.by.
По его словам, в России законодательно запрещено продавать товары в розницу по ценам ниже, чем другие конкуренты могут купить товар оптом, а также при отклонении цены от рыночной на 20%. "У нас похожая норма только появились в разрабатываемом проекте закона о торговле. А пока такие методы устранения конкурентов считаются законными", — отметил представитель мелкой розницы.
Крупные сети, между тем, разорив мелкую торговлю путем демпинга и тем самым зачистив рынок, после этого могут спокойно поднять цены. "Кроме того, у них есть все основания потребовать от производителей снижения отпускных цен, так как конкурентов по сути, не останется", — отмечает собеседник.
Однако крупные ритейлеры с выдвигаемыми в их адрес обвинениями не согласны. По их словам, проводимая ценовая политика никак не подпадает под понятие демпинг. Реализовывать товар по более низким ценам им позволяет четко налаженная система поставок, удачно продуманная логистика, гибкая система скидок на товар со стороны производителей благодаря большим объемам закупок. По словам крупных ритейлеров, это конкурентные преимущества, а не демпинг.
Но это уничтожающая конкуренция, парируют представители малого бизнеса. По их мнению, при наличии качественного антимонопольного законодательства подобных проблем не возникало бы.
"Но у нас до сих пор четко не сформулировано понимание монополии, ее недобросовестных методов, понимание недобросовестной конкуренции. И я не исключаю, что принятие антимонопольного законодательства сдерживается в том числе и представителями крупного бизнеса, которых можно отнести к монополистам. Ведь как-то не логично, что государство за всё со всех спрашивает по всей строгости, а в вопросе создания нормального антимонопольного законодательства и антимонопольного органа проявляет подозрительную медлительность", — отмечает собеседник Naviny.by.
Дальше, по его словам, ситуация для малого бизнеса, занятого в розничной торговле, может лишь ухудшиться. "Сейчас бизнес-среду у нас формируют малый и средний бизнес благодаря взаимодействию с государством. Крупный бизнес в это дело, как правило, не лезет. Ему достаточно того, что он решает вопросы не по закону, а по понятиям. Однако есть опасения, что скоро ситуация изменится. Не без оснований можно прогнозировать, что крупный бизнес скоро начнет формировать под себя законодательную базу", — заявил представитель розницы.
В России, отмечает собеседник, именно так и происходит. "Крупный российский бизнес формирует деловую среду, отдавая много денег на подготовку законов. По некоторым данным, затраты крупного бизнеса на один законодательный акт составляют от 1 млн долларов. Нельзя исключать, что и наш крупный бизнес может таким образом формировать законодательную базу под свои интересы", — отметил собеседник.