Налоговый кодекс в 2012 году: подводные камни и новые возможности
12.01.2012 14:41
—
Новости Экономики
Налоговый кодекс в 2012 году: подводные камни и новые возможности
Очередные изменения в Налоговый кодекс вступили в силу в Беларуси с 1 января 2012 года. Кроме того, были опубликованы изменения, которые вступят в силу в будущем. Всего в НК внесено более двухсот изменений, ряд из которых могут серьезно повлиять на работу субъектов хозяйствования. Специалисты СООО "Эрнст энд Янг Юридические услуги" помогали TUT.BY разобраться, какие изменения могут быть особенно важны для белорусских организаций, какие сделки могут вызвать повышенное внимание налоговых органов, и как воспользоваться новыми возможностями, прописанными в НК.
Правила контроля за трансфертным ценообразованием
С 2012 года в Беларуси вступают в силу правила контроля за трансфертным ценообразованием (ст 30-1 НК). При этом налоговые органы наделяются правом сопоставлять цены, применяемые в некоторых сделках, с рыночными ценами, и в случае обнаружения расхождений корректировать налоговую базу для налога на прибыль, если это приведет к увеличению данного налога. При этом плательщик может самостоятельно до проведения налоговыми органами выездной проверки произвести корректировку налоговой базы по налогу на прибыль.
В перечне сделок, в которых цены могут быть проверены:
- реализация недвижимого имущества, если цена сделки отклоняется в сторону понижения более чем на 20 процентов от рыночной цены на дату реализации недвижимого имущества;
- осуществление внешнеторговой деятельности (включая сделки, стороной которой является взаимозависимое лицо), если цена сделки (сделок с одним лицом) превышает в течение одного календарного года 20 млрд белорусских рублей на дату приобретения или реализации товара и цена такой сделки отклоняется более чем на 20% от рыночной цены.
Налоговый кодекс устанавливает, что рыночные цены, используемые для контроля за трансфертным ценообразованием, должны были быть применены в сделках с сопоставимыми условиями. То есть необходимо учитывать количество поставляемых товаров, их качественные характеристики, сроки исполнения обязательств, условия платежей, условия поставки, обычно применяемые в сделках этого вида, а также другие условия, которые могут оказывать влияние на цены. Условия сделок признаются сопоставимыми, если различие между ними либо существенно не влияет на цену товаров, либо может быть учтено с помощью поправок.
Согласно НК процедура корректировки налоговой базы по налогу на прибыль налоговым органом выглядит следующим образом:
1) сначала он производит сопоставление условий анализируемой сделки с информацией о рыночных ценах на идентичные товары, которой он располагает и которая соответствует требованиям ст. 30-1 НК РБ.
Налоговые органы для сопоставления цены сделок с рыночными могут последовательно использовать определенные источники информации. Например, первым источником является информация о ценах на биржевых торгах на идентичные товары в Беларуси.
2) затем, при отсутствии такой информации, налоговым органом используются методы, перечисленные в ст. 30-1 НК.
Первым применяется метод по цене сделки с идентичным (однородным) товаром. Метод предусматривает сопоставление цены сделки с ценами на товары, находящимися в пределах диапазона рыночных цен.
Если указанный метод неприменим, то используется метод цены последующей реализации, когда рыночная цена определяется как разница между ценой, по которой товары перепроданы покупателем, и затрат, понесенных покупателем при перепродаже (без учета цены, по которой товар был приобретен) и продвижении товаров на рынок, а также обычной прибыли покупателя при его дальнейшей перепродаже.
В качестве третьего метода, применяется так называемый затратный метод. В этом случае рыночная цена определяется как сумма произведенных затрат и обычной для данной деятельности прибыли (рентабельности). При этом учитываются обычные для подобной деятельности затраты на производство и (или) реализацию товаров, на транспортировку, страховку, хранение и иные подобные затраты.
Электронное декларирование (ст. 63 НК)
Плательщики, у которых среднесписочная численность работников за предшествующий календарный год превышает 50 человек, обязаны представлять в налоговые органы декларации по установленным форматам в виде электронного документа.
Пени (ст. 52 НК)
Расчет пени за каждый день просрочки платежа будет определяться с учетом 1/360 ставки рефинансирования, действовавшей не на день исполнения налогового обязательства, а в соответствующие периоды неисполнения налогового обязательства. При этом в НК описана формула, по которой происходит расчет пени.
Налог на прибыль
Ставка налога снижается с 24% до 18% (ст. 142 НК). Отменена льгота на финансирование капитальных вложений. Плательщикам, применяющим метод расчета текущих платежей исходя из результатов прошлого периода, разрешено в течение года перейти на расчет платежей исходя из планируемой прибыли (п. 3-2 ст. 143 НК).
Амортизационная премия (включение части первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов в затраты) (пп. 2.6. ст. 130 НК)
Организации наделены правом включать в затраты, учитываемые при налогообложении, часть первоначальной стоимости основных средств и нематериальных активов в пределах 10% по зданиям и сооружениям, 20% - по машинам и оборудованию, транспортным средствам и нематериальным активам, за некоторым исключением. В случае включения части первоначальной стоимости в затраты амортизация для целей налогообложения рассчитывается исходя из стоимости этих объектов за вычетом части первоначальной стоимости, включенной в затраты. При продаже, передаче в аренду или безвозмездное пользование этих основных средств и нематериальных активов ранее трех лет с момента принятия к бухгалтерскому учету, придется включить в налогооблагаемую базу для налога на прибыль и ту часть первоначальной стоимости, которая сразу была отнесена на затраты.
Правила недостаточной капитализации (ст. 131-1 НК) – ст. 2013 года
В соответствии с вводимыми правилами для белорусских организаций ограничена сумма процентов, которая может быть включена в затраты, учитываемые при налогообложении, если проценты относятся к контролируемому долговому обязательству, превышающему соотношение между долгом и собственным капиталом организации в размере 3:1.
Контролируемым долговым обязательством является задолженность (1) перед иностранной организацией прямо или косвенно владеющей более чем 20% -ой долей белорусской организации или (2) перед белорусской организацией, являющейся взаимозависимым лицом данной иностранной организации.
Величина процентов, которую можно включить в затраты, рассчитывается путем деления суммы процентов по контролируемой задолженности на коэффициент. Коэффициент определяется как частное от деления непогашенной контролируемой задолженности без учета процентов на собственный капитал (соответствующий доле участия иностранной организации в уставном фонде белорусской организации), умноженный на три.
Ограничение сумм процентов не будет применяться к банкам, страховым организациям, лизингодателям, арендодателями.
Перенос убытков на будущее (ст. 141-1 НК РБ)
Белорусские организации имеют право переносить убытки, полученные за период (начиная с убытков за 2011 год), на прибыль будущих периодов (до 10 лет).
Сначала убытки прошлого периода переносятся по группам на прибыль текущего периода соответствующей группы. Если сумма убытка по каждой из групп операций или общая сумма убытка по всем группам операций превышает общий убыток, то сумма убытка, подлежащего переносу, для каждой группы определяется как произведение общей суммы убытка и удельного веса убытка отдельной группы в общей сумме убытка по всем группам операций.
Затем, после переноса убытка по группам операций, переносится оставшийся убыток. Для переноса убытков организации обязаны обеспечить раздельный учет выручки, затрат, внереализационных доходов и расходов по группам операций и остальным видам деятельности за период, с которого убыток переносится и периоды, на прибыль которых убыток переносится.
Ограничение на вычет отдельных расходов
Не учитываются при налогообложении расходы на организацию досуга или отдыха в ходе проведения рекламных акций, а также при проведении собраний, конференций, семинаров (пп. 1.7-1 ст. 131 НК). Однако не ясно, каким образом данные расходы будут разграничены с представительскими расходами, которые по-прежнему могут относиться на затраты в полном объеме.
Налог на добавленную стоимость
Из перечня объектов налогообложения НДС исключены обороты по прочему выбытию товаров, основных средств и нематериальных активов, неустановленного оборудования и объектов незавершенного капитального строительства.
В перечень оборотов, которые не признаются объектами налогообложения НДС, включены обороты по реализации ценных бумаг, форвардных и фьючерсных контрактов, опционов и иных аналогичных финансовых инструментов срочного рынка, за некоторым исключением. (пп. 2.25 п. 2 ст. 93 НК). Следовательно, вышеуказанные обороты не будут участвовать в распределении налоговых вычетов.
В перечень оборотов, освобождаемых от налогообложения НДС, включены обороты по реализации операций по предоставлению возмездных денежных займов (пп. 1.47 п. 1 ст. 94 НК). Следовательно, вышеуказанные обороты будут участвовать в распределении налоговых вычетов. Однако отсутствует однозначное определение возмездного денежного займа для целей налогообложения НДС. Остается не ясным порядок определения величины оборотов по реализации операций по предоставлению возмездных денежных займов, а также порядок определения налоговых вычетов, приходящихся на данные обороты.
При реализации товаров (работ, услуг) собственного производства, имущественных прав по ценам ниже их себестоимости (ч. 5 п. 3 ст. 97 НК)налоговая база определяется исходя из цены реализации таких товаров (работ, услуг), имущественных прав.
Налог на недвижимость
Расширен перечень объектов для налога на недвижимость: в него также включены машино-места (ст. 185 НК).
Исчисление и уплата налога на недвижимость по ставкам, увеличенным (уменьшенным) в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1-го января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (ч. 6 ст. 188 НК).
Изменены сроки подачи декларации и уплаты налога на недвижимость. Теперь она представляется в налоговые органы не позднее 20 марта отчетного года. Уплата налога на недвижимость производится ежеквартально не позднее 22 числа третьего месяца квартала (п. 10 ст. 189 НК).
Земельный налог
Освобождаются от земельного налога (ст. 184 НК), в частности:
· Земельные участки, предоставляемые для строительства объектов придорожного сервиса в течение периода проектирования и строительства (в пределах нормативных сроков) и в течение 2 лет с даты ввода в эксплуатацию;
· Земельные участки в границах СЭЗ, предоставленные резидентам СЭЗ, зарегистрированным с 1 января 2012 года, для строительства объектов на период проектирования и строительства этих объектов, но не более 5 лет, с даты указанной регистрации. Резиденты, зарегистрированные до 1 января 2012 года, вправе применять льготу не ранее чем с 1 января 2017 года и не более 5 лет.
Исчисление и уплата земельного налога по ставкам, увеличенным или уменьшенным в соответствии с решениями местных Советов депутатов, производятся с 1-го января года, следующего за годом, в котором соответствующее решение принято (ч.4, п.6 ст.202 НК).
К земельным участкам (их части), занятым объектами сверхнормативного незавершенного строительства, применяются ставки земельного налога, увеличенные на коэффициент 2. Исчисление и уплата земельного налога, увеличенного на коэффициент 2, по таким участкам начинается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем, в котором истек нормативный срок строительства.