ВТОрой фронт

Источник материала:  
ВТОрой фронт

Как Беларуси нарастить экспорт и отстоять интересы наших производителей?

Беларусь пока не стала членом Всемирной торговой организации. Однако после присоединения России к этой организации, которое намечено на следующий год, и нам придется работать и жить в новых условиях. К чему нужно готовиться отечественным предприятиям и рядовым гражданам? Как белорусской экономике выдержать вал мирового океана конкуренции? Эти и другие вопросы “НГ” обсудила с заведующим сектором исследований проблем внешней торговли Института экономики НАН Беларуси Дмитрием БЕРЕСНЕВЫМ.

— Дмитрий Викторович, если звезды зажигают, значит, это кому-нибудь нужно. Кто в первую очередь был заинтересован в создании Всемирной торговой организации?

— В создании ВТО в первую очередь были заинтересованы крупнейшие транснациональные компании (ТНК), в том числе из США и Великобритании. ВТО родилась в 1995 году, став правопреемницей Генерального соглашения по тарифам и торговле, подписанного еще в 1947 году. Сейчас в ВТО входят более 150 стран, еще примерно 30 государств находятся в процессе присоединения. Нормами этой организации сейчас регулируется, по некоторым оценкам, около 97 процентов глобального товарооборота. Экономика Беларуси является экспортно ориентированной. Есть такое понятие, как экспортная квота — отношение экспорта к ВВП. Среднемировой уровень этого показателя — около 30 процентов, у нас же он составляет примерно 55 процентов. Поэтому для нас очень важно, чтобы мы не наталкивались на различного рода запреты и ограничения при поставках на внешние рынки. Наша страна продолжает переговоры по вступлению в ВТО.

— Возможно, изначально в этой организации были заинтересованы конкретные ТНК, но в итоге-то выигрывают целые страны. Например, Китай вступил в ВТО еще десять лет назад. Можно ли считать, что именно благодаря этому он смог войти в тройку крупнейших экономик нашей планеты?

— Вступление в ВТО дало Китаю хороший толчок, ведь кроме того что для этой страны упростился доступ на товарные рынки других государств, в Поднебесную резко увеличился приток прямых иностранных инвестиций. По некоторым оценкам, прирост составил более 30 процентов.Однако было бы неправильно все заслуги приписать только фактору ВТО. Успех Китая на внешних рынках обусловлен в значительной степени и его агрессивной экспортной политикой, а также сознательным занижением обменного курса национальной валюты — юаня. Нужно учитывать и то, что Китай, как и ряд других стран, не во всем следует нормам ВТО, предпочитая действовать в национальных интересах. Не зря же США, страны Евросоюза и прочие государства регулярно предъявляют Пекину претензии по поводу нарушений принципа свободной торговли.

— Какие условия должна выполнить страна, чтобы стать членом ВТО? На какие плюсы можно рассчитывать и к каким негативным последствиям нужно быть готовым?

— В идеале ВТО призвана обеспечить равные права стран в доступе на рынки сбыта и прозрачность деловой среды. Главный плюс для страны, состоящей в ВТО, заключается в обязанности других членов организации предоставлять ей режим наибольшего благоприятствования в торговле. Это означает, что государство не может одним странам давать какие-то преференции, а другим — нет. Еще один положительный, но трудоемкий момент — это приведение национального законодательства в соответствие с нормами ВТО. Это намного упрощает работу предприятий-экспортеров, делает деловую среду более понятной и прозрачной. Также это стимулирует приток иностранных инвестиций, а наша страна на данный момент очень заинтересована в привлечении зарубежного капитала.Плюсом для рядового гражданина может стать приток в страну сравнительно недорогой импортной продукции. Но надо четко понимать, что, если наши товары будут вынуждены отступить под натиском зарубежных, мы можем потерять рабочие места.

 Сейчас таможенная пошлина на новый автомобиль составляет 30 процентов. После вступления России в ВТО планируется снизить ее до 25 процентов. А затем в течение семи лет уменьшить еще на 10 процентных пунктов.

Говоря про минусы, следует учитывать: если другие страны — члены ВТО откроют для нас свои рынки, то и мы должны будем обеспечить свободный доступ для их товаров. Поэтому слабые, неконкурентоспособные отечественные предприятия могут быть вытеснены с нашего рынка, что может привести к их банкротству, а значит, и увольнению работников.

— Некоторые постсоветские страны еще раньше стали членами этой международной организации. Выиграли они от этого?

— Действительно, Кыргызстан присоединился к ВТО еще в 1998 году, Грузия — в 2000-м, Молдова — в 2001-м, Украина — в 2008-м.Молдова немного поспешила со вступлением в ВТО, сделала слишком много уступок. В итоге, например, произошел резкий спад в молдавской сахарной отрасли, так как увеличились поставки сахара-сырца из Бразилии и Кубы. Постепенно Молдова начала отстаивать позиции своих производителей, и ситуация в экономике стала улучшаться.Украина находится еще только в начале пути. При этом уже можно говорить, что после пересмотра ввозных таможенных пошлин некоторые отрасли экономики оказались под мощным натиском извне. По некоторым оценкам, из-за масштабного притока импорта объем производства виноградных вин в Украине упал примерно на 40 процентов. Импорт свинины увеличился почти в три раза, после чего доля местных сельхозпроизводителей в этом сегменте сократилась до 60 процентов.

 В рамках Таможенного союза Беларуси придется менять свои пошлины в соответствии с их корректировкой в России. В перспективе средний таможенный тариф должен снизиться с нынешних примерно с 10,7 процента до приблизительно 8. При этом примерно по тысяче товарных позиций произойдет более существенное снижение единого таможенного тарифа — на 7—15 процентных пунктов.

Однако нужно понимать, что присоединение к ВТО — это сложный процесс, на адаптацию экономики страны к новым внешним условиям нужно время.

— Беларусь — страна с малой открытой экономикой. Понятно, что нам нужно наращивать экспорт, завоевывать новые рынки сбыта. Но сможем ли мы, открыв и свой рынок, отстаивать интересы национальных производителей? Беларусь более десяти лет ведет переговоры по вступлению в ВТО. С десятью странами из тридцати девяти, входящих в специальную рабочую группу, переговоры успешно завершились. В какой-то период обсуждался вопрос о том, что наша страна вместе с Россией и Казахстаном будут вступать совместно в рамках Таможенного союза. Однако, как стало известно, Россия сможет самостоятельно присоединиться к этой организации еще до середины будущего года, что в рамках Таможенного союза коснется и Беларуси. Как на нас может отразиться такой шаг России?

— По сути, мы уже сейчас очень зависим от мировой экономики. Вспомните глобальный кризис 2008—2009 годов. Да, он не сразу нас “накрыл”, но последствия его мы все же почувствовали. Мы много продукции поставляем в Россию, а та, в свою очередь, сильно зависит от спроса на сырьевые товары со стороны мировой экономики. Если в России вслед за США и ЕС происходит экономический спад, то снижается спрос на белорусские товары на российском рынке.Из общего объема экспорта различной продукции мы поставляем в Россию почти 98 процентов мяса, свыше 90 процентов молочных продуктов, около 75 процентов грузовых автомобилей. Поэтому, естественно, необходимо расширять географию сбыта. Точно спрогнозировать, как присоединение к ВТО может отразиться на нас, крайне сложно. Можно лишь отметить, что в рамках Таможенного союза Беларуси придется менять свои пошлины в соответствии с их корректировкой в России. В перспективе средний таможенный тариф должен снизиться с нынешних примерно 10,7 процента до приблизительно 8. При этом примерно по тысяче товарных позиций произойдет более существенное снижение единого таможенного тарифа — на 7—15 процентных пунктов. Среди них можно выделить около пятидесяти наиболее чувствительных позиций. Это, в частности, краски, лаки, мыло, чистящие и моющие средства, древесно-стружечные плиты, мебель, телевизоры, микроволновые печи, стиральные машины. Соответственно, на отечественном рынке может появиться больше импортной бытовой техники и мебели.Сейчас таможенная пошлина на новый автомобиль составляет 30 процентов. После вступления России в ВТО планируется снизить ее до 25 процентов. А затем в течение семи лет уменьшить еще на 10 процентных пунктов.Условия ввоза машин старше семи лет, как предполагается, останутся прежними. А вот пошлины на автомобили возраста от трех до семи лет могут упасть с 35 до 20 процентов. На это отводится также около семи лет.

— Один из главных принципов Всемирной торговой организации — отказ от господдержки местных производителей. В Беларуси же государство вкладывает значительные деньги в развитие сельского хозяйства, строительного комплекса, модернизацию предприятий. Если мы станем членами ВТО, придется ли нам от этого отказаться?

— Прямая поддержка, конечно, не приветствуется. Но это, правда, не мешает американцам субсидировать своих авто- и авиастроителей, а французам и немцам — сельхозпроизводителей. Для этого используются иные формы поддержки. Взять их на вооружение может и Беларусь. У каждой страны есть национальные интересы, и она должна их отстаивать.В любом случае нужно понимать, что переход на нормы ВТО происходит не за один день. Даже после вступления у новых членов организации есть многолетний переходный период. Нашей стране, если она хочет успешно наращивать экспортный потенциал, нужно не терять время, а использовать его на модернизацию отечественных предприятий, добиваться повышения конкурентоспособности продукции на внутреннем и внешнем рынке. Нужно основательно подготовиться к вступлению в ВТО.

←Анонс «Экономической газеты» N 98 за 20 декабря 2011 г.

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика