На что потратили свои сбережения белорусы?
08.12.2011 08:46
—
Новости Экономики
На что потратили свои сбережения белорусы?
Фото: photo.bymedia.net
Девальвация и инфляция в текущем году серьезно повлияли на потребительские предпочтения белорусов. Они "отмыли" обесценивающиеся белорусские рубли в стиральных машинах, заменили мясо колбасой, а конфеты – сахаром. При этом усиленно "затаривались" алкоголем и сигаретами, в том числе, "на вынос". Как это отразилось на содержимом полок в магазинах, семейных бюджетах и росте производства, анализирует "Завтра твоей страны".
Приступы потребительской активности обеспечили торговле несколько ажиотажных месяцев, однако значительно растрясли кошельки граждан. Уже в октябре белорусам стало явно не хватать средств, чтобы покупать продукты в том объеме, в котором они делали это год назад перед президентскими выборами.
Меньше мяса, больше колбасы
Данные по товарообороту в сопоставимых ценах все еще показывают рост, но в "сопоставимых тоннах" по отдельным позициям произошло снижение.
Если за январь-октябрь прошлого года белорусы купили 621 тыс. тонн мяса и мясных продуктов (включая изделия из курицы), то за тот же период текущего года -- только 560 тыс. тонн. Снижение составило порядка 10%.
При этом в октябре через розничную торговлю было продано всего 51,8 тыс. тонн мяса и мясных продуктов. Годом ранее объем продаж был почти на 15 тыс. тонн выше -- 66,2 тыс. тонн. Продажи мяса в октябре стали одними из самых низких в этом году – по сравнению с сентябрем они сократились на 6%, по сравнению с августом – на 16%.
Самым ажиотажным по спросу на мясо месяцем стал август, когда была продана 61 тыс. тонн мяса и мясных продуктов. Ажиотаж вызвал начавшийся значительный рост стоимости мяса – "отпустили" цены на мясные полуфабрикаты, подняли закупочные цены у сельхозпредприятий. В итоге в августе мясо подорожало на 21%. И еще на 25% цены выросли в сентябре.
Высокие цены на мясо изменили и структуру продаж в этом сегменте. При общем их снижении увеличились объемы продаж (в физическом весе) продуктов из мяса: колбас, копченостей, полуфабрикатов. За январь-октябрь -- на 20% больше, чем за аналогичный период прошлого года.
В то же время резко снизилось количество проданных мясных консервов -- на 46% по сравнению с январем-октябрем прошлого года и почти на 60% в октябре к октябрю 2010 года. Хотя рост цен в этом сегменте был менее стремительным, чем в целом по мясу. Вероятно, причина снижения объема продаж мясных консервов состоит в их отсутствии в том же количестве, что и раньше, на полках магазинов. По крайней мере, еще не так давно отмечался дефицит детских мясных консервов. Но после роста цен в этом сегменте на 27% в октябре ассортимент стал восстанавливаться.
Самый раскупаемый продукт - сахар
Причиной дефицита на некоторые товары в этом году стал их массовый вывоз из страны, в том числе стихийный. Это стимулировало ажиотаж, что сказалось и на объемах внутренней торговли.
Самый ажиотажный продукт года -- сахар. Прирост объемов продаж этого продукта через розничную сеть за январь-сентябрь к аналогичному периоду составил более 30%. Больше всего сахара было куплено в июле -- 34 тысячи тонн (в прошлом году в этом месяце -- 21 тыс.тонн сахара).
Впрочем, осенние месяцы продемонстрировали резкое снижение. В октябре продажи сахара по сравнению с аналогичным периодом прошлого года оказались на 14% ниже.
На фоне ажиотажного спроса на сахар резко упали продажи кондитерских изделий -- на 40% за январь-октябрь к аналогичному периоду. Возможно, немного поправит положение предновогодняя покупка сладких подарков, но уже очевидно, что конфеты для белорусов в этом году стали непозволительной роскошью. Их придется заменять припасенным в период ажиотажа сахаром.
От сигарет и алкоголя не отказываемся
Еще один популярный товар этого года – растительное масло (ажиотаж наблюдался в весенние месяцы) не продемонстрировал в целом за 10 месяцев серьезного роста по сравнению с прошлым годом. На том же уровне сохранились объемы продаж сливочного масла, сыра и круп. Продажи макарон выросли на 16%. Напомним, макароны летом даже попали в список запрещенных к вывозу товаров.
Однако, судя по сводкам пограничного и таможенного комитетов, самым "контрабандным" товаром года, пожалуй, стоит считать сигареты. Отмечены два пика продаж этого товара -- в июле (2,9 млрд штук) и октябре (3,9 млрд штук). При этом в октябре сигарет было продано почти в два раза больше, чем в этом же месяце в прошлом году.
Не бросив курить в кризис, а как бросить курить народными средствми читайте здесь, белорусы решили не отказываться и от алкоголя. Тем более что спрос на него поддерживался постоянно ожидаемым ростом регулируемых цен. За десять месяцев текущего года снизилось на 7% лишь количество приобретенных плодовых вин в натуральном выражении. Продажи остальных видов алкоголя выросли. Ликероводочных изделий было продано больше на 27%, коньяка и бренди – на 21%, игристых вин – на 14%, вина виноградного – на 12%, водки – на 10%, чем в прошлом году.
Рублей стало не хватать
Однако даже эти цифры меркнут по сравнению с ростом объемов продаж холодильников и стиральных машин. За январь-октябрь через розничную торговлю было реализовано 257,3 тысячи холодильников с морозильниками и 199,3 тысячи стиральных машин. Это на 46% и 78% больше количества проданных за 10 месяцев прошлого года холодильников и стиральных машин соответственно.
Самые пиковые месяцы продаж этих товаров – май и август. То есть белорусы конвертировали свои девальвационные ожидания в бытовую технику длительного пользования, вероятно, считая, что на еду заработают в любом случае, а вот на холодильник или стиральную машину в дальнейшем денег может и не хватить.
Впрочем, к октябрю рублей уже перестало хватать на то, чтобы эти холодильники заполнить. По большинству продуктов этот месяц продемонстрировал снижение по сравнению с сентябрем. Мяса было продано на 6% меньше, масла сливочного – на 3%, подсолнечного – на 4%, макарон – на 3%. Снизились продажи и крупногабаритной бытовой техники – холодильников на 14%, стиральных машин – на 18%.
Похоже, в октябре потребительский рынок действительно подошел к тому моменту, когда он уже никак не сможет стимулировать дальнейший рост производства в стране. И потребительскую активность может подтолкнуть лишь очередной вброс напечатанных белорусских денег, выданных в качестве зарплат и пенсий.
Продажи отдельных товаров в 2010 и 2011 годах (тыс. тонн)
|
2010 год
|
2011 год
|
Янв.-окт. 2011/
Янв.-окт. 2010**
|
Окт. 2011/ окт.2010**
|
||
Январь-октябрь*
|
Октябрь**
|
Январь-октябрь*
|
Октябрь**
|
|||
Мясо, включая
мясо домашней птицы и мясные продукты, в то чсиле:
|
621,1
|
66,2
|
560,1
|
51,8
|
90%
|
78%
|
продукты из мяса
( колбасные изделия , копчености , полуфабрикаты )
|
221
|
23,4
|
269,4
|
26,5
|
122%
|
113%
|
консервы мясные
|
19,4
|
2,1
|
10,5
|
0,9
|
54%
|
43%
|
Масло животное
|
25
|
3
|
25,5
|
2,9
|
102%
|
97%
|
Сыр
|
33,2
|
3,6
|
33,5
|
3,7
|
101%
|
103%
|
Масло растительное
|
65,5
|
8,3
|
72
|
7,3
|
110%
|
88%
|
Сахар
|
135,5
|
12,6
|
178,2
|
10,9
|
132%
|
87%
|
Крупа
|
107,2
|
11,4
|
105,5
|
10,3
|
98%
|
90%
|
Макаронные изделия
|
56,9
|
7,1
|
66,5
|
6,1
|
117%
|
86%
|
Кондитерские изделия
|
145,8
|
16
|
86,6
|
8,1
|
59%
|
51%
|
Табачные изделия ( млрд. шт)
|
18,9
|
2
|
21,8
|
3,9
|
115%
|
195%
|
Синтетические моющие средства
|
33,7
|
4
|
40,7
|
4
|
121%
|
100%
|
Холодильники и морозильники тыс. шт.
|
176,5
|
21,4
|
257,3
|
21,9
|
146%
|
102%
|
Стиральные машины тыс. шт
|
112
|
16,3
|
199,3
|
17,7
|
178%
|
109%
|
Телевизоры цветные тыс. шт
|
178,7
|
24,2
|
183
|
17,5
|
102%
|
72%
|
- *- данные Белстата
- ** - расчетные данные