Нужен ли России наш бензин под их «мерседесы»?
Беларусь готова помочь России с бензином. Об этом на прошлой неделе в Москве на совместной пресс-конференции с президентами России и Казахстана заявил белорусский лидер Александр Лукашенко.
«До конца текущего года до сорока тысяч тонн высокооктанового бензина будет поставлено в Российскую Федерацию. Это то, чего сейчас не хватает в России», — сказал Лукашенко.
Naviny.by решили выяснить, а каковы в принципе перспективы белорусских нефтепродуктов на российском рынке? Есть ли экономический смысл наращивать экспорт бензинов в Россию, принимая во внимание, с одной стороны, условия работы в ЕЭП, с другой — возможное введение таможенных пошлин на импортные нефтепродукты (в том числе и белорусские) Украиной?
За девять месяцев текущего года Беларусь, по данным таможенной статистики, экспортировала более 11 млн. тонн нефтепродуктов на 9 млрд. долларов. В объемном выражении экспорт по сравнению с аналогичным периодом прошлого года вырос на 57%, выручка — более чем в 2 раза.
Однако доля России в общем объеме экспорта нефтепродуктов составляет мизерные 0,34%. За январь-сентябрь этого года на российский рынок было поставлено 38,9 тысячи тонн на 29 млн. долларов.
По сравнению с прошлым годом экспорт в натуральном выражении вырос в 2,5 раза, в денежном — в 2 раза. Но погоду для Беларуси от поставок нефтепродуктов делает не Россия, а такие страны как Нидерланды (туда за 9 месяцев было поставлено нефтепродуктов почти на 4 млрд. долларов, +129% к 2010 году) и Украина (1,9 млрд. долларов, +80%).
Правда, в связи с неопределенностью, возникшей по поводу дальнейшей работы на украинском рынке, эксперты заговорили о потенциальной возможности перенаправить часть экспортных объемов нефтепродуктов в Россию.
Вероятно, пока основу белорусского экспорта нефтепродуктов на российский рынок составляют именно высокооктановые бензины, о поставках которых и говорил Лукашенко.
В Беларуси этими марками бензинов пользуется лишь около 10% населения. «Это крутизна, бизнесмены и чиновники», — описал пользователей АИ-95 и АИ-98 президент на пресс-конференции для центральных и региональных белорусских СМИ еще в июне. И тогда же он поставил задачу держать высоким уровень цен на данные марки бензинов. Дескать, пусть крутизна платить больше, чем массовый потребитель, который ездит на АИ-92.
Но если «Белнефтехим» зарабатывает на белорусских чиновниках и бизнесменах, то почему бы не делать то же самое в России? «Мы будем и дальше поставлять высокооктановый бензин в Российскую Федерацию… под все ваши «мерседесы», которые тут ездят», — заявил о дальнейшей экспортной стратегии Лукашенко Медведеву 18 ноября.
Масштабы бензиновой «помощи» соседям (по словам Лукашенко, высокооктановых бензинов в России не хватает) оценить сложно. Хотя, если рассматривать в целом российский рынок, то наши 38 тысяч тонн — это капля в море. За январь-сентябрь, по данным Росстата, объем производства бензинов в России составил 27,4 млн. тонн.
Что касается возможностей дальнейшего наращивания в целом экспорта бензинов в Россию, то пока вряд ли здесь может идти речь даже о сотнях тысяч тонн. Российские нефтяники после весеннего дефицита автобензинов на внутреннем рынке вряд ли допустят повторения подобной ситуации. Если и будут перебои с поставками весной-летом 2012 года, то, скорее всего, непродолжительные. И белорусские нефтепродукты там не понадобятся.
В ближайшие месяцы в России возрастет спрос на дизельное топливо. Пик потребления дизеля обычно приходится на ноябрь-март. Но нефтяные компании, как заявляют российские эксперты в области энергетики, уже создали необходимые запасы дизтоплива в объеме более 500 тысяч тонн.
«Впереди президентские выборы, и нефтяные компании позаботились о том, чтобы не было перебоев с наличием дизельного топлива на рынке, как это было прошлой зимой», — заявил аналитик ИФД «КапиталЪ» (Россия) Виталий Крюков.
Таким образом, перспектива существенного роста экспорта белорусских нефтепродуктов в Россию выглядит весьма сомнительной.
По мнению Виталия Крюкова, определенные перспективы у белорусских НПЗ могут быть на локальных рынках России — например, в пограничных с нами Брянской и Смоленской областях. Но есть ли экономический смысл вообще лезть на российский рынок?
С одной стороны, при поставках нефтепродуктов в Россию, входящей, как и Беларусь, в Таможенный союз, наши поставщики не будут платить экспортные пошлины. С 1 ноября, например, пошлина на бензины товарные и прямогонный бензин снизилась и составляет 353,7 доллара за тонну.
Но, как отмечает эксперт в сфере энергетики Беларуси, «при такой схеме страдает российский бюджет, который не будет наполняться пошлинами. И это создает определенные проблемы для наращивания экспорта автобензинов в Россию».
Гораздо важнее другое. «Целесообразно ли поставлять нефтепродукты в Россию, учитывая, что у наших заводов отработана логистика поставок на более выгодные рынки — европейский и украинский, где более привлекательная цена реализации бензинов?», — задается вопросом эксперт.
По данным таможенной статистики, средняя экспортная цена на нефтепродукты, сложившаяся по итогам 9 месяцев, составила 805 долларов. При поставках в Россию эта цена составила 746 долларов, а в Украину — более 900 долларов.
Эффект от расширения присутствия на российском рынке возможен в том случае, если наши заводы будут иметь свои АЗС и станут продавать бензин конечному потребителю. «Однако выйти на розничный рынок в России также проблематично. Поэтому сомнительна и цена вопроса. Стоит ли вообще говорить о необходимости роста экспорта нефтепродуктов в Россию?», — отмечает эксперт.
Андрей КОЖЕМЯКИН