Девальвация нам поможет
21.11.2011
—
Новости Экономики
Россия успешно преодолела грузинский барьер, и теперь от полноправного членства во Всемирной торговой организации (ВТО) ее отделяет министерская встреча, намеченная на 15 декабря. Плюс 220 дней, которые должны пройти после утверждения доклада рабочей группы. Сразу после присоединения России к ВТО Беларусь и Казахстан как страны - участницы Таможенного союза также будут вынуждены снизить импортные пошлины более чем на 200 видов товаров.
Среди них наибольший интерес представляют ставки ввозных пошлин на легковые автомобили. Увы, существенного снижения пошлин на эту группу товаров придется ждать до 2019г., поскольку автомобили попали в одну группу с гражданскими самолетами, где Россия, защищая интересы отечественных производителей, предусмотрела 7-летний переходный период. Сразу после вступления России в ВТО ввозные пошлины на все легковые авто (возрастом до 7 лет) будут снижены всего лишь на 5%, т.е. с действующего уровня 30% до «докризисного» 2009г. - 25%. Далее, как следует из справки Минэкономразвития РФ, будет взята трехлетняя пауза.
В оставшиеся 4 года переходного периода ставки импортных пошлин на новые легковые авто (до 3 лет) будут снижаться ежегодно на 2,5%, пока не достигнут уровня 15%. Такой подход, «с одной стороны, обеспечит интересы российских покупателей и потребителей, с другой - позволит в полном объеме реализовать крупные инвестиционные проекты с участием иностранного капитала по производству автомобилей в России» . При этом пошлины на старые автомобили(бывшие в употреблении от 3 до 7 лет) сохранятся на уровне 20% после снижения с 25% в течение переходного периода.
По другим товарам предусмотрен более короткий переходный период. Так, в течение 3 лет после присоединения России к ВТО страны Таможенного союза отменят (обнулят) пошлины на компьютеры, средства их производства и элементную базу. Пошлины на бытовую электротехнику и электронику, снизившись с 15%, останутся на уровне 7-9%. Для рынка химической продукции вступление в ВТО в подавляющем большинстве случаев не будет иметь значимых последствий. В целом ставка пошлины снизится с 10 до 6,5-5%. По тем товарам, где предусмотрено более существенное снижение пошлин (косметические средства, мыла и моющие средства, линолеум, некоторые готовые изделия из пластмасс), также предусмотрен 5-6-летний переходный период. В течение этого времени ставки пошлин на иностранные лекарства снизятся с 15-5% до 6,5-5%. При этом опережающими темпами будут снижаться пошлины на медицинское оборудование и лекарственные субстанции (до 2-3%).
Чай и кофе точно не подешевеют, поскольку импортный тариф останется неизменным. На готовые продукты из рыбы пошлины снизятся с 15% до 12,5-12% за 1-3 года, т.е. незначительно. Зато на рыбное сырье ставки пошлин уменьшатся более заметно: с нынешних 10% до 6-8%, а в отдельных случаях - до 3-5%. Ввоз морепродуктов больше не будет отягощен заградительными пошлинами. Также произойдет серьезное снижение тарифов на мебель, ковры, ткани, обувь, постельное белье, натуральные и искусственные шубы. Российские потребители наверняка ощутят приятные перемены в ценах на указанные группы товаров. А вот белорусский рынок, даже несмотря на отсутствие границ в Таможенном союзе, вряд ли завалят импортом.
Низкий курс белорусского рубля, пережившего в нынешнем году два девальвационных удара, выступит в роли надежного барьера на пути импорта. И он будет выполнять эту функцию до тех пор, пока накопленный темп инфляции отстает от масштабов девальвации (189%). Такое нетарифное препятствие вполне допускается правилами ВТО. Поэтому страны - участницы этого международного торгового клуба все чаще используют его для защиты собственных рынков. В последние годы даже появился термин «валютные войны», хотя более справедливо было бы говорить о манипуляциях с обменным курсом национальной валюты. Как, например, это делает Китай, занижая курс юаня и убивая тем самым двух зайцев: удешевляя свой экспорт и затрудняя проникновение на внутренний рынок импортных товаров-конкурентов.
Впрочем, в адрес Беларуси, не являющейся членом ВТО и испытывающей хронический дефицит текущего счета платежного баланса, обвинения такого рода пока не поступают. И не поступят. Правила валютного регулирования в Едином экономическом пространстве (ЕЭП), основанные на принципах ВТО и вступающие в действие с 1 января 2012г., допускают возможность обоснованной девальвации валюты. Более того, в них предусмотрен щадящий валютный режим для Беларуси, позволяющий сохранить 30-процентную обязательную продажу валютной выручки резидентами до 1 января 2017г. И этот инкубационный период имеет для республики даже большее значение, чем все отсрочки, отвоеванные Россией по отдельным товарным группам при вступлении в ВТО.
Если власти Беларуси остановят рост инфляции и умело распорядятся девальвационным ресурсом в рамках переходного периода, то смогут значительно ослабить зависимость предприятий-экспортеров от тех видов финансовой поддержки государства, которые запрещены правилами ВТО. Для этого, собственно, и предназначен адаптационный период, предусмотренный правилами формирования ЕЭП. Поэтому Беларуси не следует рассчитывать на дополнительный переходный период при вступлении в ВТО - белорусской промышленности и сельскому хозяйству его никто не предоставит.