Беларусь еще отправляет за рубеж инвестиции
Предприятия Беларуси За 9 месяцев текущего года направили за рубеж инвестиции на сумму 3,9 млрд. долларов США, что в 2,2 раза больше чем за аналогичный период прошлого года.
Такие данные приводятся в опубликованной Белстатом отчетности об итогах работы белорусской экономики за 3 квартала текущего года, сообщает АФН.
Сумма сама по себе не маленькая, а на фоне валютного кризиса в стране и вовсе выглядит огромной. Но именно таков щедрый вклад в экономику стран-партнеров белорусских предприятий, вынужденных выполнять доведенные показатели по экспорту и сокращению складских запасов, а также пытающихся застраховать валютные риски. По большому счету, речь, безусловно, не идет ни о каких инвестициях в классическом понимании данного термина.
Из указанной суммы на долю прямых инвестиций приходилось 52,5% или 2,056 млрд. долларов, что в 2 раза больше по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
D данном случае под прямыми инвестициями следует понимать кредиты, займы, а также товары, работы, услуги, отгруженные (оказанные) в долг нерезидентам РБ, в уставных фондах которых белорусским предприятиям принадлежит более 10%.
«Основной формой направления прямых инвестиций были долговые инструменты (97,3% от общего объема прямых инвестиций за рубеж). В составе долговых инструментов на задолженность за товары, работы, услуги прямому инвестору – резидентам РБ – приходится 2 млрд. долларов США», - уточняется в докладе Белстата.
По сути, речь идет о товарах, которые белорусские производители (экспортеры) отгрузили в адрес своих дочерних предприятий, торговых домов, сборочных производств и прочих товаропроводящих сетей без взимания оплаты (отдали на реализацию) ради выполнения показателей по производству, сокращению складских запасов, экспорту и т.д. При этом никто не возьмется прогнозировать, когда этот товар будет продан, а валютная выручка вернется в страну.
Из указанных 2 млрд. долларов 55,3% приходится на «дочерние» предприятия в России, 28,8% - Великобритании, 6,2% - Украине, 2,8% - Казахстане, 1,9% – Китае. Причем самыми щедрыми инвесторами выступают предприятия промышленности, на которые приходится 51% «прямых инвестиций» (торговля - 33,1%, транспорт - 15,3%).
Стоит обратить внимание, что эти 2 млрд. «зарубежных инвестиций» вне всякого сомнения были учтены как экспорт товаров из Беларуси. Но поскольку такие отгрузки экспортом назвать весьма сложно из-за туманных сроков возврата денег в страну, можно смело на эти 2 млрд уменьшить показатель экспорта товаров за 9 месяцев текущего года и тем самым ухудшить сальдо внешней торговли за 3 квартала текущего года с минус 4 млрд. до минус 6 млрд. долларов.
Подобное складирование экспортного товара еще как-то можно объяснить необходимостью расширения рынков сбыта и усиления присутствия белорусских экспортеров на рынках соседних и не только стран.
Но на вопрос, почему на фоне пустых закромов Нацбанка РБ на счетах иностранных банков болтаются 1,35 млрд. долларов, скорее всего, сможет ответить только наше уже «нерыночное» правительство.
По данным Белстата, за 9 месяцев текущего года белорусские предприятия направили за рубеж прочих инвестиций на сумму 1,9 млрд. долларов США, или в 2,3 раза больше, чем за аналогичный период прошлого года.
При этом Белстат четко пояснил: основной формой направления прочих инвестиций являются денежные средства на собственных счетах организаций-резидентов Беларуси и их представительств за рубежом в сумме 1,35 млрд. долларов (71,2% от объема прочих инвестиций за рубеж). Оставшиеся 550 млн. долларов формируются за счет сдачи нерезидентам имущества в аренду, лизинговых и прочих схем.
Выходит, что с одной стороны власти страны вымаливают у Газпрома полуторамиллиардную отсрочку по оплате за газ и Нацбанк РБ вынужден в ручном режиме проводить каждую валютную торговую сессию на БВФБ, с другой стороны примерно 3,35 млрд. долларов успешно работают на экономики стран-торговых партнеров.
Подобный парадокс можно объяснить, пожалуй, лишь величиной осадка в карманах лиц (за эти 2% они и живут), отвечающих за создание таких «экономически обоснованных» схем ведения бизнеса в период валютного и экономического кризиса в стране.