Не надо советов - дайте денег

Источник материала:  


Всемирный банк спустя год (!) после запроса нашего правительства выдал рекомендации по стабилизации экономического положения нашей страны в докладе «Обзор государственных расходов в Республике Беларусь. Реформирование бюджетно-налоговой сферы в целях восстановления устойчивого экономического роста». И, честно говоря, анализ этих рекомендаций вызывает искреннее изумление: чтобы сформулировать столь тривиальные выводы, да еще в столь обтекаемом виде, не то что года - недели должно было хватить.

Конечно, вряд ли для нас будет откровением, что республика стареет. И без того сложная демографическая ситуация усугубляется трудовой эмиграцией наиболее активной части населения. Соответственно, дефицит пенсионных фондов, так или иначе, был проблемой ближайших лет. То, что банк увидел наступление кризиса здесь так близко, уже в 2014г., - неприятно, но в целом ожидаемо. И рецепт Всемирного банка вполне европейский - повышение пенсионного возраста: уровень медицины в стране - не самый худший, и, с точки зрения банка, повышение пенсионного возраста - не самый плохой вариант. Кстати, на это уже пошли в ряде европейских стран. В нынешнем финансовом состоянии нашего государства альтернатива повышению пенсионного возраста - вероятное снижение уровня самих пенсий, что еще хуже.

То, что банк оценил нашу систему соцподдержки населения как самую масштабную в регионе, - приятно. По мнению банка, она охватывает почти половину населения - это даже несколько удивило. За исключением льгот по строительству жилья (программа которых и так по факту заморожена), все остальные меры соцподдержки - либо необходимые, либо копеечные. Их сокращение заметного эффекта для экономики страны не даст, а раздражение у населения вызовет немалое.

Выделил банк и две самые крупные статьи расходов бюджета, с которыми надо что-то делать: поддержка села и оплата энергоносителей. «Нереформированное и неэффективно функционирующее сельское хозяйство Беларуси является бременем для государственного бюджета. Удельный вес сектора в ВВП составляет 8%; при этом он получает до 5% ВВП в виде государственной поддержки» , - отмечают эксперты Всемирного банка.

В нынешнем виде поддержка села себя уже исчерпала: нет у нашего государства сегодня ресурсов, чтобы ее продолжать. Кроме того, в рамках ЕЭП, при господстве на продовольственном рынке России перекупщиков и открытой границе, слишком значительная часть нашей господдержки села попадет в их карман.

Сегодня требуется разработка новой системы поддержки села, на основе контрактных закупок и целевого финансирования. Но к разработке такой системы пока и не приступали. Как и совершенно не просчитаны последствия резкого сокращения поддержки села уже вследствие нашего кризиса: нет в бюджете таких денег, чтобы компенсировать потери сельхозпроизводителей от девальвации.

Что-то надо делать и с оплатой энергоносителей. И проблема не только в том, что бюджетные расходы в результате заниженных тарифов составляют около 2% ВВП. По мнению экспертов банка, «энергетические субсидии являются в значительной степени несправедливыми, снижают стимулы для повышения энергоэффективности и лишают сектор тех финансовых средств, которые необходимы для инвестиций и осуществления текущих мероприятий по техническому обслуживанию» . Во многом наша тарифная политика основывалась на предположении, что в самом ближайшем будущем цены на энергоносители будут снижены до уровня российских. Сегодня ждать, видимо, уже нечего. Надо приводить тарифы к действительным затратам. Тем более что наиболее реален в среднесрочной перспективе все же рост цен на нефть и другие энергоносители. И в мире, и в России.

Все вопросы, поставленные в докладе Всемирного банка, в значительной степени справедливы. Но они прекрасно были известны и ранее. Как раз тот случай, когда мы все это собирались подправить, да так и не собрались. А сегодня, в кризис, уже не подправлять приходится, а рубить. Однако главным выводом доклада экспертов Всемирного банка оказались вовсе не замечания по недостаточно обоснованным тратам бюджета.

По оценкам экспертов, предложенные ими варианты реформ могут обеспечить ежегодную экономию бюджетных средств в объеме до 4% ВВП в среднесрочный период. Причем на экономию в 4% ВВП мы должны выходить постепенно.

А что для нас 4% ВВП? Сегодня, при неустоявшемся курсе рубля, точно сказать невозможно. По итогам года, скорее всего, наш ВВП составит от $35 до $40 млрд. (падение от уровня прошлого года на 26-35%). Экономия от мер, предложенных экспертами банка, составит около $1,5 млрд. в год.

Сумма, конечно, для нашей маленькой страны очень большая. Больше, чем мы получим в этом году от ЕврАзЭС. Но по сравнению с масштабами наших проблем - ничего для нас не решающая.

За 2010г. дефицит во внешней торговле товарами у нас составил $9,6 млрд., за январь-июнь нынешнего - $4,4 млрд. Да, за счет девальвационного демпинга в III квартале мы экспорт нарастили, масштабной девальвацией потребление населения снизили. Но ведь этот эффект от девальвации - сугубо временный. Зарплаты и пенсии уже растут, объемы производства - падают. Вероятный дефицит во внешней торговле товарами в 2011г. - $6-6,5 млрд. А еще и расходы по возврату и обслуживанию внешних долгов. Что на фоне потребности страны в $8-10 млрд. соскребание по сусекам $1,5 млрд., которое нам рекомендует Всемирный банк? Мы все это уже видели в Греции: режим жесткой экономии с сокращением бюджетных расходов, который приводит к падению общего спроса, затем - и производства, с усугублением всех проблем страны.

Конечно, экономить по мере возможности сегодня необходимо. Но решить проблемы страны можно только путем наращивания экспорта с общим ростом производства. И позиция правительства, которое решило пожертвовать ростом экономики ради борьбы с инфляцией, к выходу из нынешнего кризиса нас не приближает.
←В Минске может открыться представительство китайского "Эксимбанка"

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика