Беларусь поднадзорная
08.11.2011
—
Новости Экономики
В октябре правительство и Нацбанк встречали, развлекали и провожали международных кредиторов - с 5 по 17 октября в республике гостила миссия МВФ, а с 17 по 24 октября Минск посетила делегация экспертов Евразийского банка развития (ЕАБР), управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС. Своими впечатлениями о макроэкономике Беларуси эксперты поделились в пресс-релизе, опубликованном на сайте ЕАБР.
В рамках визита эксперты Евразийского банка встречались со специалистами Нацбанка, Минфина, Минэкономики, других ведомств, а также представителями международных финансовых организаций. Основные выводы по итогам визита были представлены вице-премьеру Сергею Румасу, председателю правления Нацбанка Надежде Ермаковой, министру финансов Андрею Харковцу и министру экономики Николаю Снопкову. Как следует из сообщения, «прогресс, по мнению экспертов ЕАБР, достигнут при реализации таких вопросов, как переход на единый рыночный курс рубля, усиление независимости Нацбанка и создание Банка развития Беларуси. Команда ЕАБР также приветствовала намерения сбалансировать государственный бюджет текущего года» .
К сожалению, в сообщении не содержится детального анализа белорусских макроэкономических достижений. Известно лишь то, что эксперты ЕАБР 20 октября стали очевидцами второго исторического объединения курсов рубля, поскольку впервые унификация курсов на Белорусской валютно-фондовой бирже (путем объединения торговых сессий в одну) состоялась 11 лет назад - 13 сентября 2000г. Но этот опыт, видимо, оценен белорусскими властями неоднозначно. Судя по словам Сергея Румаса, противников такого решения хватало - как в правительстве, так и в Нацбанке. Решающим фактором в этой патовой ситуации, как известно, стала позиция российского правительства, потребовавшего своевременно выполнять все условия кредитной программы, согласованной Беларусью с ЕАБР.
Реакция на единый курс рубля последовала мгновенно. 20 октября зампред правления ЕАБР Сергей Шаталов, не дожидаясь окончания инспекции, сообщил журналистам, что второй транш кредита, выделяемого Беларуси из Антикризисного фонда ЕврАзЭС в сумме $445 млн., будет перечислен до конца года. При этом он отказался назвать более точную дату перевода кредитного транша, поскольку, по его словам, «в Беларуси проведена унификация валютного рынка и первые результаты еще предстоит оценить . Мы убедились, что в Беларуси по некоторым направлениям (предусмотренным документом для получения второго транша) достигнут значительный прогресс, а по некоторым направлениям - не очень» . Впрочем, более конкретно о дате высказался замглавы Минфина РФ Сергей Сторчак, сообщивший, что второй транш кредита будет перечислен в конце октября - начале ноября.
Формально теперь этому ничто не мешает. Ведь указ о создании Банка развития опубликован еще в июне, а на днях президент РБ подписал указ N477, санкционирующий выход Нацбанка из состава учредителей сельскохозяйственных и других организаций, деятельность которых не соответствует профилю регулятора банковской системы. К тому же Нацбанк теперь будет осуществлять рефинансирование коммерческих банков на общих рыночных условиях, исключающих предоставление льгот. Таким образом, Антикризисному фонду ЕврАзЭС удалось достичь в этих вопросах более заметного прогресса, нежели миссии МВФ в ходе последней кредитной программы.
И это только начало. Денежно-кредитная политика, проводимая Нацбанком в 2012г., будет в полной мере соответствовать рекомендациям ЕАБР. Так, эксперты Евразийского банка пришли к выводу, что в Беларуси «продолжение мягкой денежно-кредитной политики, выражающейся в поддержании процентных ставок на уровне существенно ниже инфляции, стимулирует чрезмерное кредитование экономики и расширение внутреннего спроса, а также ведет к сохранению значительного дефицита платежного баланса, раскручиванию инфляционной спирали и нарастанию рисков в банковской системе» . К тому же, по их мнению, в Беларуси «уровень директивного льготного кредитования в рамках госпрограмм все еще высок» .
Вывод ЕАБР однозначен: такое кредитование «подпитывает инфляцию, ведет к росту расходов бюджета на субсидирование процентных ставок по льготным кредитам и снижает стимулы для инвестирования на рыночных принципах» . «Путь к стабилизации валютного курса, обузданию инфляционных тенденций и притоку новых инвестиций… лежит через повышение процентных ставок до уровня не ниже прогнозируемого уровня инфляции и сокращение чрезмерного льготного кредитования» , - отмечается в пресс-релизе.
Тем самым эксперты ЕАБР послали четкий сигнал о том, каким принципам должна отвечать денежно-кредитная политика Беларуси, чтобы внешнее финансирование было продолжено. И белорусские власти согласились с выдвинутыми условиями, отбросив последние сомнения. Стоит напомнить, что еще в начале октября Надежда Ермакова заявила, что «если мы ставку будем повышать, то все равно она не достигнет инфляции . «Если ее сделать 80%, то практически мы можем остановить всю экономику» , - убеждена глава Нацбанка.
Однако в проекте Основных направлений денежно-кредитной политики (ОНДКП) на будущий год этим сомнениям места не нашлось - так же как и прогнозному ориентиру ставки рефинансирования. Целевым ориентиром должен стать уровень инфляции, приведенный в правительственном макропрогнозе. «Ставка рефинансирования будет поддерживаться на уровне, способствующем замедлению инфляции до 19% , - сказано в проекте ОНДКП. - Приоритетом процентной политики станет достижение положительного уровня (в реальном выражении) процентных ставок в экономике как важного условия для обеспечения ценовой стабильности и сохранности сбережений» .
Так что рекомендации экспертов ЕАБР, продолжающего кредитовать Беларусь в гордом одиночестве, нашли отражение в ОНДКП. Поэтому у республики все еще остаются шансы на минимальный экономический рост в условиях жесткого подавления инфляции в 2012г.