ЕАБР: Не надо бояться повышать процентные ставки, здоровому росту это не помеха
31.10.2011 13:04
—
Новости Экономики
ЕАБР: Не надо бояться повышать процентные ставки, здоровому росту это не помеха
Озвученная недавно экспертами Евразийского банка развития (ЕАБР), управляющего средствами Антикризисного фонда ЕврАзЭС (АКФ), оценка выполнения Беларусью антикризисного плана оказалась в целом вполне лестной для правительства. Если бы не настойчивая рекомендация повысить процентные ставки до уровня не ниже прогнозируемой инфляции. Посилен ли такой взлет ставок для экономики, журналистам рассказал управляющий директор ЕАБР по обеспечению деятельности АКФ Сергей Шаталов.
Опасные кредиты
Серьезных проблем, до которых у правительства Беларуси пока не дошли руки, по мнению Шаталова, две: растущий разрыв между номинальными процентными ставками и прогнозируемым уровнем инфляции, а также продолжающийся значительный объем кредитования экономики. "Некоторые каналы кредитования были перекрыты, но по другим кредитование продолжается", - пояснил представитель ЕАБР.
В последние годы, в том числе в 2010 году, Беларусь жила с однозначной инфляцией – ниже 10%. "И она не просто так ускорилась, - подчеркнул Шаталов. - Она ускорилась под влиянием девальвации и, совершенно очевидно, до сих пор чрезмерного объема льготного кредитования по линии госпрограмм. Если мы посмотрим на темпы роста кредитования экономики, то в Беларуси они всегда были очень высокими, но особенно - в 2010 году и начале 2011 года".
Затем, после принятия антикризисной программы, Нацбанк Беларуси прекратил эмиссионное кредитование экономики и темп роста кредитования замедлился. "Но проблема в том, что к моменту, когда были приняты эти шаги, мы уже получили очень значительный инфляционный навес, который был создан еще в прошлом году. В результате получается, что реальные ставки – а для экономики и банков важны именно реальные ставки - ушли в отрицательную область", – обратил внимание управляющий директор ЕАБР по обеспечению деятельности АКФ. В качестве примера он привел ситуацию со ставкой кредита овернайт. Еще весной реальная ставка по нему была нулевая или чуть больше нуля, а в октябре ставки были минус 25%.
Несмотря на всю привлекательность такого кредита, пользы от этой дешевизны экономике никакой. "Отрицательные ставки овернайт означают, что в экономике в гораздо меньшей степени действуют критерии эффективного распределения ресурсов. С отрицательными ставками можно финансировать любую отрасль", - подчеркнул Шаталов. Если посмотреть на весьма распространенный в мире антикризисный инструмент - льготное кредитование в рамках госпрограмм, то работает инструмент до определенного предела, который, по мнению экспертов ЕАБР, в Беларуси был превышен. "Кредитование оказалось чрезмерным. И то, что ставки отрицательные – ниже уровня инфляции - привело к тому, что отрасли, которые не генерируют валюту, не экспортные отрасли стали очень быстро расширяться. Прежде всего, это строительство", - отметил эксперт.
Гораздо полезнее кредитование, к примеру, экспортно ориентированных проектов агропрома. "А вот кредитуя так отрасль, работающую на внутренний рынок, мы получаем большой и упорно не желающий сокращаться дефицит баланса по текущим операциям", - добавил он.
Шаталов заверил, что когда корректировка объемов и ставок кредитования произойдет, экономика сама выйдет на устойчивый рост. Прогноз инфляции на следующий году на уровне 19% против прогнозируемых 120% в нынешнем году в ЕАБР считают абсолютно реальным, если корректирующие меры будут осуществлены оперативно. Кроме того, ограничение льготного кредитования экономики до того уровня, который экономика может переваривать, и выведение номинальных ставок на уровень выше инфляции позволит быстро справиться с инфляционным навесом.
При этом Шаталов заверил, что рекомендуемое фондом повышение ставок (а ставка рефинансирования сейчас составляет всего 35% годовых), не будет подрывом для национальной экономики. "В начале двухтысячных годов Беларусь около года жила со ставкой рефинансирования 120%. А экономический рост тогда был больше 5%. То есть здоровый рост реальными положительными ставками никогда уничтожить нельзя. А существенно подорвать его можно как раз сильно отрицательными ставками", - убежден эксперт.
Кстати, напомнил он, ставка рефинансирования – формальный контрольный показатель, который правительство само на себя взяло в рамках второго транша, который Беларусь рассчитывает получить в ноябре. А вот ограничение объемов кредитования экономики – это уже обязательство в связи с третьим траншем, который предварительно намечен на февраль 2012 года.
Ни коллапса, ни дефолта
При этом в целом шаги правительства и Нацбанка по выходу из кризиса фонд оценивает положительно. "На данный момент нам нравится. Мы считаем правильными те шаги, которые были сделаны. Это повышение независимости Национального банка, передача от Нацбанка несвойственных для него видов экономической деятельности и несвойственных для него активов. Это позволит Нацбанку осуществлять эффективную и ответственную денежно-кредитную политику. В любой стране он не должен вести хозяйственную деятельность", - отметил Шаталов.
Кроме того, порадовало экспертов начало непростого процесса передачи государственных программ, по которым велось кредитование, Банку развития.
"Абсолютно ключевым" достижением правительства Беларуси Шаталов назвал унификацию курса 20 октября. Есть, по его мнению, и очевидные достижения в плане выполнения показателя по чистым международным резервам.
"Сейчас по некоторым из индикаторов, которые включены в перечень показателей по второму траншу, мы увидим прогресс в течение ноября, возможно даже в его первые недели", - подчеркнул эксперт.
"Вы находитесь не в острой фазе кризиса, не в дефолте, - заверил Шаталов. – Беларусь платежеспособна, есть профицит бюджета, очень низкий госдолг (сравните его с госдолгом любой европейской страны). Это не август 98-го года в России, не крах европейской резервной системы в 91-м году".
На фоне такой в целом оптимистичной оценки ситуации в экономике Беларуси получение страной очередного транша под сомнение не ставится. При этом Шаталов призвал не фиксировать внимание на перечислении траншей на неделю раньше или неделю позже предварительно обозначенных сроков. "Это гораздо менее важно, чем наличие конкретных шагов правительства по корректировке сложившихся дисбалансов", - подчеркнул он, добавив, что решение об очередном транше будет принимать Совет фонда. "Мы даем свою техническую рекомендацию как эксперты и как управляющие средствами фонда", - пояснил он.
"Беларусь - одна из наиболее интересных стран по инновационному, промышленному и экспортному потенциалу. Если дисбалансы скорректировать, конкурентоспособность белорусских производителей будет очень высокой", - заверил Шаталов. И, по его мнению, позитивные тенденции уже есть. "Если реальная зарплата в Беларуси всегда обгоняла темпы роста производительности труда, то, начиная с середины 2011 года (мы это помесячно отслеживаем) процесс развернулся и производительность стала расти быстрее, чем реальная зарплата. Это уже означает, что на каждый рубль, на каждый доллар экспортной продукции белорусский производитель становится все более конкурентоспособным. В этом будущее экономики", - резюмировал эксперт.
Напомним, 4 июня совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС одобрил выделение Беларуси в течение трех лет финансового кредита в 3 млрд долларов. Вскоре Беларуси был перечислен первый транш кредита в 800 млн долларов. Согласно плану, второй транш в размере 440 млн долларов Беларусь может получить в конце октября - начале ноября при условии выполнения ряда условий согласованной стабилизационной программы. Для оценки реализации программы реформ Минск недавно посетили представители ЕАБР.
Опасные кредиты
Серьезных проблем, до которых у правительства Беларуси пока не дошли руки, по мнению Шаталова, две: растущий разрыв между номинальными процентными ставками и прогнозируемым уровнем инфляции, а также продолжающийся значительный объем кредитования экономики. "Некоторые каналы кредитования были перекрыты, но по другим кредитование продолжается", - пояснил представитель ЕАБР.
В последние годы, в том числе в 2010 году, Беларусь жила с однозначной инфляцией – ниже 10%. "И она не просто так ускорилась, - подчеркнул Шаталов. - Она ускорилась под влиянием девальвации и, совершенно очевидно, до сих пор чрезмерного объема льготного кредитования по линии госпрограмм. Если мы посмотрим на темпы роста кредитования экономики, то в Беларуси они всегда были очень высокими, но особенно - в 2010 году и начале 2011 года".
Затем, после принятия антикризисной программы, Нацбанк Беларуси прекратил эмиссионное кредитование экономики и темп роста кредитования замедлился. "Но проблема в том, что к моменту, когда были приняты эти шаги, мы уже получили очень значительный инфляционный навес, который был создан еще в прошлом году. В результате получается, что реальные ставки – а для экономики и банков важны именно реальные ставки - ушли в отрицательную область", – обратил внимание управляющий директор ЕАБР по обеспечению деятельности АКФ. В качестве примера он привел ситуацию со ставкой кредита овернайт. Еще весной реальная ставка по нему была нулевая или чуть больше нуля, а в октябре ставки были минус 25%.
Несмотря на всю привлекательность такого кредита, пользы от этой дешевизны экономике никакой. "Отрицательные ставки овернайт означают, что в экономике в гораздо меньшей степени действуют критерии эффективного распределения ресурсов. С отрицательными ставками можно финансировать любую отрасль", - подчеркнул Шаталов. Если посмотреть на весьма распространенный в мире антикризисный инструмент - льготное кредитование в рамках госпрограмм, то работает инструмент до определенного предела, который, по мнению экспертов ЕАБР, в Беларуси был превышен. "Кредитование оказалось чрезмерным. И то, что ставки отрицательные – ниже уровня инфляции - привело к тому, что отрасли, которые не генерируют валюту, не экспортные отрасли стали очень быстро расширяться. Прежде всего, это строительство", - отметил эксперт.
Гораздо полезнее кредитование, к примеру, экспортно ориентированных проектов агропрома. "А вот кредитуя так отрасль, работающую на внутренний рынок, мы получаем большой и упорно не желающий сокращаться дефицит баланса по текущим операциям", - добавил он.
Шаталов заверил, что когда корректировка объемов и ставок кредитования произойдет, экономика сама выйдет на устойчивый рост. Прогноз инфляции на следующий году на уровне 19% против прогнозируемых 120% в нынешнем году в ЕАБР считают абсолютно реальным, если корректирующие меры будут осуществлены оперативно. Кроме того, ограничение льготного кредитования экономики до того уровня, который экономика может переваривать, и выведение номинальных ставок на уровень выше инфляции позволит быстро справиться с инфляционным навесом.
При этом Шаталов заверил, что рекомендуемое фондом повышение ставок (а ставка рефинансирования сейчас составляет всего 35% годовых), не будет подрывом для национальной экономики. "В начале двухтысячных годов Беларусь около года жила со ставкой рефинансирования 120%. А экономический рост тогда был больше 5%. То есть здоровый рост реальными положительными ставками никогда уничтожить нельзя. А существенно подорвать его можно как раз сильно отрицательными ставками", - убежден эксперт.
Кстати, напомнил он, ставка рефинансирования – формальный контрольный показатель, который правительство само на себя взяло в рамках второго транша, который Беларусь рассчитывает получить в ноябре. А вот ограничение объемов кредитования экономики – это уже обязательство в связи с третьим траншем, который предварительно намечен на февраль 2012 года.
Ни коллапса, ни дефолта
При этом в целом шаги правительства и Нацбанка по выходу из кризиса фонд оценивает положительно. "На данный момент нам нравится. Мы считаем правильными те шаги, которые были сделаны. Это повышение независимости Национального банка, передача от Нацбанка несвойственных для него видов экономической деятельности и несвойственных для него активов. Это позволит Нацбанку осуществлять эффективную и ответственную денежно-кредитную политику. В любой стране он не должен вести хозяйственную деятельность", - отметил Шаталов.
Кроме того, порадовало экспертов начало непростого процесса передачи государственных программ, по которым велось кредитование, Банку развития.
"Абсолютно ключевым" достижением правительства Беларуси Шаталов назвал унификацию курса 20 октября. Есть, по его мнению, и очевидные достижения в плане выполнения показателя по чистым международным резервам.
"Сейчас по некоторым из индикаторов, которые включены в перечень показателей по второму траншу, мы увидим прогресс в течение ноября, возможно даже в его первые недели", - подчеркнул эксперт.
"Вы находитесь не в острой фазе кризиса, не в дефолте, - заверил Шаталов. – Беларусь платежеспособна, есть профицит бюджета, очень низкий госдолг (сравните его с госдолгом любой европейской страны). Это не август 98-го года в России, не крах европейской резервной системы в 91-м году".
На фоне такой в целом оптимистичной оценки ситуации в экономике Беларуси получение страной очередного транша под сомнение не ставится. При этом Шаталов призвал не фиксировать внимание на перечислении траншей на неделю раньше или неделю позже предварительно обозначенных сроков. "Это гораздо менее важно, чем наличие конкретных шагов правительства по корректировке сложившихся дисбалансов", - подчеркнул он, добавив, что решение об очередном транше будет принимать Совет фонда. "Мы даем свою техническую рекомендацию как эксперты и как управляющие средствами фонда", - пояснил он.
"Беларусь - одна из наиболее интересных стран по инновационному, промышленному и экспортному потенциалу. Если дисбалансы скорректировать, конкурентоспособность белорусских производителей будет очень высокой", - заверил Шаталов. И, по его мнению, позитивные тенденции уже есть. "Если реальная зарплата в Беларуси всегда обгоняла темпы роста производительности труда, то, начиная с середины 2011 года (мы это помесячно отслеживаем) процесс развернулся и производительность стала расти быстрее, чем реальная зарплата. Это уже означает, что на каждый рубль, на каждый доллар экспортной продукции белорусский производитель становится все более конкурентоспособным. В этом будущее экономики", - резюмировал эксперт.
Напомним, 4 июня совет Антикризисного фонда ЕврАзЭС одобрил выделение Беларуси в течение трех лет финансового кредита в 3 млрд долларов. Вскоре Беларуси был перечислен первый транш кредита в 800 млн долларов. Согласно плану, второй транш в размере 440 млн долларов Беларусь может получить в конце октября - начале ноября при условии выполнения ряда условий согласованной стабилизационной программы. Для оценки реализации программы реформ Минск недавно посетили представители ЕАБР.