И волокно короткое. И деньги недлинные...
Вопрос о модернизации Оршанского льнокомбината в марте прошлого года на совещании по развитию льняной отрасли Беларуси остро поставил Президент страны Александр Лукашенко. Согласно его поручению и был разработан инвестиционный проект технического переоснащения предприятия. Главная его цель — вывести комбинат на уровень, отвечающий лучшим мировым производствам аналогичного профиля и гарантирующий выпуск конкурентоспособной продукции.
По словам председателя концерна «Беллегпром» Геннадия Вырко, первоначально утвержденным бизнес-планом на глубокую реконструкцию планировалось направить 545 миллиардов рублей, в том числе 145 миллиардов на строительно-монтажные работы. Предусматривался также внешний займ — 82 миллиона евро на закупку оборудования.
Но из-за определенных финансово-экономических трудностей планы пришлось скорректировать. Проанализировав финансовое состояние предприятия, принято решение осуществлять техпереоснащение за счет средств валютной выручки самого комбината.
Работа по модернизации мощностей предприятия уже в первом полугодии позволила добиться неплохих показателей. Комбинат вышел по рентабельности продаж на уровень 13,4 процента, а ведь еще два года назад они были убыточными. Вырос экспорт, а соответственно, и валютная выручка. Не исключено, что дальнейшее развитие льнокомбината будет проводиться с привлечением прямых иностранных инвестиций. К реализации совместных с нашей республикой проектов сегодня проявляют интерес известные текстильные компании с мировыми брендами из Пакистана, Турции, Китая.
Председатель концерна «Беллегпром» Геннадий Вырко говорит, что за 9 месяцев поставки на внутренний рынок увеличились по некоторым позициям товаров в полтора и более раз. Рентабельность продаж в промышленности составила по концерну почти 9 процентов. Вдвое сократилось количество убыточных предприятий.
Еще несколько лет назад склады «Беллегпрома» были до отказа заполнены нереализованной продукцией. Правда, и сегодня здесь хранится 163 процента месячного производства изделий. Но объяснение в специфике отрасли. В зависимости от поры года происходит замена моделей и видов продукции. Так что сегодня многие предприятия работают на зимний и даже весенний ассортимент.
Александр ШЕВКО, «БН»