Бизнес отфутболен
24.10.2011
—
Новости Экономики
Белорусские власти очень ждали доклада Doing Business 2012 «Ведение бизнеса в более прозрачных условиях», ведь, по сути, он является первой международной оценкой их действий после принятия предпринимательской директивы N4 и обещаний улучшить деловой климат в стране. Всемирный банк оценил старания Совмина, но картинку испортило изменение методологии составления индекса. По новой шкале Беларусь за год поднялась на 22 позиции вверх - с 91-го места на 69-е. Однако по старой методологии наш прошлогодний результат - 68-е место. Так что вроде бы Всемирный банк Беларусь похвалил, но до заветной цели - месте в Тоp-30 мира - она оказалась на шаг дальше.
СПРАВКА «БелГазеты».В докладе DB-2011 индекс легкости ведения бизнеса оценивался по 9 параметрам, в свою очередь разбитым на 33 фактора. В обновленный индекс DB-2012 Всемирный банк добавил еще один параметр - подключение к энергосистеме. В результате оценка делового климата проводилась по 36 факторам.
Из 183 стран мира лучший бизнес-климат остался в Сингапуре, Гонконге и Новой Зеландии. Далее важность поддержки предпринимательства понимают правительства США, Дании, Норвегии и Британии. Лидерами по улучшению делового климата стали Марокко, Молдова, Македония, Латвия, Армения и Южная Корея (впервые попавшая в топ-10).
В период с июня 2010г. по май 2011г. (по нему происходила оценка индекса DB-2012) 125 стран провели 245 изменений делового климата - на 13% больше, чем в предыдущий период. Причем за последние шесть лет 174 страны (94% всех в рейтинге) свой деловой климат улучшили. В Top-30 стран лидеров по реформам попали Китай, Индия и Россия.
«Во время устойчивой безработицы необходимость создания рабочих мест является приоритетом правительств во всем миру. Они ищут возможности улучшения регуляторного климата для национального бизнеса. От его улучшения наибольшую пользу получает малый и средний бизнес. Именно он является главным мотором создания рабочих мест во многих регионах мира», - утверждает директор по глобальным индикаторам и анализу Всемирного банка Аугусто Лопез-Кларос.
Императив создания новых рабочих мест является важным как для развивающихся, так и для развитых стран. 20 лет назад проблемная по деловому климату Норвегия сегодня имеет одну из лучших в мире систем регистрации собственности (всё в режиме онлайн). Были системно ликвидированы неоправданные требования 1980-х гг. к бизнесу и в Швеции. Великобритания в 2005-10гг. реализовала программу сокращения бремени госрегулирования на 25%, что сэкономило бизнесу 3,5 млрд. фунтов.
В Южной Корее в 2008г. президентский совет создал национальный совет по конкурентоспособности и определил регуляторную реформу как одну из четырех платформ для улучшения конкурентоспособности: за 12 лет упразднены 3,5 тыс. административных процедур и 650 форм регулирования. Благодаря последовательной работе Южная Корея впервые вошла в Top-10 стран мира с лучшим деловым климатом. В докладе DB-2006 эта страна занимала 27-е место и имела валовой национальный продукт (ВНП) на душу населения в размере $13980. В DB-2012 она стала восьмой с $19890 ВНП (для сравнения: Беларусь в 2005г. имела ВНП $2120, а в 2010г. - $6030).
ПОТЕПЛЕНИЕ ДЕЛОВОГО КЛИМАТА
Самой популярной реформой делового климата в 2010-11гг. стало улучшение механизмов решения проблемы неплатежеспособности - именно так переименовали в новом индексе авторы доклада стандартный параметр «закрытие бизнеса». В условиях напряжения на финансовом рынке 29 стран (большинство из них - развитые страны и переходные экономики Восточной Европы и Центральной Азии) провели реформы в этой сфере. Более 100 стран начали использовать электронную систему оказания разных услуг, начиная с регистрации бизнеса и таможенного оформления и заканчивая подачей заявления в суд. Армения резко улучшила процедуру регистрации бизнеса и получения разрешений на строительство, более доступной стала кредитная информация, упростилась система налогового администрирования, усовершенствовалось законодательство о банкротстве. В результате Армения, несмотря на корректировку методологии, опередила Беларусь и заняла 55-е место.
Казахстан улучшил качество защиты прав инвестора и облегчил акционерам процесс привлечения к ответственности наемного директора. Латвия отказалась от требования формирования уставного капитала, чем повысила качество регистрации. Были упрощены процедуры уплаты НДС, передачи собственности, а также принят новый закон о неплатежеспособности. Наконец, выходящая из кризиса балтийская страна упростила процедуры получения электроэнергии и заняла в результате высокое 21-е место.
Литва ужесточила правила предоставления информации для населения, чтобы директора акционерных обществ не злоупотребляли своим положением, существенно упростила процедуры реорганизации при неплатежеспособности, но из-за ликвидации практики «одного окна» для получения технических условий для коммунальных услуг усложнила подключение к электричеству. Тем не менее, Литва остается в Top-30 стран (27-е место).
Россия улучшила свои позиции за счет упрощения процедуры регистрации собственности. Проще стали требования к внешней торговле и к подаче документов в суд. Несмотря на снижение стоимости подключения к энергосистеме, Россия осталась самой плохой страной в мире по данному индикатору. Страна усугубила и без того плохое положение по налогам, увеличив социальный налог. При этом совокупный объем налогов увеличился незначительно - с 46,5% от объема прибыли до 46,9%. И все равно данный показатель гораздо лучше белорусского (62,8%). При этом России еще далеко до Казахстана, который забирает у бизнеса налогов в эквиваленте только 28,6% прибыли.
Украина продолжает топтаться на месте. Улучшение процедуры разрешения споров, а также упрощение налогового администрирования и регистрации бизнеса не позволили ей выйти из нижней тридцатки стран с самым плохим деловым климатом мира (152-е место против прошлогоднего 145-го по старой методологии).
БИЗНЕС-КЛИМАТ - КАК ФУТБОЛ
В докладе-2012 Всемирный банк отметил целый ряд действий по улучшению делового климата в Беларуси: упрощение процедуры передачи собственности, отмена нескольких налогов, включая оборотные налоги и налог с продаж, упрощение процедуры уплаты подоходно налога и НДС, сокращение числа платежей по налогам и введение электронной формы уплаты налогов. Беларусь «усилила права инвесторов, введя требования большей прозрачности корпоративной информации для совета директоров и населения», и одновременно ухудшила процедуры принуждения к исполнению договоров.
Сильные стороны делового климата Беларуси - процедуры регистрации собственности (4-е место в мире), открытия бизнеса (9-е место в мире) и принуждения к исполнению контрактов (14-е место). Слабой остается система уплаты налогов: после восьми лет Беларусь ушла с позорного последнего места в мире по этому показателю, но недалеко - на 156-ю позицию. Будучи в тридцатке стран с самыми плохими налогами, едва ли попадешь в Top-30 по качеству делового климата.
Традиционно плохим остается отечественное внешнеторговое законодательство. Осуществление экспорта и импорта очень дорого, оформление документов отнимает много времени и людских ресурсов, но хуже всего обстоят наши дела по впервые введенному параметру «подключение к энергосистеме». Авторы индекса установили, сколько времени требуется для устойчивого подключения складского помещения к электрической сети, и 175-е место по данному показателю - яркое подтверждение нерасторопности и откровенного саботажа рыночных реформ, модернизации инфраструктуры со стороны государственного энергетического монополиста.
БОРЬБА ЗА РЫНОК ОБОСТРЯЕТСЯ
Слова об улучшении делового климата в стране правильные, но действия - крайне медленные и непоследовательные. Сторонникам ускорения движения к рынку в лице вице-премьера Сергея Румаса и министра экономики Николая Снопкова противостоят экономисты администрации президента, а также силовики и отраслевые министерства, которые продолжают требовать дотации и дискриминируют иностранных и частных конкурентов.
Президент принимает сторону то первой, то второй группы. Но после унижения белорусского рубля, рекордного уровня инфляции и резкого роста бремени валютных долгов разговор со сторонниками централизованной плановой экономики будет гораздо жестче. Особенно с учетом того, что все внешние кредиторы и инвесторы требуют создания в Беларуси рыночных институтов.
Понятно, что индекс легкости ведения бизнеса описывает только небольшую часть параметров делового климата. На поведение предпринимателей, инвесторов и кредиторов влияет гораздо больше факторов. В 2010-11гг. белорусский бизнес получил двойной удар - инфляцией и девальвацией, который по силе и болезненности превосходит все положительные моменты, отмеченные Всемирным банком. Но этого методология Всемирного банка не учитывает, как, впрочем, и качества макроэкономической политики, ценовое регулирование и бремя содержания и деятельности Госплана, иначе Беларусь выглядела бы очень бледно и непривлекательно. Хотя и так хвалиться нечем: 69-е место в мире у нас примерно и по футболу, и по ВВП, и по уровню доходов населения.