Устоят ли власти от соблазна накачивать экономику рублями?
В будущем году власти планируют проводить жесткую денежно-кредитную политику. По данным Naviny.by, речь идет о том, чтобы существенно снизить объемы кредитования по сравнению с 2011 годом. Предварительные прогнозы предполагают, что рублевые требования банков к экономике вырастут в будущем году только на 9%. Устоят ли власти от соблазна накачивать экономику рублями?
В нынешнем году темпы кредитования существенно опережают задание. Основные направления денежно-кредитной политики на 2011 год предполагали, что требования банков к экономике увеличатся на 24-25%. Вместе с тем, экономика в первом полугодии кредитовалась настолько активно, что уже за январь-август только рублевые требования банков к экономике увеличились на 26,7%.
На фоне продолжающегося валютного кризиса и заявлений Национального банка об ужесточении денежно-кредитной политики опубликованные Нацбанком данные о темпах роста широкой денежной массы удивили. Рост наличных денег в обращении (агрегат М0) только за апрель составил почти триллион рублей, или 21,3% (23,5% с начала года). Жесткой такую политику назвать никак нельзя. Значит ли это, что Нацбанк включил печатный станок? И чем грозит такая мягкая «жесткая» денежно-кредитная политика?
По оценкам экспертов, резкий рост наличной денежной массы в сентябре связан в том числе с увеличением зарплат, а также с единовременными выплатами пенсионерам и бюджетникам по 500 тыс. рублей, которые необходимо было подкрепить наличностью. Это способствует сохранению инфляционных и девальвационных рисков в экономике, а также оказывает давление на потребительский и валютный рынок.
В нынешнем году, как ни парадоксально, макроэкономические показатели, несмотря на кризис, выглядят совсем неплохо. Если оставить за скобками сверхвысокую инфляцию и резкую девальвацию белорусского рубля, другие индикаторы находятся в допустимом коридоре. Поэтому, если захотеть, благодаря статистике жизнь в стране можно расписать в радужных цветах.
Заместитель главы Администрации президента Андрей Кобяков как раз и постарался это сделать. Выступая с докладом перед российскими журналистами на недавней пресс-конференции президента, высокопоставленный чиновник подчеркнул, что экономика Беларуси развивается не хуже, а даже лучше, чем в других странах.
Для подтверждения Кобяков привел данные о росте ВВП, который за январь-август вырос на 9,1% по сравнению с показателем за аналогичный период прошлого года. В России и Украине, подчеркнул замглавы президентской администрации, ВВП растет гораздо более скромными темпами (соответственно, 4% и 5%).
В общем, если сравнивать исключительно статистические данные, белорусская экономика на фоне соседних стран выглядит просто отлично. А вот если разобраться, почему белорусский ВВП в текущем году рос быстрее, чем в соседних странах, можно сделать вывод, что гордиться здесь нечем.
Увеличение ВВП Беларуси в 2011 году обусловлено в основном за счет роста внутреннего спроса. В январе-июле Беларусь опережала почти все страны СНГ по темпам роста розничного товарооборота. За этот период прирост розничного товарооборота составил 15,3%, что намного выше среднего показателя по СНГ (6,7%).
Высокая активность на потребительском рынке Беларуси объяснима. В условиях резкой девальвации национальной валюты население весной этого года избавлялось от нее, старалось быстро конвертировать отечественные деньги в товары длительного пользования. Весенний ажиотаж на потребительском рынке привел к тому, что сейчас торговля выступает одним из локомотивов экономического роста Беларуси (вклад торговли в темп роста ВВП составил 3,1% против 1,1% в 2010 году).
Еще одним фактором экономического роста здесь являются высокие темпы роста инвестиций в основной капитал. В январе-июле Беларусь по этому показателю (темп роста — 23,8%) намного опережала другие страны (средний показатель по СНГ — 5,8%). Этот факт является предметом особой гордости белорусских чиновников.
«У нас удельный вес инвестиций в основной капитал в ВВП за прошлый год составил 38%. Большой удельный вес инвестиций позволяет не только обеспечивать простое воспроизводство основных средств, а обеспечивать расширенное воспроизводство основных средств. У наших торговых партнеров этот показатель (удельный вес инвестиций) составляет порядка 20-22% — это касается Украины, России», — заявил Кобяков в своем недавнем выступлении перед российскими журналистами.
На самом деле высокие темпы инвестиций в основной капитал в случае с Беларусью не могут являться предметом особой гордости. Напротив, именно здесь следует искать корни финансово-экономического кризиса.
По мнению Кобякова, «первопричина трудностей» белорусской экономики — отрицательное сальдо торгового баланса. Однако следует понимать, что высокие темпы роста инвестиций в основной капитал как раз и увеличивали отрицательное сальдо. Предприятия закупали импортное оборудование, и, с одной стороны, это приводило к росту инвестиций в основной капитал, а с другой — пагубно влияло на торговый баланс.
Причем финансировались поставки импортного оборудования фактически за счет… средств Нацбанка.
Дело в том, что главным источником финансирования инвестиций в основной капитал в Беларуси выступают кредиты банков. За счет таких кредитов инвестиции в основной капитал были профинансированы в первом полугодии нынешнего года на 37,3%, за счет собственных средств организаций — на 36,3%.
Высокие темпы банковского финансирования инвестиций в основной капитал обеспечивались за счет эмиссионных ресурсов. Национальный банк накачивал рублями пассивы коммерческих банков, а после этого банки под льготную ставку выдавали кредиты предприятиям. Это и приводило к тому, что в последние годы, как говорит Кобяков, удавалось «не только обеспечивать простое воспроизводство основных средств, а обеспечивать расширенное воспроизводство основных средств».
Аналитик BusinessForecast.byАлександр Муха подсчитал, что объем средств Нацбанка в структуре пассивов коммерческих банков с января 2008 года по август 2011 года возрос в 21,1 раза (на 34,11 трлн. рублей) и достиг на 1 сентября нынешнего года рекордных 35,8 трлн. рублей.
Вброс таких впечатляющих сумм в экономику позволил обеспечить высокие темпы роста инвестиций в основной капитал, но при этом провоцировал нарастание отрицательного сальдо торгового баланса. Вот почему вряд ли стоит гордиться тем, что Беларусь опережала соседей по удельному весу инвестиций в основной капитал.
Напротив, накачка экономики необеспеченными эмиссионными деньгами показала в 2011 году, что такая политика ведет к неизбежной девальвации национальной валюты. В 2008-2010 годах этого удавалась избегать только потому, что Беларусь брала у России и МВФ большие кредиты.
В 2012 году, полагает Александр Муха, если власти откажутся от эмиссионного финансирования экономики, не стоит ждать роста инвестиций в основной капитал. Вместе с тем, считает эксперт, так как другие источники финансирования инвестиций в основной капитал ограничены, не исключено, что власти вернутся к эмиссионному финансированию экономики.
«Если новая программа с МВФ будет подписана, то в будущем году можно ожидать существенного ограничения эмиссионной политики. Однако если новой программы мы так и не увидим, скорее всего, денежные власти вернутся к эмиссионному финансированию экономики, но будут этим заниматься все-таки в несколько меньших объемах», — прогнозирует Муха.
Дмитрий ЗАЯЦ