Стоимость белорусских активов явно завышена

Источник материала:  
13.10.2011 11:16 — Новости Экономики
Белорусские ОАО по-прежнему не привлекают инвесторов посредством размещения собственных акций на открытом рынке, и их ценные бумаги не котируются на биржах. Эксперт анализирует данные, чтобы понять, в каком направлении движется экономика страны, и сколько стоили бы ОАО в случае, если бы начали продавать свои акции на открытом рынке.
Единственный признак того, что белорусские ОАО являются акционерными, - это ежеквартальная публикация некоторых данных об их деятельности, осуществляемая Министерством финансов РБ, отмечает экономист, эксперт делового портала BEL.BIZ Владимир Тарасов. 

Оказывается, в каждой отрасли есть лидеры, которые развиваются намного быстрее, чем вся отрасль в целом, и аутсайдеры. Заметно это даже там, где, казалось бы, ничего подобного быть не должно. 

Например, Новополоцкий нефтеперерабатывающий завод ("Нафтан") получил за первое полугодие 2011 года выручку в размере 7 трлн бел. руб. - в 1,55 раза больше, чем Мозырский НПЗ. В первом полугодии 2010 года данное превышение составляло 1,3 раза.

Еще более разительны отличия между двумя НПЗ по прибыли. В первом полугодии 2010 года "Нафтан" получил прибыль в 1,6 раза большую, чем Мозырский НПЗ. За тот же период 2011 года "Нафтан" получил прибыль в 42,6 млрд бел. руб., а Мозырский нефтеперерабатывающий завод - убытки в 180,2 млрд бел. руб.!

Не исключено, что указанное различие между предприятиями связано с тем, что "Нафтан" - это белорусское предприятие, тогда как Мозырский НПЗ - наполовину российское. Возможно, белорусская сторона, сделав завод убыточным, экономит на выплате дивидендов российским акционерам - раз нет прибыли, нет и дивидендов. 

В связи с этим любопытно, что у государственного ОАО "Гомельтранснефть Дружба", поставляющего российскую нефть на Мозырский НПЗ, очень высокие показатели деятельности: его прибыль за первую половину 2011 года составила 284,6 млрд бел. руб., достигнув 48% от выручки. Правда, надо отметить, что около 90% объемов транспортировки нефти у Дружбы занимает транзит российской и казахстанской нефти в Европу.

В еще большей степени, чем в нефтепереработке, различие между отдельными предприятиями заметно в автомобилестроении. Предприятия, имеющие отношение к этой отрасли, занимают с 3 по 5 места в рейтинге белорусских ОАО по размеру выручки - МАЗ, Белшина и БелАЗ.

По размеру выручки за первое полугодие 2011 года эти три ОАО в сумме ненамного обогнали "Беларуськалий", получив 2,4 трлн бел. руб., 1,68 трлн бел. руб. и 1,63 трлн бел. руб. соответственно. Но вот эффективность деятельности в автомобильной отрасли намного ниже, чем в калийной: данные ОАО получили прибыль за I полугодие 2011 года в размере 457,2 млрд бел. руб., 75 млрд бел. руб. и 430,4 млрд бел. руб. соответственно. В сумме это примерно в 3 раза меньше прибыли "Беларуськалия".

В число крупнейших ОАО Белоруссии попали и другие предприятия автомобильной отрасли, но они существенно отстали от тройки лидеров. Минский моторный завод возглавил вторую десятку крупнейших ОАО, получив выручку 585,1 млрд бел. руб. и прибыль в размере 35,1 млрд. бел. руб. Темпы роста данных показателей по сравнению с аналогичным периодом прошлого года довольно хорошие: 1,7 раза и 1,8 раза соответственно.

Производитель дорожной техники и единственное частное предприятие рассматриваемой отрасли в Белоруссии - ОАО "Амкодор" - в I половине 2011 года получил 288,3 млрд бел. руб. выручки, увеличив ее на 55% по сравнению с аналогичным периодом 2010 года. Зато его прибыль составила 35,6 млрд бел. руб., что оказалось выше прибыли за январь-июнь 2010 года в 4,3 раза.

Из общего ряда вполне успешных предприятий автомобильной отрасли несколько выбивается Минский завод колесных тягачей (МЗКТ). В первой половине 2011 года его выручка снизилась на 4% до 131,9 млрд бел. руб., в результате чего ОАО чуть было не покинуло список 100 крупнейших ОАО республики. Прибыль рухнула примерно в 20 раз - до 1,8 млрд. бел. руб.

В текущем году к числу белорусских ОАО добавилось еще несколько крупных белорусских предприятий. В частности, это "Беларуськалий" и "Гомельтранснефть Дружба". При этом "Беларуськалий" оказался на втором месте среди крупнейших ОАО Беларуси после нефтеперерабатывающего завода "Нафтан".

"Беларуськалий" не зарабатывает на $ 30 млрд, констатирует эксперт. Выручка "Беларуськалия" за I полугодие 2011 года достигла 5,4 трлн бел. руб., а прибыль - 3,14 трлн. бел. руб. Таким образом, отношение прибыли к выручке у данного предприятия составила 58,6%. Это очень высокий показатель. Однако значительную часть прибыли "Беларуськалий" перечислил государству в виде дивидендов и налогов, составивших в I полугодии 2011 года 0,5 трлн бел. руб. и 0,64 трлн бел. руб. соответственно.

Весьма приблизительно можно считать, что стоимость предприятия равна его выручке за год или, если оценивать по прибыли, стоимость предприятия превышает прибыль в 10-20 раз.

Если использовать такую же методику оценки стоимости белорусских ОАО по отношению ко всем 10 крупнейшим ОАО Белоруссии (без учета, разумеется, "Белтрансгаза"), то окажется, что исходя из выручки они стоят примерно $18 млрд, а из чистой прибыли - $12-24 млрд. Даже если взять оценку "Беларуськалия" по прибыли, а остальных по выручке, то окажется, что цена 9 наиболее крупных ОАО республики (за исключением калийного комбината) составляет всего $15 млрд, то есть примерно столько же, сколько и "Беларуськалия". Ничего удивительного в этот нет - продукции они производят много, а вот эффективность низкая.

Итого, исходя из оптимистичной оценки, указанные 10 крупнейших ОАО стоят примерно $18-32 млрд.

Оценка может показаться довольно скромной, но она близка к реальности, и на самом деле представляет собой хорошую цену для указанных белорусских ОАО. Больше выручить будет чрезвычайно сложно. Это та капитализация, которую имели бы данные ОАО, если бы начали продавать свои акции на открытом рынке. А надо учитывать, что сейчас времена для продажи акций, мягко говоря, не самые лучшие, резюмирует В.Тарасов.


←Доллар в Беларуси перевалил за девять тысяч рублей

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика