Надвигаются «подвижки»
03.10.2011
—
Новости Экономики
26 сентября президент Беларуси провел рабочую встречу с председателем Белорусского государственного концерна по нефти и химии («Белнефтехим») Игорем Жилиным. «Мне кажется, что там [в условиях поставки российской нефти. - «БелГазета»]должны быть подвижки точно так, как по газовым вопросам , - поделился своими предчувствиями президент. - Я встречался с Алексеем Миллером - там положительные тенденции в наших интересах. Молодцы россияне, они понимают, что нам не просто сейчас, и они готовы идти навстречу» .
Игорь Жилин не разочаровал президента, доложив о результатах работы концерна. Добившись беспошлинных поставок российской нефти, белорусский экспорт нефтепродуктов достиг за семь месяцев т.г. $6,8 млрд. Таким образом, Беларусь в 2,2 раза увеличила объем экспорта нефтепродуктов по сравнению с аналогичным периодом прошлого года. Теперь следует серьезно поработать над темой увеличения доходов от экспорта нефтепродуктов. Для решения этой задачи «Белнефтехиму» необходимо нарастить объемы покупки российского углеводородного сырья, причем по более низким ценам. И первый шаг в этом направлении уже сделан.
Источник в профильном ведомстве сообщил агентству «Прайм», что Беларусь проявила заинтересованность к увеличению в 2012г. импорта российской нефти до 22-23 млн. т (на 0,32-1,32 млн. т по сравнению с т.г.). Минимальный объем импорта российской нефти в Беларусь был зафиксирован на уровне 12,9 млн. т в 2010г. Но сегодня, когда экспортные пошлины отменены, а белорусские НПЗ модернизированы, белорусские власти готовы добиваться роста объема поставок российской нефти, осуществляемых по трубопроводам. «Однако это пока планы белорусской стороны. Традиционно объем поставок нефти, а также способ их поставки согласовываются с российской стороной в рамках топливно-энергетического баланса» , - пояснил агентству собеседник.
Однако основной резерв увеличения доходов от экспорта нефтепродуктов кроется не в повышении объема поставок российского черного золота, а именно в снижении цен на перерабатываемое сырье. Александр Лукашенко никогда и не скрывал, что очень рассчитывает на снижение цен на поставляемые из России энергоресурсы. Таков углеводородный фундамент белорусской экономической модели. В этом году цены на российскую нефть изменились только благодаря премии $449 за 1 т - без нее белорусские НПЗ платили бы цену на уровне прошлого года ($396-400 за 1 т). «Белнефтехим» приложил немало усилий для отмены премии, но у него ничего не вышло. Поэтому еще в июле Александр Лукашенко уповал главным образом на спад в мировой углеводородной конъюнктуре: «Исходя из всего, что сегодня происходит в мире, я надеюсь, что в экономике мы уже достигли практически мирового уровня [по ценам на энергоресурсы. - «БелГазета»]» .
К осени мировые цены на нефть действительно несколько снизились под угрозой новой волны мирового экономического кризиса. И если эта тенденция наберет силу, то нефтедобывающие страны столкнутся с большими финансовыми проблемами. По оценке бывшего главы Минфина РФ Алексея Кудрина, «в случае снижения цены на нефть до $60, экономика России будет оставаться прочной один год» . Беларуси этот вариант развития событий тоже не сулит ничего хорошего, поскольку вслед за ценами на нефть снизится и стоимость нефтепродуктов, что, безусловно, больно ударит по главной статье национального экспорта. Поэтому белорусское правительство всегда стремилось к эксклюзивным условиям поставки российских энергоносителей, гарантирующих высокую конкурентоспособность национальному экспорту в целом. «Мы говорим, что нам нужны цены, сопоставимые с российскими» , - откровенно высказался на этот счет первый вице-премьер Владимир Семашко в прошлом году.
Пока поставленная задача не решена, и снижение цен на российские энергоносители обеспечено только за счет их беспошлинной поставки в Беларусь как страну - участницу Таможенного союза. Сегодня в Минске рассчитывают добиться большего, продав россиянам «Белтрансгаз», нефтеперерабатывающие и другие заводы. По природному газу этот вопрос можно считать почти решенным, поскольку в заключительной фазе переговоров, которая продлится до декабря, сторонам предстоит определить размер «интеграционной скидки» . Но сама постановка вопроса о скидке позволяет надеяться только на некие поправочные коэффициенты в цене, но никак не на российские внутренние цены, на которые рассчитывало белорусское руководство.
Между тем еще в мае президент проинформировал общественность о том, что Москва была согласна продавать энергоносители Минску по внутрироссийским ценам. «Говорят: отдавайте заводы, мы будем поставлять беспошлинно нефть, то есть по ценам, равным в России и Беларуси» , - с возмущением поведал Лукашенко. «Вот если они скажут, что будут по внутренним ценам продавать газ в Беларусь - на равных условиях и по внутрироссийским ценам, - мы не против, берите контрольный пакет. Точно так же и по нефтеперерабатывающим заводам. Дешевая нефть - хорошие условия, но не бесплатно» , - назвал свои условия сделки белорусский президент.
Однако он не сообщил тогда главного - цены, предложенной россиянами за белорусские НПЗ. «Они ведь хотят, чтобы мы эти заводы отдали почти бесплатно. Я им публично сказал: бесплатный сыр в мышеловке. Ничего забесплатно мы не продадим» , - пояснил президент. Разница между «почти бесплатно» и «забесплатно» , как известно, может быть огромной. Похоже, с цифрами Лукашенко наконец определился. И тут же решил организовать распродажу уцененных заводов. Для чего и пришлось срочно выдергивать из Москвы главу «Газпрома» Алексея Миллера.