Два сценария для белорусских банков: плохой и очень плохой
Острый дефицит валюты, неспособность белорусского государства привлечь ее на внешних рынках и продолжение эмиссионного финансирования экономики может поставить белорусские банки в тяжелое положение. Международное рейтинговое агентство Moody’s видит два сценария развития событий в банковской системе Беларуси: «плохой» и «очень плохой».
Рост проблемных активов неизбежен
Ухудшение ключевых макроэкономических индикаторов заметно ограничивает возможности банковского бизнеса в Беларуси. Чтобы преодолеть негативные последствия финансово-экономического кризиса, белорусским банкам, судя по всему, придется заплатить определенную цену. Вопрос сейчас состоит только в том, насколько высокой она будет.
Международное рейтинговое агентство Moody’s ожидает, что объемы плохих долгов на балансах белорусских банков будут расти из-за ухудшения макроэкономической ситуации. Иными словами, велика вероятность, что многие заемщики не смогут своевременно погашать кредиты.
«Сегодня мы уже видим, что банки, реагируя на кризис и высокую инфляцию, повышают ставки кредитования. Таким образом, расходы предприятий на обслуживание кредитов будут увеличиваться. С другой стороны, мы ожидаем, что вследствие девальвации и роста цен внутренний спрос будет сжиматься, и доходы предприятий уменьшатся», — отмечает младший вице-президент — аналитик Moody's Максим Богдашкин.
В связи с ростом расходов и уменьшением доходов заемщиков аналитики агентства и ожидают ухудшение их кредитоспособности. Согласно прогнозу Moody's, если властям удастся в достаточном объеме привлечь необходимые объемы валюты для финансирования дефицита платежного баланса, то проблемные активы вырастут с 3% в 2010 году до 15% — к концу 2012-го.
«В то же время, если Беларуси не удастся своевременно привлечь достаточный объем инвалюты, вероятна дальнейшая девальвация рубля. Соответственно, будут расти инфляция и ставки по кредитам. Все это приведет к еще большему уровню плохих долгов. В случае реализации этого сценария мы ожидаем, что к концу 2012 года доля проблемных активов превысит 20%», — говорит Богдашкин.
Однако главная проблема в случае неспособности властей привлечь валюту будет не в росте проблемных активов, а в способности банков справиться с возможным оттоком валютных средств клиентов.
Банковские вклады: заморозить нельзя возвращать
Аналитики Moody’s ожидают, что в случае, если государству не удастся своевременно и в необходимом объеме привлечь валюту, то может возобновиться отток валютных вкладов из банковской системы. Напомним, что вкладчики достаточно активно снимали валютные депозиты во втором квартале: депозиты физлиц в инвалюте сократились с 4,82 млрд. долларов в марте до 3,47 млрд. долларов в середине июля.
К счастью, во второй половине июля за счет увеличения процентных ставок по депозитам их отток приостановился, а на конец июля их объем даже немного увеличился — до 3,55 млрд. долларов.
Согласно выводам экспертов Moody’s, возобновление оттока валютных депозитов из банковской системы существенно увеличит риск того, что белорусские власти введут мораторий на их досрочный возврат.
«У белорусских банков сегодня есть валюта. Однако значительная часть их валютных активов находится на срочных депозитах в Нацбанке либо выдана в качестве кредитов. В случае, если отток валютных депозитов возобновится, а государству не удастся найти дополнительные источники валютной ликвидности, у банков могут появиться проблемы с исполнением обязательств в иностранной валюте. В результате Беларусь может быть вынуждена пойти по тому же пути, который выбрала Украина в конце 2008 года, и запретить досрочное изъятие валютных вкладов», — считает Максим Богдашкин.
Тем не менее, аналитики Moody’s полагают, что вероятность более благоприятного сценария выше, и белорусским властям все же удастся привлечь валюту своевременно и в необходимом объеме.
Печатный станок пора выключать
Недавно Беларуси удалось достичь прогресса в газовых переговорах с Россией. Если не возникнет внезапных проблем, то официальный Минск до конца года сможет привлечь 2,5 млрд. долларов от продажи 50% акций «Белтрансгаза».
Однако даже в случае притока инвалюты события в банковской системе Беларуси могут пойти по самому нежелательному сценарию, если монетарная и бюджетная политика властей не изменится.
«Трансформация более благоприятного сценария для банковской системы в пессимистичный возможна в случае ослабления монетарной политики. Если государство продолжит печатать деньги или иным образом вбрасывать рубли в экономику, неминуем всплеск инфляции и бурный рост кредитования со всеми вытекающими негативными последствиями для банковской системы», — подчеркивает Богдашкин.
К сожалению, вероятность развития событий именно по такому сценарию существует. В первом полугодии, несмотря на заявления о сокращении эмиссионного кредитования экономики, оно все-таки продолжалось. Вице-премьер Сергей Румас в начале августа отмечал, что реального сокращения финансирования госпрограмм в первой половине 2011 года не произошло. «В первом полугодии, несмотря на озвученные проблемы с эмиссионным кредитованием, в регионах были начаты новые стройки, не обеспеченные реальными источниками. В результате эмиссия этого года превышает показатели прошлого», — констатировал он 2 августа на заседании правительства.
Очевидно, что если эмиссия будет продолжена и во втором полугодии, давление на банковскую систему будет только нарастать. Аналитики Moody’s отмечают, что в случае продолжения негативных процессов в экономике кредитные рейтинги белорусских банков могут быть вновь снижены с нынешнего значения B3 до рейтингов категории Сaa.
«Нынешний рейтинг уже отражает высокую вероятность того, что белорусские банки не смогут справиться со своими проблемами без внешней поддержки. В свою очередь, снижение рейтинга с B3 до категории Сaa будет означать существенное увеличение вероятности дефолта банка. В частности, Сaa1 – это преддефолтный уровень рейтинга», — резюмировал Максим Богдашкин.
Дмитрий ЗАЯЦ