Нацбанк заманивает в резервы изощрёнными способами

Источник материала:  


По данным Нацбанка, международные резервные активы Беларуси, рассчитанные по стандартам Международного валютного фонда (МВФ), увеличились на $27,4 млн. по состоянию на 1 августа. При этом резервные активы в инвалюте сократились на $229,2 млн. Таким образом, рост совокупных резервов обеспечен по таким позициям, как монетарное золото (+$124,3 млн.), спецправа заимствования (+$27,8 млн.) и прочие активы (+$101,5 млн.).

Как видно, данные хоть и уточненные, но динамические результаты по отдельным видам резервов не «пляшут» с опубликованным итогом по статье «Всего». Впрочем, разница составляет каких-то $3 млн. Наверное, счетоводы перестарались, поскольку поступление валютной выручки от производства и внешней торговли оказалось недостаточным, чтобы превратить минус в плюс по основной статье «Резервные активы в иностранной валюте». В целом же международные резервные активы Беларуси по стандартам МВФ составили $4,178 млрд., т.е. немного выросли по сравнению с данными на 1 июля 2011г. ($4,15 млрд.).

Хуже другое. Беларусь - страна с развитой промышленностью и населением в 9,47 млн. человек - имеет в закромах меньше золотовалютных резервов (ЗВР), чем, например, Литва, где промышленность заметно слабее, а населения всего 3 млн. Литовские ЗВР составляют 4,9 млрд. евро, резервы в расчете на душу населения - 1633 евро, и эта валюта реальная, поскольку ее можно купить в банках. В Беларуси же выходит по $441 на одну душу, т.е. меньше в 5 раз. К тому же в нашем случае мы имеем дело с расчетным или условным показателем, поскольку валюта, хранящаяся в ЗВР, для продажи населению не предназначена. Поэтому белорусские власти пускаются во все тяжкие, чтобы нарастить резервы и восстановить нормальную работу валютного рынка, выбирая из двух доступных способов добывания валюты (взять взаймы или заработать) преимущественно первый.

Например, закладывая активы и выручку «Беларуськалия» в обмен на кредиты иностранных банков, с последующим зачислением заемных средств на депозит в Нацбанке и включением добытой суммы в состав ЗВР. С помощью столь изощренных приемов валютные резервы могут увеличиться еще на $2 млрд. И отдавать эти средства придется предприятию, экспорт калийных удобрений которого составил в прошлом году

4,2 млн. т. Если принять во внимание, что последний контракт Белорусской калийной компанией на поставку в Индию 1,2 млн. т хлоркалия заключен по цене $490 за 1 т, то нетрудно понять, что весь годовой экспортный объем может уйти в обеспечение кредитной сделки. Вдохновляет лишь то, что производственные мощности предприятия позволяют увеличить объем экспорта почти в 2 раза. Для этого потребуется найти таких же крупных покупателей калийных удобрений, как Индия и Китай, что маловероятно.

Стороны, как известно, решили не раскрывать такие условия кредитного договора, как срок и процентные ставки по кредиту. Однако, учитывая, что кредит выдан под залог акций и экспортных контрактов, можно предположить, что речь идет о краткосрочном кредите (год и не более). Что же касается процентной годовой ставки по кредиту, то тут еще проще. Доходность по белорусским суверенным евро-облигациям сегодня колеблется в диапазоне 12-12,5%, а кредит, как следует из заявления главы Сбербанка России Германа Грефа, выдан «по всем международным стандартам вместе с нашими западными партнерами». Поэтому вряд ли «Беларуськалий», целиком принадлежащий государству, добыл более дешевые кредитные ресурсы, чем могла бы получить страна, имеющая невысокий суверенный кредитный рейтинг.

Но выбирать не приходится - на осень намечена акция по восстановлению нормальной работы белорусского валютного рынка, а для этого необходимо срочно нарастить объем международных валютных резервов. По плану, обнародованному зампредом Нацбанка Юрием Алымовым, белорусские власти решили к концу года нарастить объем национальных ЗВР на $2,5-4 млрд. за счет средств, не обремененных обязательствами, т.е. не брать в долг, а выручить искомую сумму от продажи какой-нибудь госсобственности. К сожалению, это только проект, поскольку на самом деле ничего еще из крупных промышленных активов, принадлежащих государству, не продано. Поэтому между правительством, стремящимся ускорить процесс выхода на единый рыночный курс рубля, и Нацбанком имеются некоторые разногласия по поводу необходимой величины ЗВР. В правительстве считают, что $6 млрд. для решения поставленной задачи вполне хватит. В то время как Нацбанк в этом не очень уверен.

Действительно, многое будет зависеть от того, какую тактику изберут власти. Сейчас можно встретить немало спекуляций на тему таргетированного уровня будущего единого рыночного курса белорусского рубля. Но именно подобная постановка вопроса, когда заведомо говорят о каком-то предельном, а значит, фиксированном курсе, и дает повод для спекулятивных атак на этот курс в будущем. На рынке любой курс может быть поставлен под сомнение. Если же власти сделали свой выбор предельного уровня обменного курса нацвалюты, то следует также иметь в виду, что чем выше этот курс, тем большую величину ЗВР придется потратить на валютные интервенции с целью его удержания. Поэтому, возможно, стоит согласиться с черным рынком, где уже сегодня меняют Br7300-7500/$1. Тогда власти и курс удержат, и ЗВР страны сберегут.
←Эффективность американских санкций будет близка к нулю?

Лента Новостей ТОП-Новости Беларуси
Яндекс.Метрика