Девальвация обеспечила страховщикам хорошую мину
Первая половина 2011 года не принесла страховому рынку Беларуси позитивных изменений. Государство, продекларировав реформы на бумаге, так и не решилось их начать. С другой стороны, в первом полугодии происходили забавные вещи с финансовыми показателями крупнейших страховых компаний. Но — обо всем по порядку.
По итогам первого полугодия на рынке страхования мы имеем традиционную картину — более 80% страховых взносов обеспечили компании, контролируемые государством. Объяснение тут простое: государство предоставляет своим страховым компаниям ряд существенных преференций, которые и позволяют государственным страховщикам доминировать на рынке.
Впрочем, в конце 2010 года нам обещали, что в 2011-м на страховом рынке проведут реформы, и условия для работы частных и государственных страховщиков будут одинаковы. Соответствующие предложения содержались и в проекте директивы о либерализации, и в проекте указа президента. Однако никаких позитивных изменений в части регулирования страхового рынка в первой половине 2011-го не произошло.
Вице-председатель Белорусского союза предпринимателей Виктор Хомярчук отмечает, что уравнять права государственных и частных страховщиков обещают уже давно, но законодательство все никак не меняется.
«Страхование — деятельность, связанная с аккумулированием больших денежных средств. Наша экономическая доктрина, если таковая существует, основана на том, что только государство в состоянии грамотно и эффективно управлять финансовыми потоками», — говорит Виктор Хомярчук.
Между тем, по данным Naviny.by, в госорганах уже давно на рассмотрении находится проект указа президента, который включает ряд либеральных для рынка страхования моментов.
В частности, проект указа отменяет ограничения для иностранных инвесторов по страхованию жизни. Эксперты страхового рынка отмечают, что страхование жизни требует длинных денег, ведь срок действия страховых договоров здесь может превышать даже 30 лет. Соответственно, длинные деньги, которые могут предоставить иностранные инвесторы под страхование жизни, белорусскому рынку крайне нужны.
Однако, несмотря на все это, государство пока так и не предоставило доступ иностранным инвесторам к страхованию жизни на территории Беларуси. Хотя, подчеркнем, в первом полугодии 2011 года соответствующий указ президента уже был подготовлен и лежал на столах в госорганах.
По мнению Виктора Хомярчука, принятие указа тормозится заинтересованными лицами, которые не хотят утрачивать доминирующее положение госкомпаний на страховом рынке. В конечном счете, считает эксперт, и эти компании будут проданы: преференции желательно сохранить на «период откорма» — можно будет подороже продать.
«Преференциями в сфере страхования жизни пользуется всеми известная госкомпания («Стравита». — Naviny.by). Естественно, потеря существующих преференций снизит темпы наращивания клиентской базы этой компанией. Также понятно, что либерализация на рынке страхования приведет к ухудшению других показателей в деятельности государственных компаний», — полагает Виктор Хомярчук.
Не произошло в первом полугодии и других позитивных изменений, которые были записаны в соответствующем проекте указа президента. По действующему законодательству, юридические лица, которые обслуживаются в государственных страховых компаниях, могут относить расходы по некоторым видам страхования на себестоимость продукции. В то же время, если компания обслуживается в частной страховой компании, расходы на страхование приходится оплачивать за счет прибыли.
Проект указа президента должен был положить конец этой дискриминации, но, увы, пока он так и не был принят.
Однако если на законодательном поле в первом полугодии все осталось для страховщиков без изменений, то на самом рынке происходили забавные вещи. К примеру, в январе-апреле государственные страховые компании показывали одни убытки, а по итогам января-мая — вышли на значительную прибыль.
Финансовые показатели крупнейших страховых компаний*
*Источник: Минфин
Так, «Белгосстрах», занимающий доминирующее положение на внутреннем рынке, за январь-апрель получил убыток в размере 9,46 млрд. рублей. Однако финотчетность компании за январь-май уже демонстрировала огромную прибыль в размере 12,65 млрд. рублей. Как глубокий убыток мог превратиться за месяц в завидную прибыль? С высокой уверенностью можно предположить, что дело — в майской девальвации белорусского рубля.
«У кого было больше валюты в резервах — тому девальвация позволяла заметно улучшить финансовую отчетность, — отмечает Виктор Хомярчук. — Естественно, после майской девальвации вся валюта была переоценена по новому курсу. Возникла, как следствие, огромная курсовая разница, которая и позволила показать прибыль. Хотя де-факто ничего не поменялось: количество реальных денег у страховой компании не изменилась».
Но зато прибыль, вдруг появившаяся после девальвации, позволит государственным страховщикам преподнести прекрасную отчетность и заявить, что мы отлично работаем.
Разве у кого-то после победных реляций крупных страховщиков возникнет мысль, что страховому рынку нужны реформы?!
Дмитрий ЗАЯЦ