Грецкий огрех
25.07.2011
—
Новости Экономики
На прошлой неделе лидеры еврозоны поработали на славу. Им удалось принять новую программу по преодолению долгового кризиса и вторую стабилизационную программу для Греции на сумму 109 млрд. евро. Предыдущие 110 млрд. евро, выделенные МВФ и странами ЕС в 2010г. в расчете на три ближайших года, уже израсходованы без видимого положительного результата.
По оценкам экспертов Еврокомиссии, внешний госдолг Греции должен был возрасти с 115% ВВП в 2010г. до 140% ВВП в 2013г. при условии, что Афины получат помощь в полном объеме. Причем по плану сокращение долга должно было начаться с 2014г. «Интересно, с чего бы это, если учесть, что никаких структурных реформ в греческой экономике не намечается?» - задалась вопросом «БелГазета» в прошлом году, когда первый раунд борьбы с греческим кризисом был в самом разгаре. Эти сомнения оказались не беспочвенными. Сегодня, когда на дворе всего лишь середина лета 2011г., Греция имеет внешний долг, равный уже почти 150% ВВП, и никакого просвета к его погашению.
Впрочем, недостатка в более оптимистичных оценках и на этот раз не ощущается. Например, президент Франции Николя Саркози уверяет, что предусмотренная новым планом трансформация коротких греческих гособлигаций в более длинные (по срокам) позволит сократить долг страны на 24% ВВП. Однако правила элементарной экономической арифметики еще никто не отменял: при значительном сокращении бюджетных расходов темп роста ВВП закономерно падает, увеличивая тем самым разрыв с размером доходности суверенных облигаций, который по греческим 10-летним бумагам порой достигал уровня в 17% годовых. Поэтому меры, принятые на европейском саммите, способны лишь облегчить бремя греческого долга, отодвинув дефолт на время, но все равно не избавят страну от неизбежного банкротства. Восстановить греческую экономику без нового «плана Маршала» невозможно.
Есть и более простой выход из сложившейся ситуации, но очень болезненный: грекам давно следовало объявить дефолт, а кредиторам просто списать греческие долги. «Суверенный дефолт или возможные потери по кредитам с большой вероятностью могут привести к заражению ключевых экономик еврозоны с тяжелыми экономическими последствиями» , - отмечено в отчете МВФ. Поэтому, стремясь избежать системного банковского кризиса в ведущих европейских странах, лидеры Франции и Германии предпочли пойти на новые огромные расходы, полагая, что экономический рост в Европе рано или поздно ускорится и им не придется спасать французские и немецкие коммерческие банки, активно скупавшие греческие бумаги. Между тем новая программа помощи предполагает и их участие в спасении Греции. Частным европейским банкам на этот раз также придется раскошелиться примерно на 40 млрд. евро.
Кроме этого, новая программа помощи предполагает облегчение долговых условий для Греции посредством снижения процентной ставки с 4,5 до 3,5% годовых, а также продление сроков кредитования с 7,5 до 15 лет. Также в целях предотвращения угрозы распространения кризиса решено сократить зависимость от международных рейтинговых агентств, решения которых, по мнению европейских экспертов и политиков, только способствовали увеличению стоимости обслуживания долговых обязательств и создавали панику на финансовых рынках. В частности, из-за этого уровень доходности 10-летних гособлигаций Италии достиг 6%, т.е. уровня, с которого когда-то начиналась греческая история. При таком уровне доходности в Европейском фонде финансовой стабильности (ЕФФС) средств для спасения итальянской экономики, имеющей самую крупную задолженность в Евросоюзе в 120% ВВП (1,8 трлн. евро), явно не хватит.
С помощью средств ЕФФС можно будет выкупать на вторичном рынке гособлигации европейских государств, а также предоставлять им кредитные линии до того, как они потеряют возможность привлекать ресурсы на долговых рынках. Пока на кредит, не считая Греции, могут реально рассчитывать Португалия и Ирландия, поскольку в фонде имеется 440 млрд. евро. Хотя нежелание стран развитого европейского Севера покрывать долги периферийных стран еврозоны было вполне очевидным. Но в создавшейся ситуации, которая в любой момент могла выйти из-под контроля, выбора у них не осталось. Налогоплательщикам из развитых стран волей-неволей придется помогать своим менее удачливым южным собратьям. Иначе этим странам неизбежно придется пережить дефолт, предполагающий отказ от погашения всех долгов. Впрочем, новая программа помощи не исключает временного дефолта, который могут объявить кредитные агентства. На этот случай в программе предусмотрены нормы, ограничивающие ущерб.
Финансовые рынки отреагировали в целом положительно на меры, принятые на евросаммите. Курс евро подрос, достигнув уровня почти в $1,44. Но это краткосрочная реакция, поскольку рынки были готовы положительно отреагировать на любое решение по Греции. В среднесрочной перспективе ситуация выглядит менее радужно. Возможно, на этот раз даже года не понадобиться, чтобы подвести итоги второй программы помощи Греции. Ведь проблема в очередной раз не решена, а только отложена. В существующем формате еврозоне вряд ли удастся обеспечить финансовую и налогово-бюджетную консолидацию.
Поэтому наиболее авторитетные международные эксперты теперь уже не исключают, что еврозона может сократиться, как шагреневая кожа. В зоне останутся наиболее развитые в экономическом отношении страны, а крепость европейской валюты достигнет новых небывалых уровней.