Шахты класса Люкс
25.07.2011
—
Новости Экономики
Беларусь объявила об еще одном иностранном претенденте на разработку двух своих месторождений калийных солей - Петриковского и Октябрьского. Им стала люксембургская группа Boulle Mining Group, с руководством которой на минувшей неделе встретился Александр Лукашенко. Ранее в качестве потенциальных партнеров Беларуси назывались более известные - канадские и российские - игроки.
«Вы - одна из компаний, которая заинтересована в геологоразведке в нашей стране и не только в направлении поиска калийных солей, но и по другим направлениям, а также заинтересованы в разработке этих месторождений» , - обратился президент к руководителю люксембургской группы Жан-Раймону Булю, попутно проинформировав белорусскую общественность о намерениях гостей.
Беларусь, в свою очередь, ждет от инвестора «новейших технологий и масштабных объемов капиталовложений», которые хотелось бы получить как можно быстрее: «Мы хотим, чтобы наши договоренности были конкретными и спрессованы во времени, по-деловому, как это принято у вас, у людей крупного бизнеса».
После нескольких лестных для Boulle Mining Group обращений президент поспешил намекнуть люксембуржцам, что им на пятки готовы наступить конкуренты, которых Беларусь в любой момент может предпочесть Boulle Mining Group, если та не перейдет от слов к делу: «Вы можете обещать, но я вам сразу скажу, что если появятся новые компании, которые завтра готовы работать, мы будем работать с ними». Беларусь, по словам президента, будет иметь дело с любой компанией, если она способна «прийти и работать, а не просто обещать» .
Потенциальные конкуренты Boulle Mining Group известны вот уже несколько месяцев. В феврале т.г. замминистра природных ресурсов и охраны окружающей среды Анатолий Лис сообщил о планах привлечь инвестора для совместной разработки Петриковского и Октябрьского месторождений или их сдачи в концессию (передача государством права на эксплуатацию природных ресурсов). Тогда же стало известно, что интерес к белорусскому предложению выразили профильные российские компании (стоит предположить, что речь шла об «Уралкалии», крупнейший владелец которого Сулейман Керимов выразил готовность купить контрольный пакет «Беларуськалия») и ведущий в мире производитель калийных удобрений - канадская Potash Corp.
Переговоры по продаже «Беларуськалия» если и ведутся, то явно буксуют - 12 июля премьер-министр Михаил Мясникович удивил тем, что «Уралкалий» не сформулировал предложения правительству Беларуси. Впрочем, в потенциальных разработчиках Беларусь кое-что смущало. «Надо определить, что мы получим в результате такой совместной деятельности - конкурента «Беларуськалию» или партнера», - говорил Лис.
Беларусь уже имеет печальный опыт разработки месторождений полезных ископаемых совместно с Люксембургом. Странная корпорация из этой страны Polar Stars (без какой-либо внятной истории и с уставным фондом менее 40 тыс. евро) в 2007г. получила с высокого благословения право пользования недрами для добычи бурых углей и горючих сланцев. С тех пор она так и не начала разработку месторождений, и в 2011г. инвестдоговоры с ней были расторгнуты.
В отличие от печально известного в Беларуси земляка, инвестирующая в геологоразведку Boulle Mining Group имеет историю работы. В числе проектов группы - разработка месторождений никеля, меди и кобальта в Канаде, цинка - в Сьерра-Леоне, алмазов - в Намибии, ильменита и циркония - на Мадагаскаре. «Насколько я информирован, у вас незапятнанная репутация во всех регионах мира» , - отметил Лукашенко.
О том, как скажется возможное сотрудничество с Boulle Mining Group на перспективах приватизации белорусского добытчика хлоркалия, и о привлекательности отрасли для иностранных инвесторов корреспондент «БелГазеты» Эмма Равич расспросила аналитика «Газпромбанка» (РФ) Алексея АСТАПОВА.
- Что за компания Boulle Mining Group?
- Это частная компания, специализирующаяся на геологоразведке и разработке месторождений полезных ископаемых, а также строительстве сопутствующей инфраструктуры.
- Возможное сотрудничество с люксембургской компанией означает, что Беларусь отказалась от продажи контроля Сулейману Керимову, или так наша страна предупреждает бизнесмена о том, что его место легко может занять кто-нибудь другой?
- Сотрудничество с люксембургской компанией никак не связано с возможной продажей «Беларуськалия» структурам Керимова. Однако на текущий момент я не вижу высоких шансов реализации сделки с Керимовым в связи с тем, что озвученная стоимость белорусской компании ($30 млрд. - «БелГазета») завышена. Кроме того, даже Керимову будет непросто привлечь ресурсы в размере половины указанной суммы, необходимые для финансирования данной сделки. А покупка пакета меньше контрольного не имеет смысла, т.к. обе компании и так активно сотрудничают, осуществляя экспортные поставки через совместного трейдера - Белорусскую калийную компанию (БКК).
- Какую цену за «Беларуськалий» вы считаете справедливой?
- Если ориентироваться на то, как торгуются мировые публичные аналоги, и в качестве базы для сравнения использовать единственно возможный мультипликатор EV/Capacity («Беларуськалий» не публикует отчетность по международным стандартам, поэтому другие методы оценки весьма затруднительны), белорусский производитель калийных удобрений должен стоить не более $24 млрд.
- Премьер Михаил Мясникович, поведавший о сенсационных переговорах по приватизации россиянами семи крупных госпредприятий РБ, «Беларуськалий» в их числе не назвал и сообщил, что «Уралкалий» пока не сформулировал предложение. Мяч на российской стороне?
- Керимов - это, в первую очередь, успешный портфельный инвестор. За последний год ему удалось консолидировать «Уралкалий» и «Сильвинит», чего Рыболовлеву (Дмитрий Рыболовлев до 2010г. владел контрольным пакетом «Уралкалия». - «БелГазета») не удавалось на протяжении многих лет. В итоге сделка привела к резкому росту стоимости «Уралкалия».
Разумно задаться вопросом: зачем Керимову белорусский актив? Одной из целей может быть покупка с последующей перепродажей. Но в таком инвесторе не будет заинтересована белорусская сторона. Если же это покупка с целью консолидации двух крупнейших на территории СНГ производителей для усиления влияния на мировом рынке, то это было бы разумно. Но в силу того, что «Уралкалий» и «Беларуськалий» и так тесно сотрудничают в экспорте удобрений через БКК, эффективность данной сделки не очевидна. Возможно, речь идет и о спекуляции, т.к. слухи о потенциальном слиянии увеличивают интерес со стороны инвесторов к акциям «Уралкалия» и позитивно влияют на акционерную стоимость последнего.
- Кому может быть интересно разрабатывать белорусские калийные месторождения?
- Прежде всего, основным потребителям калия в мире - Индии и Китаю. У индусов своих месторождений нет вообще. Китай наращивает собственную добычу, но все равно является нетто-импортером хлоркалия. Не исключаю, что заинтересованность в разработке белорусских калийных месторождений могут выказать и крупные мировые игроки, например канадская Potash Corp или британо-австралийская BHP Billiton . Последняя очень заинтересована в развитии калийного направления (в 2010г. предприняла попытку недружественного поглощенияPotash Corp. - «БелГазета»). Если мировые игроки будут готовы инвестировать в Беларусь, думаю, они очень взвешенно подойдут к оценке рисков.
- Повышение ставки налога на добычу калийной соли более чем в 12 раз - до почти $2,5 за 1 т - не отпугнет инвесторов?
- Одним из основных источников пополнения белорусского бюджета за счет калийной отрасли является экспортная пошлина на калийные удобрения, которая сейчас составляет 75 евро за тонну, а не налог на добычу калийной соли. Основное значение для потенциального инвестора будет иметь именно размер экспортной пошлины.
- Насколько серьезным может быть подтопление рудника на «Беларуськалии» и как оно повлияет на стоимость компании?
- Калийный бизнес часто связан с подтоплениями. Образующиеся при добыче калия пустоты периодически затапливаются. Шахты «Беларуськалия» довольно глубокие, поэтому вероятность такого серьезного затопления, какое было на руднике «Уралкалия» в Березниках в 2008г., как мне кажется, минимальна. Как правило, крупные мировые производители хлоркалия периодически сталкиваются с проблемой подтопления, но стараются минимизировать данные риски. Например, один из лидеров отрасли - американский Mosaic - осуществляет добычу на одном из своих рудников, который постоянно затапливается, параллельно с откачкой воды. Принимая во внимание глубину рудников компании, не думаю, что подтопление нанесет серьезный ущерб «Беларуськалию».
СПРАВКА «БЕЛГАЗЕТЫ». Алексей Астапов окончил БГЭУ по специальности «Финансы и кредит» и магистратуру экономического факультета Университета Саффолка (Бостон, США). С 2006г. аналитик «Газпромбанка» по транспорту, машиностроению и компаниям химической промышленности.
КСТАТИ
О том, как сотрудничество с Boulle Mining Group скажется на переговорах с Сулейманом Керимовым, рассуждает аналитик Банка Москвы Юрий ВОЛОВ.
- Не вижу противоречия в том, что «Беларуськалий» будет разрабатывать месторождение в партнерстве с люксембургской компанией и параллельно Беларусь будет вести переговоры о продаже пакета акций в «Беларуськалии» Керимову. Очевидно, пока переговоры о продаже «Беларуськалия» не привели к какому-либо результату. Вполне нормально, что компания ведет операционную деятельность, ищет новые проекты и новых партнеров для участия в их реализации. Если на «Беларуськалий» придут новые акционеры, то они, конечно, могут на эти проекты посмотреть по-другому. Но пока этого не произошло, вполне разумно, что «Беларуськалий» ищет возможности для развития самостоятельно.
Не могу сказать, что собой представляет люксембургская компания. Месторождения калия разрабатывать крайне сложно - это довольно затратный и длительный процесс. По большому счету, лишь несколько проектных организаций в мире способны оказать в этом помощь.